Сущность и содержание менеджмента и его роль в управлении современным предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.
В Украине пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ……………….. 4
1.1. Сущность и роль менеджмента в деятельности человека………………………4
1.2. Необходимость управления организациями ………………………………...11
1.3. Менеджмент як вид профессиональной деятельности……………………...18
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ……………………………………………….24
2.1 Роль менеджмента в деятельности торгового предприятия в современных условиях……………………………………………………………………….…….24
2.2 Характеристика магазина……………………………………………………...25
2.3 Планирование и организация предприятия………………………………….28
ГЛАВА3. ВАЖНОСТЬ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………33
3.1 Роль директора в подборе и выучке персонала………………………………33
3.2Роль директора в использовании новых форм и методов продажи товаров………………………………………………………………………………353.3 Роль директора в обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей………………………………………………………………………...….383.4 Роль директора в организации и использовании рекламы………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………….……………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

1 - сущность мен-та.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

Предприятие возглавляет  директор, который организует всю  работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние.  Директор представляет предприятие  во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Управление предприятием руководитель осуществляет на базе определенной организационной структуры. Структура  предприятия и его подразделений  определяется предприятием самостоятельно.

При организации предприятия  руководитель должен учитывать следующие факторы:

- характер производственного  процесса, его интенсивность, ритмичность  продолжительность;

- климатическое состояние  окружающей среды и производственных  помещений;

- интерьер и производственный  дизайн;

- характер материальных и моральных стимулов;

- морально–психологический  климат в производственном коллективе;

- формы организации  информационного обслуживания и  уровень оснащенности рабочих  мест;

- состояние социально  материальной среды работающих.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down  (сверху-вниз) и по методу  build-up (снизу-вверх). По методу  break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия,  форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов.

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование источников доходов.

Известно много источников фондов предприятия, включая доход  от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в  то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для  этого нужно найти банк, который  может их предоставить в настоящее  время, соотнести источник фондов с  целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д. [7]

 Директор фирмы  «ЭЛТИ» В.Б. Иванов изучив рынок  банковских услуг выбрал для  сотрудничества банк «Укринбанк»  (адрес ул. Институтская, 12-а). Расчетный  счет фирмы «ЭЛТИ» в банке  10467873. Через несколько месяцев В.Б. Иванов убедился в правильности выбора. Банк исправно выполнял свои обязательства перед клиентами. Через год (в 2005 году) фирме под расширение деятельности понадобился крупный кредит. Условия и сроки подходили для молодого предприятия.

Если предприятие хочет  завоевать новые рынки и расширить  производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в  капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

 

 

 

ГЛАВА 3. ВАЖНОСТЬ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Роль директора  в подборе и выучке персонала

 

Организация рационального планирования использования  человеческих ресурсов является залогом  эффективного функционирования предприятия. По мнению зарубежных специалистов, важными аспектами прогнозирования использования рабочей силы на предприятии следует считать фирменную кадровую политику руководителя и разработанные им этапы планирования потребностей в специалистах различного профиля. Руководитель должен понимать, что выученный им специалист будет намного лучше разбираться в делах фирмы чем наемный. Увеличение стажа совместного труда руководителя с подчиненными повышает взаимопонимание и эффективность работы.

Считается, что руководитель должен быть сильной личностью, основное качество которой   свобода, тогда как от подчиненных требуется только старательность в выполнении заданий. Однако в современных условиях важное значение приобретает интеллектуальный подход к разрешению проблем, который основывается на доверии к людям, учитывает их задания, опыт и творческий потенциал.

Чтобы реализовать глубинные  потенциальные возможности коллектива, руководитель должен раскрыть перед  ними экономический и социальный аспект заданий или поручений и домогаться их инициативного выполнения, быть смелым и готовым взять на себя ответственность за принятие и таких решений, в успешном результате которых нет полной уверенности.

Практика свидетельствует, что рядовые работники в основном не хотят быть простыми исполнителями  распоряжений руководителя. Не следует забывать, что лучше всего выполняются, как правило, те распоряжения, в разработке которых участвуют исполнители. Самая по себе это участие является своеобразной психологической подготовкой, которая воспитывает у работников чувство ответственности за порученное дело и побуждает их выполнять решение за собственной инициативой, без давления со стороны, творчески и оперативно. [4]

Управление кадрами  в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организацию управления персоналом руководитель должен вырабатывать на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей:

- производственный;

- финансово- экономический;

- социальный (кадровая  политика).

Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением руководителя к своему персоналу. Проводя кадровую политику, руководитель должен осознавать ее задачи. Вот они:

- поднятие престижа предприятия;

- исследование атмосферы  внутри предприятия;

- анализ перспективы  развития потенциалов рабочей  силы;

- обобщение и предупреждение  причин увольнения с работы.

