Сущность и становление стратегии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Целью данной Курсовой работы является раскрытие процесса становления стратегического управления и его отличие от тактического планирования. Исходя из целей в Курсовой работе поставлены следующие вопросы:
1.Стратегическое управление и его элементы.
2.Объекты, субъекты и уровни стратегического управления.
3.Стратегическое управление в гос. службе и ком. фирме: общее и особенное.
4.Первые стратеги – исследователи и практики. 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Стратегическое управление и его элементы………………………………….4
2.Объекты, субъекты и уровни стратегического управления………………...11
3.Стратегическое управление в гос.службе и ком.фирме:общее и особенное19
4. Первые стратеги – исследователи и практики………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине

 

Стратегический менеджмент

 

по теме

Сущность и становление  стратегии управления

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________                                             СТУДЕНТКИ 5 КУРСА ОЗО

        №  _______от                                                        СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ

«___» ___________20__ г.                                                                               ОРГАНИЗАЦИИ»

                                                                                       Дегтяревой А.А.

          Оценка:

____________________                                               ПРОВЕРИЛА: Куюк Г.П.

____________________

     (подпись преподавателя)

 

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Стратегическое управление  и его элементы………………………………….4

2.Объекты, субъекты и  уровни стратегического управления………………...11

3.Стратегическое управление  в гос.службе и ком.фирме:общее и особенное19

4. Первые стратеги –  исследователи и практики………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….33

Список используемой литературы……………………………………………...35

 

Введение

Система стратегического  управления сложилась в практике западного менеджмента в 60-е годы ХХ века. В основе формирования стратегии  на любом уровне управления лежит  стратегическое планирование. Это первая стадия формирования стратегии, так как она включает выработку миссии и целей, проведение СВОТ-анализа и технологии выработки стратегии в нескольких вариантах. Вторым элементом стратегического управления является реализация стратегии. Третьим – стратегический контроль1.

В процессе развития теории стратегического управления были выделены проблемы развития бизнеса и функционирования. Важно изучить содержание и аналитическую  базу стратегического менеджмента, показать объекты, субъекты и уровни управления и показать особенности  стратегического менеджмента в  государственной службе и коммерческой фирме. Это и обусловило цель данной Курсовой работы и ее актуальность.

Целью данной Курсовой работы является раскрытие процесса становления стратегического управления и его отличие от тактического планирования. Исходя из целей в Курсовой работе поставлены следующие вопросы:

1.Стратегическое управление  и его элементы.

2.Объекты, субъекты и  уровни стратегического управления.

3.Стратегическое управление  в гос. службе и ком. фирме:  общее и особенное.

4.Первые стратеги –  исследователи и практики. 

1.Стратегическое  управление и его элементы

Слово «Стратегия» происходит от греческого «стратегус», что означает «искусство генерала» и «искусство лейтенанта». В «искусство генерала» входит определение общего плана кампании или сражения, выстраивание последовательности главных действий, выделение направлений главного удара, распределение основных сил по фронту, разработка возможных вариантов хода сражений. Лейтенант заботится о другом: как наилучшим образом выполнить полученный приказ и обеспечить решение поставленных высшим руководством задач и необходимое для этого взаимодействие своих подчиненных.

В современном менеджменте, точно так же, как и в военном  деле, можно выделить стратегические и тактические аспекты.

К вопросам стратегии можно  отнести, в частности, следующие:

  • Цели организации;
  • Основные виды деятельности организации и направление «главного удара»;
  • Определение союзников и противников;
  • Собственные преимущества и направление их использование.

К тактическим вопросам относятся:

  • Порядок найма сотрудников;
  • Технология оборота документов;
  • Процедуры взаимодействия с потребителями продукции и контрагентами.

Стратегия организации – это комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей и ориентации деловой активности организации. Это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала.

Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает  участия сотрудником всех уровней  управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – гибким, допускающим  коррекцию. Выработанная стратегия  придает организации общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам  – четкие ориентиры в повседневных действиях.

Термины «стратегическое  управление» и «стратегическое  планирование» широко вошли в  практику западного менеджмента  в 60-е годы ХХ века. При этом период увлечения методами стратегического  планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым  последовало возрождение методов и подходов стратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.

Для отечественной практики методы стратегического управления настолько новы, насколько и хорошо знакомы, - все зависит от подхода. С одной стороны, пятилетние планы, долгосрочное планирование в экономике прочно вошли в актив хозяйственной практики прошлого. В то же время современные методы стратегического планирования, адекватные рыночным условиям и применяемые в быстро меняющейся внешней среде, в меньшей степени были известны хозяйственным руководителям советских предприятий. В 90-е годы ХХ столетия и первые годы ХХI века в отечественной практике наблюдается бурное распространение методов и технологий стратегического управления в целом и стратегического планирования в частности.

Традиционно стратегия понималась лишь как результат планирования, как нечто зафиксированное и  устоявшееся. В последнее время  среди специалистов по стратегическому  планированию стало преобладать  новое понимание стратегии как  соединения рационально выработанной стратегии и случайной, так называемой чрезвычайной стратегии2. Последняя определяется в первую очередь шаблонами, моделями в потоке решений и действий, она является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий. Новое понимание стратегии обусловлено высокой степенью изменчивости современного мира – будущее непредсказуемо; определенности нет ни в чем; нет достоверных прогнозов; цели подвижны так же, как и внешние условия.

