Сущность и становление стратегии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание

Целью данной Курсовой работы является раскрытие процесса становления стратегического управления и его отличие от тактического планирования. Исходя из целей в Курсовой работе поставлены следующие вопросы:
1.Стратегическое управление и его элементы.
2.Объекты, субъекты и уровни стратегического управления.
3.Стратегическое управление в гос. службе и ком. фирме: общее и особенное.
4.Первые стратеги – исследователи и практики. 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Стратегическое управление и его элементы………………………………….4
2.Объекты, субъекты и уровни стратегического управления………………...11
3.Стратегическое управление в гос.службе и ком.фирме:общее и особенное19
4. Первые стратеги – исследователи и практики………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)

На стадии стратегического  контроля осуществляется анализ того, насколько успешна принятая стратегия, насколько полно она осуществлена.

 

 

2.Объекты, субъекты и уровни стратегического управления

Объектами стратегического  управления могут быть фирма, страна, регион, город, университет, малое предприятие  и т. Д.

Субъектом стратегического  управления является руководство организации, но это не единственный субъект стратегического  управления. Для стратегического  управления во многих современных организациях обязательным является участие всего  персонала в обсуждении и выработке  стратегии их развития. Так, например, сотрудники фирмы участвуют в формировании и реализации стратегии этой фирмы. В университете преподаватели и студенты должны участвовать в формировании и реализации стратегии развития этого университета. На малом предприятии в процесс стратегического управления естественным путем втягиваются все его сотрудники, а не только владельцы и соучредители.

Часто в формировании стратегии  развития сложных объектов участвуют внешние по отношению к ним заинтересованные лица. Так, например, в формировании стратегии развития предприятия могут участвовать органы местной власти и местное население, особенно если планы развития этого предприятия существенно влияют на жизнь людей, живущих поблизости. В формировании стратегии развития города могут участвовать власти областного и федерального уровня, потенциальные инвесторы, общественные организации.

Стратегия организации может  рассматриваться на разных уровнях. Так, например, для коммерческой корпорации можно выделить:

  • Корпоративную стратегию, которая определяет, какие виды бизнеса и в какой комбинации будет развивать данная корпорация;
  • Стратегии бизнеса, которые определяют, каким образом и за счет каких фактором будут развиваться отдельные виды бизнеса;
  • Функциональные стратегии, которые определяют стратегию осуществления тех или иных функций.

В каждой организации могут  существовать различного рода функциональные (специальные) стратегии: финансовая, кадровая, маркетинговая и пр.

Точно так же можно рассматривать  различные по уровню и виду стратегии  развития территорий. Могут существовать мировые стратегии, страновые, региональные, городские, а также функциональные стратегии применительно к каждому уровню.

Стратегия развития страны в целом может формироваться как относительно самостоятельный инструмент управления, в то же время она может опираться на стратегии более низкого уровня (регионов и городов). Стратегия развития региона точно так же может существовать как относительно самостоятельный инструмент регионального управления, в то же время учитывать основные положения стратегии развития страны. Стратегия развития региона, в свою очередь, может быть определенной основой для стратегий развития составляющих его муниципальных образований, в том числе города.

На каждом уровне (страна, регион, город) может быть сформирована и реализована функциональная стратегия, которая определяет ту или иную сторону  развития данного объекта управления. Так, например, можно на всех уровнях рассматривать экологическую стратегию, миграционную стратегию, стратегию в сфере занятости, инновационную стратегию и т. Д.

Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Управление любым объектом можно представить  как управление функционированием  и управление развитием. Чтобы выделить особенности управления развитием, необходимо уточнить, что такое развитие и что такое функционирование объекта управления.

Развитие – это движение вперед, формирование новых черт, становление новых структурных характеристик объекта. Развитие означает его эволюцию, улучшение, прогресс, а также рост и расширение. Применительно к организации развитие означает устойчивые изменения направления деятельности выполняемых функций, структуры организации, уровня эффективности и качества деятельности организации.

Функционирование – это обычная работа, деятельность, жизнедеятельность (организма, механизма, учреждения), выполнение функций, обязательных для продолжения существования. Функционировать – означает действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функционирование – это выполнение стандартных операций в относительно неизменных условиях.

Функционирование и развитие – две стороны одного процесса. Иногда трудно провести границу между  ними, в то же время они являются относительно самостоятельными сторонами  бытия объекта.

Объектами развития и функционирования могут быть объекты живой и  неживой природы. Развиваются и  функционируют организм, человек, общество, город, регион, страна и т. Д.

Развиваются все социально  – экономические объекты: коммерческие фирмы, органы государственного управления, регионы, города и государства. В  процессе развития любой объект может  приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, эстетическом, функциональном, экологическом  или любом другом смысле. Новые  черты могут проявляться в  усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Поэтому структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.

Развитие может проявляться  в осуществлении новой комбинации уже известных вещей, сил, процессов. Новая комбинация может появиться в результате применения принципиально новых процессов и технологий, а может быть получена посредством небольших и относительно малых усовершенствований.

Форма и содержание экономического развития определяются тем, какие новые  комбинации факторов возникают и  как они осуществляются. Новые  комбинации могут возникать в  результате:

  • Производства нового блага;
  • Внедрения нового метода производства уже известного блага;
  • Освоения нового рынка сбыта;
  • Получение нового источника сырья, материалов, знаний;
  • Проведения реорганизации, в том числе с целью получения монопольного положения или использования других дефектов рынка3.