Повседневная реализация кадровой стратегии при выполнении руководством задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.

Кадровая политика, формирующая  будущий персонал предприятия - это  целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации  и планы по использованию рабочей силы.

Посредством кадровой  политики руководитель может увеличивать  возможности предприятия, реагировать  на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.

Свойства кадровой политики:

1. Связь со стратегией.

2. Ориентация на долговременное планирование.

3. Значимость роли  кадров.

4. Круг взаимосвязанных  функций и процедур по работе  с кадрами.

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью сформировать собственную сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

Посредством кадровой политики руководитель должен создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива. [1]

3.2  Роль директора в использовании  новых форм и  методов продажи  товаров

 

Современный уровень конкуренции, насыщения рынка импортными товарами и высокие темпы развития промышленности обеспечивают постоянное увеличение  объема выпуска товаров народного потребления и расширение их ассортимента. В этих условиях резко возрастает роль торговли.  Руководитель на основе изучения рынка и прогнозирования спроса должен определять потребности населения в товарах, используя полученные данные для составления обоснованных заказов поставщикам.

Руководителю при изучении спроса на продовольственные товары необходимо учитывать ряд закономерностей, характеризующих уровень и структуру  их потребления. [3]

В структуре розничной торговли руководитель должен обращать внимание на ассортиментный признак. Важным условием улучшения деятельности торговых предприятий является обеспечение в них широкого и постоянного ассортимента товаров. Основной целью формирования ассортимента является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торгового предприятия.

Товары обычно объединяются в соответствующие  группы (подгруппы) по признаку производственного  происхождения или  потребительского назначения. Формирование ассортимента на торговых предприятиях должно осуществляться на научной основе. Вначале руководитель должен определить перечень основных групп товаров, продаваемых в магазине, затем количество видов и разновидностей товаров по их отличительным признакам и в заключении разработать конкретный ассортиментный перечень для данного магазина. Руководитель должен учитывать, что важнейшими принципами формирования ассортимента являются: соблюдение установленного ассортиментного профиля магазина, соответствие ассортимента характеру спроса покупателей, комплексное удовлетворение спроса, обеспечение широты и глубины товарного ассортимента и его устойчивости, создание условий рентабельной работы торгового предприятия. [2]

Основными средствами воздействия  предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стандартам.

Руководитель должен постоянно следить за работой рекламного дизайнера. Вид и качество упаковки играет не маловажную роль в привлечении покупателей. Так при разработке упаковки для копченых колбасных изделий руководитель фирмы «ЭЛТИ» В.Б. Иванов настоял на цветном фотографическом исполнении. Теперь покупатель видел на упаковке не нарисованный а реальный пищевой продукт. Конечно, цветное фотографическое исполнение повысило затраты на изготовление упаковок. Но одновременно повысился и покупательский спрос на данный продукт. В итоге прибыль от продажи превысила затраты на упаковку в два с половиной раза (данные за 2008 год).

При определении цены на новый товар, при прогнозе ее дальнейшего  изменения, при ее корректировке  предпринимателю очень важно  не только не прогадать, но и не завысить цену, что может прямым образом отразиться на спросе и отношении к фирме покупателей. Поэтому руководитель должен анализировать все изменения и разрабатывать стратегию к установлению и корректировке цен, что способствуют повышению прибыльности и эффективности предприятия. Так при разработке упаковки для нового вида копченой рыбы В.Б. Иванов обратил внимание на отношение покупателей к импортной продукции. Импортный продукт как правило находился в хорошо и ярко оформленной упаковке. Но при высокой цене имел небольшую массу. Поэтому покупатель привык отказываться от мелко расфасованных продуктов, даже если цена была не высокой. В.Б. Иванов сразу отказался от мелкой расфасовки рыбных копчений.  Теперь каждая упаковка нового вида копченой рыбы (океанская холодного копчения) по массе была не менее 400 грамм. Результат не заставил себя ждать. Только за первый  месяц 1999 года спрос на подобную продукцию повысился на 23 %.

 

3.3 Роль директора в обеспечении  сохранности товарно-материальных  ценностей 

Прием

Руководитель должен с самого начала контролировать качество продукции. При приемке продуктовых товаров он должен обратить внимание на состояние тары. Нарушение  целостности упаковки отрицательно сказывается на сохранности товара. Если при приемке товаров обнаружены недостача, излишки или пересортица (недостача одних товаров при одновременном наличии излишков других однородных товаров), руководитель должен приостановить приемку, обеспечить сохранность товаров, отделив их от однородной продукции.

Информация о работе Сущность и содержание менеджмента и его роль в управлении современным предприятием