Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:22, курс лекций
В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.
Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты, он способствует повышению рентабельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологий, эффективной кадровой политике. Коммерческий расчет использует такие экономические рычаги и инструменты, как: ценообразование, финансирование, кредитование. Это использование направлено на конечную цель коммерческого расчета — получение устойчивой прибыли.
В настоящее время главными инструментами
поощрения более производительн
Заработная плата
В системе оплаты труда особое место занимают льготы, предоставляемые сотрудникам и увеличивающие их общий доход. Такими льготами могут быть оплата проезда, путевок, лечения, предоставление ссуд с заниженной процентной ставкой, материальная помощь сотрудникам при семейных затруднениях, оплата за обучение в учебных заведениях и т.д.
Гибкость финансовой политики основана на приспособлении к денежному рынку, налоговому законодательству, валютному курсу. Кредитование — это одна из форм отношений между банком и каким-либо субъектом, при котором денежные средства предоставляются во временное пользование и за плату, определенную в договоре.
Банковский кредит выражает собой движение ссудного капитала, предоставляемого за плату на определенных условиях: материальной обеспеченности, возвратности, целевого характера использования, срочности, платности.
Центральное место среди
различных рычагов
Важное значение в механизме ценообразования имеет разработка методологии установления цен и определения структуры цены, т.е. соотношение в ней элементов расходов.
Для обеспечения
Метод построения экономико-математических моделей применяют, например, при оценке риска.
7.3 Организационно-
Любой человек, вступая в производственный коллектив, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются:
1) место коллективов и отдельных
работников в системе
2) их права, обязанности и мера ответственности;
3) способы координации их
Такими методами и являются административные
(или организационно-
1) оказывают прямое воздействиё
на волю подчиненных, что
2) носят безвозмездный характер,
не предусматривающий стимулиро
3) требуют наличия и
4) требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.
Основные преимущества административных методов:
1) единственно эффективны в примитивных ситуациях;
2) позволяют установить строгую дисциплину производственного и управленческого персонала;
3) обеспечивают выбранную
Основные недостатки административных методов:
1) не способствуют развитию творческого начала личности;
2) приводят к концентрации власти;
3) требуют обязательного
4) часто негативно оцениваются персоналом.
Организационно-распорядительны
Под организационно-распорядит
Рисунок 14 – Организационно-
Организационно-
1.систему законодательных
2.систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов организации и вышестоящей организации;
3.систему планов, программ, заданий;
4.систему оперативного
5.права, обязанности и ответственность руководителя и подчиненного, регламентированные положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.
В практике управленческой деятельности
организационно-
1.вынужденное и внешне
2.пассивное — для него
3.осознанное — в данном случае воздействие воспринимаетсякак объективная необходимость.
Инструктирование —
Распорядительное воздействие совершается путем отдачи приказов и распоряжений, постановки задач, установления ответственности инструктажа подчиненных, координации работ и контроля за их исполнением. Приказы и распоряжения могут быть устными или письменными. Существуют общие рекомендации этой формы распорядительства. Приказы необходимо отдавать в четкой краткой форме.
7.4 Социально-психологические методы менеджмента
Социально-психологическое
Рисунок 15 – Социально-психологические методы управления
Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в, значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.
Влияние на коллектив при его формирований и развитии осуществляется посредством социальных методов, основными из которых являются метод социальных норм, воспитательные методы, методы, социального регулирования и др.
Метод социальных норм позволяет упорядочить социальные, отношения между коллективами и внутри них на основе таких социальных норм, выработанных обществом, как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам, честность и т.д. Воспитательные методы включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в управлении.
Методы социального
Методы социального почина и новаторства предназначены для формирования и поддержания в коллективе наиболее прогрессивных социальных норм. К ним относятся обмен опытом, почин и новаторство.
Методы, социальной преемственности — посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, конкурсы на лучших по профессии.
Метод морального стимулирования — поощрение лучших coтрудников и коллективов.
Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми, создание оптимального психологического климата в коллективе. Методы комплектования групп и коллективов позволяют определить оптимальные соотношения между работниками в, группах. С помощью специального изучения можно выявить симпатии и антипатии внутри группы, степень психологической совмести- мости или несовместимости.
Гуманизация труда способствует использованию во время работы цвета и музыки, расширению творческих процессов, исключению монотонности труда.
Методы психологического побуждения {мотивации) работников к труду — создание условий, повышающих привлекательность труда, методы аттракции, в том числе за счет гуманизации.
Целью методов профессионального отбора и обучения является соответствие психологических особенностей личности выполняемой работе и комплектование коллективов с учетом психологической совместимости сотрудников.
Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Эффективность применения приемов и способов социально-психологического воздействия зависит от подготовленности руководителя, его компетентности, организаторских способностей, знаний в области социальной психологии.
Социально-психологический климат коллектива — это устойчивая система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.
8 Управленческое решение в менеджменте
8.1 Управленческое решение: понятие и механизм выработки и реализации.
Принятие решений является функцией каждого человека в личной жизни и функцией руководителя любого уровня в процессе управления.
Существенным отличительным
признаком управленческого
Таким образом, проблемой, требующей принятия решения, принято называть ситуацию, характеризующуюся таким различием между необходимым (желаемым) и фактическим состоянием системы, которое препятствует ее развитию или нормальному функционированию.
Таким образом, управленческое решение служит средством разрешения проблемы и в обобщенном виде представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуемое состояние или изменить само требуемое состояние. Под решением понимают подход к рациональному выбору как минимум из двух вариантов.