Развитие коммерческого  предприятия, например, выражается в  том, что предприятие:

  • Осваивает выпуск новой продукции;
  • Использует новые технологии и методы производства, в частности современные информационные системы;
  • Применяет современные методы менеджмента;
  • Осваивает новые рынки сбыта;
  • Патентует основные изобретения и ноу-хау с целью дальнейшего лицензирования;
  • Формирует собственные филиалы;
  • Вступает в стратегические альянсы с другими аналогичными фирмами с целью получения монопольного положения и использования ценовой дифференциации.

Развитие города может  выражаться в том, что город:

  • Предоставляет для своих жителей новое благо (новый торговый центр, новый бассейн и т. Д.);
  • Внедряет новый способ производства уже известного блага (при производстве и распределении тепла достигается экономия за счет новых энергосберегающих технологий);
  • Осваивает новый рынок сбыта (например, туристических услуг);
  • Осваивает новый источник знаний (например, в процессе реализации гранта Всемирного банка);
  • Проводит реорганизацию системы образования, существенно увеличивая число студентов, в том числе иностранных.

Развитие коммерческого  предприятия оценивается динамикой  показателей его деловой активности (прибыль, доля рынка). Развитие города, региона или страны оценивается  динамикой экологического состояния, уровнем доходов, продолжительности  жизни населения, грамотность жителей.

Управление развитием  любого объекта представляет собой относительно самостоятельные действия и отличается от управления функционированием того же объекта. Например, по своему содержанию различаются:

  • Управление функционированием фирмы и управление развитием фирмы;
  • Управление функционированием университета и управление развитием университета;
  • Управление функционированием региона и управление развитием региона;

Более того, в рамках управления каждым из упомянутых объектов можно  выделить более мелкие объекты, управление которыми вновь разделяется на управление функционированием и развитием:

  • В рамках фирмы: управление функционированием производства (диспетчеризация, управление запасами, материальными потоками, технологический контроль и пр.) и управление развитием производства (техническое перевооружение, внедрение новых технологий, освоение производства новых изделий);
  • В рамках университета: управление функционированием учебного процесса (расписание, управление аудиторным фондом, контроль посещаемости) и управление развитием учебного процесса (создание новых учебных курсов, повышение квалификации преподавателей, внедрение новых технических средств обучения);
  • В рамках региона или города: управление функционированием региональных и городских служб, жилищно-коммунального хозяйства, системы социальной защиты населения, налоговых служб региона и управление развитием региона (привлечение новых видов бизнеса, расширение аэропорта, развитие телекоммуникаций, поддержка малого бизнеса, развитие учреждений здравоохранения и образования, развитие региональных финансовых учреждений и пр.).

Управление развитием  становится все более актуальным по мере того, как растет темп социально-экономических изменений. Особенно ярко ускорение социально-экономического развития стран, организаций и сообществ появилось в ХХ веке. Увеличилась скорость распространения информации, формировались новые социально-экономические связи, время «сжималось», соответственно темпы социально-экономического развития увеличивались. В начале ХХI века страны и народы, компании и организации, лидеры и менеджеры сталкиваются с необходимостью самообновления, так как темпы научно-технического и социального прогресса продолжают ускоряться. Неуклонное обновление мира требует от людей их собственного непрерывного развития.

В постоянно меняющихся условиях современного мира развитие организаций  является не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей. В соотношении  «управление функционированием  – управление развитием» все больший  удельный вес приобретает управление развитием. Основные составляющие управления развитием – это формирование видения, выявление целей и задач, определение стратегий, разработка планов развития, установление соответствующего лидерства. Любую организацию можно представить как совокупность умений, навыков, квалификаций и компетентности, которые должны быть направлены, прежде всего, на развитие организации. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование и в большей – на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют, а трансформируют объект управления, сами одновременно обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.

У любой организации должны быть две управляющие системы: поверхностная, осуществляющая управление функционированием, создающая продукт, и глубинная, реформирующая поверхностную систему управления.

Стратегическое управление в значительной степени представляет собой управление развитием. Менеджмент развития в отличие от менеджмента  функционирования носит менее рутинный характер и большей мере основывается на творчестве. Менеджмент развития в  обязательном порядке учитывает  меняющиеся внешние условия, постоянно  ориентируется на цели развития и  имеет стратегический характер. Менеджмент развития – органическая и неотъемлемая часть управления любым объектом, в то же время обособленная и относительно самостоятельная.

Менеджмент развития проявляется  в различных формах, в частности  в стратегическом планировании, развитии культуры организации, организационном  развитии, а также в таких конкретных технологиях менеджмента, как бизнес-планирование, группы качества и др. основной формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое планирование.

 

3. Стратегическое  управление в государственной  службе и в коммерческой фирме:  общее и особенное.

Стратегическое управление традиционно рассматривается в  рамках коммерческих организаций. В  то же время все основные закономерности стратегического управления, рассматриваемые  в классических учебниках и руководствах, проявляются в управлении государственными организациями. Стратегическое управление в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и стратегическое управление в коммерческой организации. Здесь проявляются те же закономерности, что и в общем управлении.

Управление в различных  по своей природе организациях –  в министерстве, в областной администрации, в торговой фирме, в университете, в церкви и в транснациональной  корпорации – имеет общие закономерности. В процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются планы и  программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается  организационная структура. Во всех организациях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные  системы, отрабатываются процедуры  приема на работу и продвижения по службе. В любой организации закрепляются соответствующие процедуры контроля.

Вместе с тем управление в государственной службе представляет собой один из видов специального управления. Особенности управления в государственной службе проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, особой ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой:

Информация о работе Сущность и становление стратегии управления