Сущность и содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:22, курс лекций

Описание

В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 1.32 Мб (Скачать документ)

Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты, он способствует повышению рентабельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологий, эффективной кадровой политике. Коммерческий расчет использует такие экономические рычаги и инструменты, как: ценообразование, финансирование, кредитование. Это использование направлено на конечную цель коммерческого расчета — получение устойчивой прибыли.

В настоящее время главными инструментами  поощрения более производительного труда являются: заработная плата и различного рода льготы.

Заработная плата устанавливается  обычно с учетом профессионального уровня, образования, стажа работы и т.д. Инструментом  поощрения труда работников является премия. 3десь все зависит от политики, проводимой руководством по отношению к оплате труда. Премии  вообще могут не выплачиваться. В этом случае премия рассматривается в качестве дополнительного инструмента, с помощью которого  можно стимулировать более производительный труд. Премия выплачивается за инициативу, аккуратность в работе, поданную идею и т.д.

В системе оплаты труда  особое место занимают льготы, предоставляемые сотрудникам и увеличивающие их общий доход. Такими льготами могут быть оплата проезда, путевок, лечения, предоставление ссуд с заниженной процентной ставкой, материальная помощь сотрудникам при семейных затруднениях, оплата за обучение в учебных заведениях и т.д.

Гибкость финансовой политики основана на приспособлении к денежному  рынку, налоговому законодательству, валютному курсу. Кредитование — это одна из форм отношений между банком и каким-либо субъектом, при котором денежные средства предоставляются во временное пользование и за плату, определенную в договоре.

Банковский кредит выражает собой движение ссудного капитала, предоставляемого за плату на определенных условиях: материальной обеспеченности, возвратности, целевого характера использования, срочности, платности.

Центральное место среди  различных рычагов экономического механизма управления принадлежит ценам и ценообразованию в которых отражаются все стороны экономической деятельности организации.

Важное значение в механизме ценообразования имеет разработка методологии установления цен и определения структуры цены,  т.е. соотношение в ней элементов расходов.


Для обеспечения конкурентоспособности  на рынке организации  осуществляют различные мероприятия создают себе имидж, проводят рекламную кампанию, предоставляют более широкий по сравнению с конкурентами спектр услуг, устанавливают гибкую систему ценообразования, внедряют современные технологии, предлагают более 1 выгодные по сравнению с конкурентами формы обслуживания, расчетов и т.п. Во многом повышать уровень конкурентоспособности поморгают маркетинговые исследования рынка, анализ своих сильных и  слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Для этих целей проводится рекламная кампания.

Метод  построения экономико-математических моделей применяют, например, при оценке риска.

 

7.3 Организационно-распорядительные методы менеджмента

Любой человек, вступая в производственный коллектив, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются:

1) место коллективов и отдельных  работников в системе производства  и управления;

2) их права, обязанности и  мера ответственности;

3) способы координации их действий  и взаимосвязи в процессе производства  и управления и т.д.

Такими методами и являются административные (или организационно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности:

1) оказывают прямое воздействиё  на волю подчиненных, что проявляется  в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного акта;

2)  носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;

3)  требуют наличия и использования  действенной системы контроля  за их исполнением;

4) требуют не наилучшего решения  проблем, а выполнения строго определенных действий.

Основные преимущества административных методов:

1) единственно эффективны в примитивных ситуациях;

2) позволяют установить строгую  дисциплину производственного и управленческого персонала;

3) обеспечивают выбранную технологию  производства и управления.

    Основные недостатки  административных методов: 

1) не способствуют развитию творческого начала личности;

2)  приводят к концентрации  власти;

3)  требуют обязательного оформления  всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации;

4)  часто негативно оцениваются  персоналом.

Организационно-распорядительные методы управления тесно связаны с функцией организации, сущность которой состоит в создании и поддержании в организации системы ролей, которая в свою очередь обусловлена разделением труда и необходимостью кооперации усилий.

 Под организационно-распорядительными методами управления понимают систему мер и способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой подсистем. Их структура приведена на рис.14.

 

 

Рисунок 14 – Организационно-распорядительные методы управления

 

 

Организационно-распорядительные методы управления в основном поддерживаются властью руководителя, его правами, присущей организации дисциплиной  и ответственностью. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через директивы, приказы, распоряжения, оперативные указания, инструкции, систему контроля за их выполнением и соблюдением трудовой дисциплины. Они опираются на:

1.систему законодательных актов  страны и региона;

2.систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов организации и вышестоящей организации;

3.систему планов, программ, заданий;

4.систему оперативного руководства,  граничащую с психологическими  аспектами;

5.права, обязанности и ответственность руководителя и подчиненного, регламентированные положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.

