Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:22, курс лекций
В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. Сегодня эта деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу.
Работа службы персонала имеет
два направления –
- состояние и планирование
- оценка и отбор персонала,
планирование ближайших
- повышение квалификации перепод
При подборе и расстановке управленческих кадров в современных условиях нужно учитывать: уровень их экономического мышления, профессионализм, компетентность, коммуникабельность, пригодность для данной работы и т. д. Поспешность, необдуманность, формальный анкетный подход неизбежно приведут к ошибкам, т. к. от правильного выбора и расстановки кадров зависит качество продукции (услуг), производимой предприятием (организацией, объединением).
Кадровая политика состоит в определении правил приема на работу специалистов, необходимых для своевременного и качественного выполнения заданных функций. Подбор кадров рассматривается как функция управления, которая реализуется в отношении к личности. Он включает характеристику профессиональных навыков, интервьюирования, тестирования, беседу с претендентами.
Определенную помощь при отборе кадров оказывают различные источники информации. К ним относятся: автобиография, фотография, заявление о приеме на работу, рекомендации с последних мест работы, листок по учету кадров, диплом об образовании, трудовая книжка, профессиональная пригодность для выполнения определенного вида работ (медосмотр), беседы с поступающим на работу и т. д.
Данные источники информации при отборе персонала дополняют другими требованиями, в которых отражается квалификация работников. В них показаны основные требования, предъявляемые к работнику, которые могут оцениваться баллами по ограниченной шкале (сравнивается сумма требований, которые предъявляются к кандидату, и сумма, которую он набрал при тестировании).
Для привлечения персонала можно использовать внешний или внутренний рынок рабочей силы, то есть работников со стороны или из своей организации.
Оценка претендентов, в любом случае, производится по стандартным критериям. Они включают: образование, профессиональную пригодность, производственный опыт, опыт руководящей работы, внешний вид, самоуверенность, убедительность и самостоятельность, коммуникабельность, уравновешенность, честность, целеустремленность (карьера, инициатива, усердие), сообразительность, внимательность, способности к абстрактному мышлению, находчивость, немногословность, ясность изложения мыслей и т.д.
Таким образом, в самом общем виде управление персоналом предполагает обеспечение предприятия необходимым числом работников, заинтересованно выполняющих требуемые производственные функции, вернее, обеспечивающих необходимое производственное поведение. Каждое предприятие в работе с персоналом решает одни и те же основные задачи, вне зависимости от специфики деятельности:
- во-первых, каждое предприятие привлекает необходимые для достижения его целей человеческие ресурсы, т.е. сотрудников;
- во-вторых, все без исключения
предприятия проводят обучения
своих сотрудников, чтобы объяс
- в-третьих, предприятия
- в-четвертых, каждое из
Перечисленные задачи актуальны для любой организации, хотя их острота и формы решения могут различаться. Для их успешного решения каждое предприятие должно разработать и внедрить особые методы, процедуры, программы, которые в своем единстве будут представлять систему управления человеческими ресурсами.
9.2 Состав, структура и классификация персонала предприятия.
Персонал предприятия можно классифицировать по различным критериям. Наиболее значимой представляется классификация по тем функциям, которые выполняют работники. С этой точки зрения персонал предприятия подразделяется на производственный и управленческий.
Производственный персонал в свою очередь подразделяется на основных и вспомогательных рабочих, а управленческий – на руководителей, специалистов и технических исполнителей.
К руководителям относится
К специалистам относятся работники,
занятые инженерно-
К техническим исполнителям относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, оперативный учет и контроль, делопроизводители, кассиры, секретари – машинистки, табельщики и т. д.
К рабочим относятся лица, непосредственные участвующие в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг, уборщики, сторожа и т. д. Основные рабочие непосредственно заняты в производстве продукции, а вспомогательные обслуживают технологический процесс.
Соотношение работников по категориям характеризует кадровую структуру предприятия (организации).
Существуют и другие критерии классификации персонала, например, по уровню образования, специальностям, половозрастным признакам и т. д.
Уровень совместных возможностей персонала предприятия представляет собой его кадровый потенциал, в котором интегрируются профессиональные возможности работников и руководителей, сложившиеся между ними межличностные отношения (социально-психологический климат предприятия), существующий стиль управления.
Принципы управления персоналом.
Основная цель управления персоналом заключается в использовании с наибольшей эффективностью кадрового потенциала предприятия. Основополагающим элементом системы управления кадрами являются принципы работы с персоналом предприятия.
Основными принципами управления персоналом являются следующие:
На основе принципов
управления персоналом
- политика занятости (анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижение, порядок предоставления отпусков и увольнений);
- политика обучения (повышение
квалификации и возможная
- политика оплаты труда (система оплаты, льготы, скользящие ставки, учет жизненного уровня);
- политика производственных
- политика благосостояния (пенсии,
пособия по болезни и
В механизме управления персоналом можно выделить следующие взаимосвязанные элементы.
1. Оценка будущей потребности
в персонале разных
2. Оценка вакантных рабочих мест, включающая требования, определяемые будущими должностными обязанностями и предъявляемые к кандидатам; методики отбора кандидатов, удовлетворяющих названным требованиям.
3. Маркетинг персонала,
4. Планирование удовлетворения выявленных потребностей, обязательными элементами которого являются:
- определение условий труда
и процедуры обучения
- определение системы
5. Набор кандидатов на вакантные
должности, когда осуществляетс
6. Оценка (отбор) набранных кандидатов с точки зрения соответствия их психофизиологических особенностей, специальности и квалификации будущей трудовой деятельности, их личностного соответствия коллективу, в котором им предстоит работать.
7. Расстановка персонала в
8. Адаптация новых сотрудников
к особенностям предприятия.
9. Обучение как вновь набранных
работников для приобретения
ими эффективных навыков работы
10. Оценка трудовой деятельности, включающая текущий контроль за результатами и проведение различных аттестационных мероприятий и доведение их результатов до сотрудников.
11. Мотивация.
12. Продвижение сотрудников на
предприятии, когда решаются
13. Формирование резерва
9.4 Отбор (оценка) и расстановка персонала.
Оценка кандидатов занимает в механизме управления персоналом особое место, поскольку, во-первых, весь коллектив предприятия является результатом отбора; во-вторых, принятие решений именно по этому вопросу обеспечивает приток на предприятие наилучших кадров.
В настоящее время сформировались два подхода к проведению отбора, осуществляемого после ознакомления с документами кандидатов:
Всевозможные испытания можно разделить на три группы.
- Решение конкретных задач, явля
- Тестирование, которое является
наиболее эффективным методом
испытаний. При всем многообраз
а) тесты умственных способностей;