Сущность и становление стратегии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Целью данной Курсовой работы является раскрытие процесса становления стратегического управления и его отличие от тактического планирования. Исходя из целей в Курсовой работе поставлены следующие вопросы:
1.Стратегическое управление и его элементы.
2.Объекты, субъекты и уровни стратегического управления.
3.Стратегическое управление в гос. службе и ком. фирме: общее и особенное.
4.Первые стратеги – исследователи и практики. 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Стратегическое управление и его элементы………………………………….4
2.Объекты, субъекты и уровни стратегического управления………………...11
3.Стратегическое управление в гос.службе и ком.фирме:общее и особенное19
4. Первые стратеги – исследователи и практики………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)

 

Стратегическое управление прокладывало себе дорогу непросто, у  него были как сторонники, так и  противники. Первопричиной противодействия стратегическому подходу издавна и по сегодняшний день является, прежде всего, традиционное для большинства менеджеров сосредоточение внимания преимущественно на вопросах тактического управления.

Такого подхода придерживались и до сих пор реализуют его  многие менеджеры, занятые «гражданской»  деятельностью. Видимо, не случайно, прародителями стратегического управления стали высшие военные чины и мыслители.

Одни из первых известных  человечеству высказываний по вопросам стратегического управления приписываются китайскому военному мыслителю и полководцу Сунь-Цзы и другим древнекитайским полководцам. Несмотря на свою профессию, авторы решили сообщить потомкам как о главном – не о принципах военного искусства, а о проблемах взаимоотношений человека, наделенного властью, и его подчиненных, проблемах эффективности управления массами. Они акцентировали свое внимание на стратегии выживания и преуспевания в среде «особ, приближенных к императору». Словом, речь шла о стратегии обретения и удержания общественного и карьерного успеха.

Военные «максимы» Сунь-Цзы (положения, сформулированные в повелительном  наклонении) очерчивали типы стратегий  и диктовали их выбор в зависимости  от соотношения между внешними условиями (прежде всего, силой противника, а  также типом местности) и собственным  потенциалом, возможностями. Вот один из классических примеров «максим» Сунь-Цзы: «Если превосходишь противника в десять раз – окружай его… Если в пять раз – атакуй его… Если у тебя вдвое больше сил – раздроби войска противника на части… Если силы равны – сумей с ним сразиться… Если сил меньше – будь готов отступить… Если силы во всех отношениях неравные – будь готов уклониться от боя…»5

Сунь-Цзы, вероятно, был первым, кто высоко оценил роль информационно-аналитической  работы в деятельности стратега. За 350 лет до н. э. он выделил следующие  пять элементов военного искусства: первое – измерение пространства; второе – оценку количества; третье – расчет; четвертое – сопоставление; пятое – шансы на победу. Он же утверждал: «Кропотливые расчеты – условие победы; недостаточные – возможность поражения. Тот же, кто вообще не делает никаких расчетов, имеет наименьшие шансы на победу»6. Не случайно трактат начинается с параграфа «Предварительные расчеты»…

Среди канонов китайской  науки стратегии также выделяется канон «Тридцать шесть стратагем». Самовыражение «тридцать шесть стратагем» впервые упоминается в китайских хрониках V века. Предполагается, что первоначально трактат предназначался для весьма ограниченного использования и имел хождение среди членов тайных обществ древнего Китая (впрочем, существует также предположение, что это произведение сложилось в XVII веке). В нем раскрываются «секреты» победы над любым противником и в любых обстоятельствах, рецепты китайской науки власти, науки одухотворенного бытия, которые могут обеспечить успех и благополучие в обычной жизни. Значительная часть стратагем базируется на высказываниях Сунь-Цзы и дополняется ими.

Это книга о секретах власти, которая сама несколько веков  была секретом, доступным только избранным. В 1961 году высшие чины Народно-освободительной  армии Китая выпустили ее закрытое – предназначенное «для внутреннего  пользования» - издание. Только после  окончания «культурной революции» в Китае, а потом и в сопредельных странах стали появляться открытые публикации загадочного текста. Теперь «Тридцать шесть стратагем» прочно заняли свое место в ряду самых популярных изданий на книжных рынках Китая, Гонконга, Тайваня, Японии. Они стали бестселлером также в Европе и Америке. Причина столь громкого успеха китайских стратагем в том, что значение их выходит далеко за рамки собственно военной науки. Теперь их все воспринимают – и не без основания – как ключ к успеху во всех житейских делах, удобное и эффективное руководство для деловых и личных отношений.

