Сущность и становление стратегии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Целью данной Курсовой работы является раскрытие процесса становления стратегического управления и его отличие от тактического планирования. Исходя из целей в Курсовой работе поставлены следующие вопросы:
1.Стратегическое управление и его элементы.
2.Объекты, субъекты и уровни стратегического управления.
3.Стратегическое управление в гос. службе и ком. фирме: общее и особенное.
4.Первые стратеги – исследователи и практики. 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Стратегическое управление и его элементы………………………………….4
2.Объекты, субъекты и уровни стратегического управления………………...11
3.Стратегическое управление в гос.службе и ком.фирме:общее и особенное19
4. Первые стратеги – исследователи и практики………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)
  • Планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно осуществляются исходя из целей, установленных вышестоящими органами, а, в конечном счете – народом на основе демократического выбора;
  • Организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
  • Мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах нематериального характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.);
  • Контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются как вышестоящими структурными подразделениями, органами управления, так и населением, гражданами – непосредственно или с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.

Процесс управления в государственной  службе часто обозначается емкими терминами «администрирование» и «бюрократия». Ключевыми характеристиками такого управления являются:

  • Следование инструкциям;
  • Разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
  • Концентрация власти и политической воли;
  • Ограничение свободы;
  • Административный контроль;
  • Авторитарный стиль управления.

В России и в мире в  целом в последнее время произошли  большие изменения в условиях функционирования государственного сектора, что, в свою очередь, отражает общие  тенденции развития всего общества. Интернационализация экономических  связей, развитие технологий, основанных на новом знании, информатизация всех аспектов жизни людей, обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений – вот лишь неполный перечень новых реалий конца ХХ и начала ХХI века.

В государственном секторе  происходят те же изменения, что и  в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен. Многие государственные учреждения, ориентированные на выполнение традиционных функций государства, приватизируются и разгосударствляются. Многие функции. Начиная от уборки мусора на городских улицах и кончая содержанием тюрем, в разных странах мира постепенно передаются из государственного сектора в частный. В практику управления в государственных организациях все больше проникают методы управления, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится, прежде всего, к стратегическому управлению.

Управление в любой  сфере, в том числе и государственной  службе, подвержено изменениям. Основной тенденцией изменений управления в  государственной службе в настоящее  время стало перенесение управленческих методов, технологий и приемов из коммерческой сферы в государственную. В настоящее время подходы  и технологии управления, отработанные в коммерческих фирмах, достигших  успеха, внедряются, в практику управления других, в том числе государственных  организаций. С точки зрения управления стираются границы между коммерческими  и некоммерческими организациями, так как большинство подходов и приемов успешного управления коммерческих организаций актуальны и для государственных организаций. В первую очередь это относится к стратегическому управлению. Под влиянием методов стратегического управления в государственных организациях появляются такие относительно новые управленческие явления, как цели и миссия, СВОТ-анализ, стратегические альянсы, стратегический контроль и пр.

Особенно ярко методы стратегического  управления проявляют себя в тех  областях, где требуются новые  подходы, где изменения окружающей среды заставляют постоянно искать решения возникающих новых задач. Однако в тех сферах государственной  службы, где преобладают рутинные функции решение повторяющихся  стандартных задач, там доминируют и стандартные бюрократические  методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае оказывается  самым действенным.

Однако все чаще во многих сферах государственной службы возникают  проблемы, требующие нестандартных  решений постоянно возникающих  новых задач. В этих сферах особенно прочно укрепляет свои позиции стратегическое управление. В связи с этим в  практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд – гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового и совершенствования старого  «продукта». Создание инновационного потенциала в рамках государственного учреждения становится залогом его  успешной деятельности. Для создания инновационного потенциала необходимо на каждом уровне управления стимулировать  эксперименты, новые начинания, творческое заимствование продуктивных идей, так называемые быстрые старты, важно ориентировать инновационную стратегию на развитие «шаг за шагом».

Становление стратегического  управления в государственной службе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. В процессе становления стратегического управления изменяется и роль персонала. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала, и прежде всего технике решения проблем.

Общей тенденцией развития стратегического управления в последние  годы стало предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых  «команд» или даже самостоятельных филиалов. «Командные» технологии управления стали активно проникать в практику государственной службы. В крупных организациях происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения инновативности, индивидуальной приверженности, сконцентрированности на главных задачах. В организациях меняется роль менеджера среднего звена: он уже не столько диспетчер, сколько тренер-консультант; он не столько передает указания начальства, сколько помогает сотрудникам самостоятельно вырабатывать новые подходы, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы, добиваться большей согласованности действий.

Стратегическое управление в государственной службе характеризуется  большей ориентацией на цели и  миссию по сравнению на ориентацию на правила и процедуры. Практика формирования миссии (обобщенной цели и концентрированных принципов) постепенно укрепляется в государственной  службе. В практику государственной  службы проникают методы количественной оценки стратегических результатов, в частности оценки эффективности (отношения результата к затратам), результативности (отношение фактического результата к планируемому), экономии (отношение планируемых затрат к фактическим).