Процесс стратегического  управления может быть описан как  логический, систематический подход для создания главных решений  в организации. Однако интуиция также  полезна для принятия решений  в ситуациях большой неопределенности или риска. А. Эйнштейн высоко ценил интуицию: «Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение более важно, чем знание, потому что знание ограничено, а воображение охватывает целый мир». Таким образом, выбор интуитивного или аналитического подхода к разработке стратегии – это не выбор типа «или – или». Аналитическое размышление и интуиция должны дополнять друг друга.

Мы живем в быстро меняющемся мире. Каждый последующий период сильно отличается от предыдущего. Информационная технология и глобализация – лишь некоторые из внешних факторов, которые сегодня коренным образом преобразуют бизнес и общество в целом. Люди активно пересекают границы, они не только путешествуют, но и работают вне пределов стран, где родились и выросли. Мир становится миром без границ, в рамках которого утверждаются модели глобальной конкуренции, глобального поведения и глобального выбора, где действуют глобальные граждане, глобальные конкуренты, глобальные клиенты, поставщики, дистрибьюторы. Глобализация, информатизация, новые технологические, политические и финансовые реальности заставляют многие организации постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Единственное, что сегодня  не изменяется, - это сами перемены. Именно поэтому успешно действующие  организации управляют собственными изменениями с целью постоянной адаптации к изменяющейся внешней среде. В этих условиях детальные стратегии не могут быть заранее выстроены. Часто их приходится корректировать по ходу дела. Секрет успеха – уже не столько в предвидении будущего, сколько в создании организации, которая могла бы процветать в непредсказуемом будущем. Стратегия – это деятельность в потенциале, требующая решений на высшем уровне управления  и значительных ресурсов организации.

Стратегия – это общее  направление развития. Если его нельзя указать точно, то все равно полезно  иметь не вполне четкое направление  развития, чем никакого. Даже недостаточно четкое, но понятное общее направление  можно воплотить в тактических  шагах и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении.

Важно не только иметь стратегию, не менее важно ее последовательно  реализовать. Технически несовершенный  план, который осуществлен хорошо и последовательно, оказывает более  мощное воздействие, чем самый совершенный  план, который остается только на бумаге. Стратегическое управление не должно быть подобием нескончаемого бюрократического «спектакля». Скорее, оно должно стать  процессом обучения, который знакомит менеджеров и служащих организации с ключевыми стратегическими проблемами и альтернативами для решения тех или иных проблем. Стратегическое управление не должно быть ритуалом, слишком формальным и предсказуемым. Ключевая роль стратегического управления состоит в непрерывном изучении и изменении.

Важная характеристики процесса стратегического управления – непредубежденность лиц, принимающих участие в выработке  эффективной стратегии. Готовность и желание рассматривать новые  точки зрения, новые идеи, и новые  возможности – необходимая черта  стратегического процесса.

Процесс стратегического  управления включает в себя 3 стадии:

1.Стратегическое планирование:

    • Выработка миссии и целей
    • СВОТ – анализ
    • Выработка стратегии

2.Реализация стратегии:

  • Оргструктуры
  • Информационная система
  • Культура
  • Кадры

3.Стратегический контроль:

  • Критерии и показатели контроля
  • Мониторинг
  • Анализ
  • Бенчмаркетинг

Формирование стратегического  плана предполагает развитие миссии и видения, определение внешних возможностей и угроз, внутренних положительных и отрицательных сторон организации, установления долгосрочных целей, разработку альтернативных стратегий и выбор конкретных стратегий для применения. Для коммерческих организаций эта стадия предполагает определение того, в какой новый бизнес войдет организация, из какого уйдет, как распределить ресурсы, в какой части распространить диверсификацию, распространять ли свою деятельность на те или иные международные рынки, где ив каком бизнесе формировать совместные предприятия, как избежать враждебных поглощений, а также многие другие практические вопросы, определяющие судьбу организации и ее будущее.

Стратегический план –  это последовательность укрупненных  действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование определяет основные цели и направления действий организации, обеспечивает достижение выбранных целей путем использования  имеющихся преимуществ и создания новых.

Стратегическое планирование определяет, какие продукты будет  выпускать организация, на каких  рынках будет присутствовать, какие ресурсы вовлекать, а также какие технологии использовать на перспективу. Деловые стратегии могут включать в себя географическое расширение, разнообразие, приобретение, развитие изделия, рыночное проникновение, сокращение, ликвидацию, и объединение предприятий. Стратегия, в конечном счете, определяет конкурентные преимущества.

Этап реализации стратегии  не менее важен, чем этап ее формирования в рамках стратегического планирования. Сформулированная, но не реализованная  стратегия – это не просто бессмысленная  трата времени, это абсурдная  ситуация. Каждая стратегия формируется  для ее воплощения.

Реализация стратегии  предполагает, что организация устанавливает  тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким  образом, чтобы могла быть достигнута стратегическая цель. При этом формируется, развивается и поддерживается корпоративная  культура, которая способствует реализации стратегии. Также создается определенная организационная структура управления, распределяются маркетинговые усилия, подготавливаются бюджеты, развивается соответствующая информационная система, а также устанавливается соответствующая система оплаты труда. Персонал мобилизуется для того, чтобы реализовать выбранную стратегию, что предполагает дисциплину и ответственность. Успех реализации стратегии критическим образом зависит от адекватной мотивации сотрудников.

Информация о работе Сущность и становление стратегии управления