Тридцать шесть стратагем  разделены на шесть разделов по шесть  стратагем в каждом. Первый раздел посвящен первый раздел посвящен стратагемам  победоносных сражений; второй – стратагемам  сражений при равновесии сил; третий – стратагемам наступательных сражений; четвертый – стратагемам сражений с несколькими участниками; пятый  – стратагемам сражений совместно  с третьей стороной; шестой –  стратагемам проигрышных сражений. Одна из главных идей заключается  в том, что видеть в искусстве  войны только искусство и не знать, что оно основывается на точных расчетах, - значит не знать, как пользоваться этим искусством.

Среди других предшественников теории и практики стратегического  управления выделяется немецкий военный  мыслитель, генерал Карл фон Клаузевиц (1780-1831). Многие его наработки базировались на анализе действий Наполеона Бонапарта, успешно действовавшего даже в сражениях  с превосходящими силами противника, включая прусскую армию. Клаузевицу пришлось даже побывать в бонапартовском плену, что, вероятно, и заставило его особенно тщательно анализировать действия противника.

В своем трактате «О войне» Клаузевиц  предложил ввести ряд  гибких принципов управления войсками. Он утверждал, что все стратегии  состоят из одних и тех же «строительных  блоков», используемых в атаке, обороне  и маневрах. Основная задача творчества стратега – открытие и реализация новых комбинаций этих блоков. Кроме  того, Клаузевиц выделил важное отличие  стратегического управления от тактического: в тактической ситуации, говорил  он, мо меньшей мере половину проблем  можно обрезать невооруженным взглядом, тогда как в стратегии обо  всем нужно догадываться и все  нужно предвидеть.

 

Заключение

На основе исследования содержания стратегии менеджмента можно  сделать ряд выводов:

  1. Стратегическое управление явилось естественным результатом развития управления в целом. У его истоков стояли военные теоретики и полководцы. История развития управления – это история формулирования управленческих проблем и целых парадигм, конструирования управленческих нововведений, методов исследования и воздействия.
  2. Стратегия – это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в рамках которой действует данная организация. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала. Процесс стратегического управления включает в себя три стадии – стратегическое планирование, реализацию стратегии, стратегический контроль.
  3. Объектами стратегического управления могут быть коммерческая фирма, страна, регион, город, университет, религиозная община, клуб любителей подводного плавания, малое предприятие и т. д. субъектами стратегического управления является руководство, сотрудники организации и внешние заинтересованные организации и лица.
  4. Стратегия организации может рассматриваться на разных уровнях. Так, например, для коммерческой корпорации можно выделить:
    • Корпоративную стратегию, которая определяет, какие виды бизнеса и в какой комбинации будет развиваться данная корпорация,
    • Стратегии бизнеса, которые определяют, каким образом и за счет каких факторов будет развиваться данный бизнес,
    • Функциональные стратегии, которые определяют стратегию осуществления тех или иных функций (финансовая стратегия, кадровая стратегия, маркетинговая стратегия, стратегия закупок и пр.).

Точно так же можно рассматривать  различные по уровню и виду стратегии  развития территорий. Могут существовать мировые стратегии, страновые, региональные, городские, а также функциональные стратегии применительно к каждому  уровню.

 

Список используемой литературы

  1. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. 5 изд. – М.: Омега-Л, 2011. – 464с.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999. – 416с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Гардарики, 1995. – с.29-43.
  4. Гапоненко А.Л. Особенности управления в государственной службе // Государственная служба. 1997. №0. – с. 28-35.
  5. Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников управления и управленческой практики. – М.: Дело, 1996.- 272 с.
  6. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1991. – с. 31-38.
  7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы управления. – М.: Дело, 1992. – с. 255-286.
  8. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. – М.: Экономика, 1995. – 335 с.
  9. Тридцать шесть стратагем: Китайские секреты успеха. / Пер. с кит. В.В. Малявина. – М.: Белые альвы, 2000. – 192с.
  1. 1 Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. 5 изд. – М.: Омега-Л, 2011. – с. 8-9.

2 Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб. 2011

3 Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Экономика, 1982. – с. 158.

4 Классификация, получившая название «управленческий континуум», присутствует в кН. Клода Ст. - Джорджа младшего «История управленческой мысли» (The History of Management Thought». Подробнее см.: Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. – с. 31-38.

5 См. в Интернете: http//yl.boom.ru/HTML/Book/sunczi.html.

6 См. в Интернете: http//yl.boom.ru/HTML/Book/sunczi.html.

 


Информация о работе Сущность и становление стратегии управления