В практике управленческой деятельности организационно-распорядительное воздействие  связано, как правило, с тремя типами подчинения:

1.вынужденное и внешне навязанное  — оно обычно сопровождается чувством зависимости и нажима сверху;

2.пассивное — для него характерно  освобождение от чувства ответственности за принятие самостоятельных решений;

3.осознанное — в данном случае воздействие воспринимаетсякак объективная необходимость.

Инструктирование — ознакомление с обстоятельствами выполнения (работ, разъяснение норм, условий реализации нормативных актов. Это наиболее мягкий способ организационного воздействия. Он дает возможность создавать условия для осуществления процессов, которые не зависят от индивидуальных качеств людей, а вытекают из  требований самой системы управления.

Распорядительное воздействие  совершается путем отдачи приказов и распоряжений, постановки задач, установления ответственности инструктажа подчиненных, координации работ и контроля за их исполнением.  Приказы и распоряжения могут быть устными или письменными. Существуют общие рекомендации этой формы распорядительства. Приказы необходимо отдавать в четкой краткой форме.

 

7.4 Социально-психологические методы менеджмента

Социально-психологическое воздействие  на персонал осуществляется с помощью  социальных и психологических методов. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг (рис.15).

 

Рисунок 15 – Социально-психологические методы управления

Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе  положительного социально-психологического климата, благодаря чему в, значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические  задачи.

Влияние на коллектив при его  формирований и развитии осуществляется посредством социальных методов, основными из которых являются метод социальных норм, воспитательные методы, методы, социального регулирования и др.

Метод социальных норм позволяет упорядочить  социальные, отношения между коллективами и внутри них на основе таких социальных норм, выработанных обществом, как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам, честность и т.д. Воспитательные методы включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в управлении.

Методы социального регулирования  предназначаются для упорядочения и гармонизации социальных отношений в коллективе. К  ним относятся договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и интересов.

Методы социального почина и  новаторства предназначены для  формирования и поддержания в  коллективе наиболее прогрессивных  социальных норм. К ним относятся  обмен опытом, почин и новаторство.

Методы, социальной преемственности — посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучших по профессии.

Метод морального стимулирования —  поощрение лучших coтрудников и  коллективов.

Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми, создание оптимального психологического климата в коллективе. Методы комплектования групп и коллективов позволяют определить оптимальные соотношения между работниками в, группах. С помощью специального изучения можно выявить симпатии и антипатии внутри группы, степень психологической совмести- мости или несовместимости.

Гуманизация труда способствует использованию  во время работы цвета и музыки, расширению творческих процессов, исключению монотонности труда.

Методы психологического побуждения {мотивации) работников к труду — создание условий, повышающих привлекательность труда, методы аттракции, в том числе за счет гуманизации.

Целью методов профессионального  отбора и обучения является  соответствие психологических особенностей личности выполняемой работе и комплектование коллективов с учетом психологической совместимости сотрудников.

Основное средство воздействия  на коллектив – убеждение. Эффективность применения приемов и способов социально-психологического воздействия зависит от подготовленности руководителя, его компетентности, организаторских способностей, знаний в области социальной психологии.

Социально-психологический  климат коллектива — это устойчивая система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.

 

8 Управленческое решение  в менеджменте

8.1 Управленческое решение: понятие и механизм выработки и реализации.

Принятие решений является функцией каждого человека в личной жизни  и функцией руководителя любого уровня в процессе управления.

Существенным отличительным  признаком управленческого решения является то, что оно принимается при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают при управлении любым объектом (промышленным предприятием, банком или государственным учреждением) постоянно, то функция принятия решений заключается в постоянном решении в процессе управления той или иной задачи. Задача принятия решений направлена на определение наилучшего способа (варианта) действий для достижения поставленных целей. Цель – это идеальное представление желаемого состояния объекта управления или результата деятельности. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Выработка плана действий по разрешению проблемы составляет сущность задачи принятия решений. Проблемы могут возникать в случае, если функционирование системы (объекта и системы управления им) в данный момент не обеспечивает достижения поставленных целей; функционирование системы в будущем не обеспечит достижения поставленных целей; требуется изменение целей деятельности системы. Проблема всегда порождается определенными условиями, которые обобщенно называют ситуацией. Часто говорят, что сложилась такая-то ситуация. Совокупность проблемы и ситуации образует проблемную ситуацию.

Таким образом, проблемой, требующей  принятия решения, принято называть ситуацию, характеризующуюся таким различием между необходимым (желаемым) и фактическим состоянием системы, которое препятствует ее развитию или нормальному функционированию.

Таким образом, управленческое решение служит средством разрешения проблемы и в обобщенном виде представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуемое состояние или изменить само требуемое состояние. Под решением понимают подход к рациональному выбору как минимум из двух вариантов.

Информация о работе Сущность и содержание менеджмента