Смешаются и другие акценты, в частности от оценки затрат к  оценке результатов. Традиционные подходы  в государственном управлении постоянно  концентрируются на вопросе расходования государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. При стратегическом управлении в государственной службе основное внимание переносится на измерение и мониторинг результатов, полученных в процессе тех или иных действий государственной службы.

Так, например, в современной  российской практике государственного контроля пока еще преобладает ориентация на измерение затрат. В частности, при проверке выполнения федеральных программ Счетной палатой РФ основной акцент делается на контроле соответствия фактических затрат запланированным. В то же время ключевым пунктом контроля любых государственных затрат должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствует ли понесенные затраты полученным результатам.

Новые условия развития общества приводят к тому, что методы и приемы стратегического управления, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся на практику государственной службы. В то же время государственные организации характеризуются особенностями, отличающими их от частных. Эти особенности заключаются, прежде всего, в масштабах и качестве целей, ответственности, отчетности и оценке результатов деятельности. Поэтому не все методы и приемы стратегического управления, дающие результаты в частном секторе, могут в неизменном виде найти свое эффективное применение в государственной службе.

Стратегическое планирование прочно вошло в жизнь практически  всех коммерческих организаций. Традиционные технологии стратегического планирования – это бизнес-планы и коммерческие проекты. Практика доказала высокую  эффективность, а в ряде случаев  и настоятельную необходимость  применения стратегического планирования не только в коммерческой, но и в  других видах человеческой деятельности. В последнее время стратегическое планирование все больше используется в практике некоммерческих организаций (фондов, церквей, университетов) и в  государственном управлении, в том  числе и в региональном.

Правомерна постановка вопроса  о стратегии страны в целом, региона  или города, министерства, ведомства. Все эти объекты управления сильно отличаются от коммерческой фирмы, и поэтому стратегия их развития имеет свои особенности. В то же время основные элементы стратегии страны, региона, города, министерства, ведомства и коммерческой организации совпадают.

Стратегическое планирование с успехом используется в работе университетов, больниц, некоммерческих организаций. Особенно плодотворным становится применение стратегического планирования в управлении развитием региона.

Все процедуры стратегического  планирования при соответствующей  адаптации применимы к планированию развития региона и города. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при составлении комплексных  планов социально-экономического развития, но и при осуществлении антикризисных  мер в регионах и городах, в  управлении масштабными инфраструктурными  проектами, при осуществлении инвестиций.

Некоторые приемы стратегического  планирования, формализованные в  бизнес-планировании, уже достаточно широко применяются в практике работы региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.

 

4.Первые стратеги – исследователи и практики.

Стратегическое управление явилось естественным результатом  развития управления в целом. История  развития управления – это история  формулирования управленческих проблем  и целых парадигм, конструирования  управленческих нововведений, методов  исследования и воздействия. Основные этапы развития менеджмента в  сжатом виде могут быть отражены следующим образом.

Основные достижения в развитии менеджмента до 1990 г.4

Годы

Индивидуум или  этническая группа

Основной вклад  в развитие менеджмента

5000 до н. э.

Шумеры

Письменность; регистрация  фактов

4000 до н. э.

Египтяне

Признание необходимости  планирования, организации и контроля

2600 до н. э.

Египтяне

Децентрализация в организации  управления

1800 до н. э.

Хаммурапи

Использование свидетелей и  письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности

1491 до н. э.

Евреи

Концепция организации, скалярный  принцип

600 до н. э.

Навуходоносор

Контроль стимулирования и производства через заработную плату

400 до н. э.

Сократ

Формулировка принципа универсальности  управления

400 до н. э.

Ксенофонт

Признание менеджмента как  особого вида искусства

175 до н. э.

Като

Использование описаний работ

20

Иисус Христос

Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения

1100

Газали

Требования к менеджеру

1835

Маршал, Логман

Признание и обсуждение относительной  важности менеджмента

1881

Джозеф Вартон

Разработка для колледжа курса предпринимательского менеджмента

1900

Фредерик Тейлор

Научный менеджмент, системный  подход, кадровый менеджмент; функциональная организация, исследование рабочего времени, стандарты планирование, контроль

1916

Генри Файоль

Первая полная теория менеджмента, его функции и принципы, признание  необходимости его преподавания

 

Александр Г. Черч

Функциональная концепция  менеджмента

1919

Моррис Л. Кук

Различные области использования  менеджмента

1927

Элтон Мэйо

Социологическая концепция  групповых устремлений

1943

Линделл Уорвик

Сведение воедино и  корреляция принципов менеджмента

1949

Норберт Винер

Разработка системного анализа  в теории информации

1965

Игорь Ансофф

Модель стратегического  планирования

1976

Ромари Стюарт

Альтернатива и ограничения  действий менеджера в разных ситуациях

1985

Том Питерс

Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу  организации как к важному  ресурсу развития бизнеса

Информация о работе Сущность и становление стратегии управления