Сущность мотивации в работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание

Целью исследования является определение сущности мотивации и оценка влияния мотивации на эффективность управления персоналом.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
• изучить теоретические основы исследования мотивации;
• определить роль и место мотивации в трудовой деятельности работника;
• рассмотреть проблемы мотивации персонала на предприятии ООО «Аркада-Инжиниринг» и дать рекомендации по совершенствованию мотивации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3-4
Глава 1. Теоретические основы мотивации деятельности персонала
1.1 Сущность мотивации…………………………………………..5-7
1.2 Содержание и логика процесса мотивации……………….…7-10
1.3 Классические теории мотивации и их краткая
характеристика………………………………………………10-15
1.4 Роль и место мотивации в трудовой деятельности
Работника……………………………………………………..15-17
Глава 2. Анализ мотивационной деятельности ООО «Аркада-Инжиниринг»
2.1 Общие сведения о предприятии….…………...…………...18-24
2.2 Анализ мотивационной деятельности ООО «Аркада-Инжиниринг».................................................................................24-25
Глава 3. Проблемы мотивации труда на предприятии ООО «Аркада-Инжиниринг» и рекомендации по ее усовершенствованию……….....26
3.1. Современные подходы к стимулированию труда……..….27-31
3.2.Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала………………………………………………………...32-37
Заключение…………………….…………………………………..…..38-39
Список использованной литературы…………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3-4

Глава 1. Теоретические основы мотивации деятельности персонала

            1.1   Сущность мотивации…………………………………………..5-7

            1.2   Содержание и логика процесса мотивации……………….…7-10

            1.3   Классические теории мотивации и их краткая

                     характеристика………………………………………………10-15

1.4        Роль и место мотивации в трудовой деятельности

Работника……………………………………………………..15-17

Глава 2. Анализ мотивационной деятельности ООО «Аркада-Инжиниринг»

2.1       Общие сведения о предприятии….…………...…………...18-24

2.2      Анализ мотивационной деятельности ООО «Аркада-Инжиниринг».................................................................................24-25

Глава 3. Проблемы мотивации труда на предприятии  ООО «Аркада-Инжиниринг» и рекомендации по ее усовершенствованию……….....26

3.1. Современные подходы к стимулированию труда……..….27-31

3.2.Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала………………………………………………………...32-37                 

Заключение…………………….…………………………………..…..38-39

Список использованной литературы…………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном менеджменте все большее значение приобретает мотивация деятельности персонала, выступающая непосредственной причиной их поведения. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как экономические, так и неэкономические методы вознаграждения.

Эволюция применения различных методов мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации различны по своей направленности и эффективности.

В России существует множество проблем, связанных с мотивационной политикой: проблема взаимоотношений с руководством, неудовлетворенность размером заработной платы, условиями быта и труда в целом на предприятии. Главным препятствием на пути решения этих вопросов является нежелание управленческого персонала задумываться об условиях жизни и труда людей, непосредственно создающих прибыль. В рыночных условиях следует уделять особое внимание нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работника.

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе.

Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективная мотивация персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных организаций. В то же время теоретические аспекты построения механизмов мотивации, адекватных российской специфике, нуждаются в дальнейшей разработке. Далеки от совершенства практические шаги организаций по поводу использования механизмов мотивации персонала. Сложность практической организации системы мотивации определяется слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в различных видах производства.

Развитие рыночных отношений в России требует постоянного обновления и совершенствования системы мотивации и стимулирования труда, поскольку существующие механизмы мотивации персонала оказываются недостаточными.

Объектом исследования является система управления персоналом, основанная на мотивации.

Предметом исследования являются способы и методы мотивации, используемые в управлении персоналом.

Целью исследования является определение сущности мотивации и оценка влияния мотивации на эффективность управления персоналом.

      В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

      изучить теоретические основы исследования мотивации;

      определить роль и место мотивации в трудовой деятельности работника;

      рассмотреть проблемы мотивации персонала на предприятии ООО «Аркада-Инжиниринг» и дать рекомендации по совершенствованию мотивации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы мотивации деятельности персонала

1.1  Сущность мотивации

Понятие мотивация, как и любой другой научный термин, имеет множество различных трактовок и подходов к его пониманию.  Различные авторы дают различные понимания термина «мотивация». В самом общем виде мотивация понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий.

Источником активности человека является потребность. Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности имеют определённую классификацию.

Потребности могут быть самыми различными, однако в научной литературе основной классификацией является деление потребностей на 3 следующих типа: физиологические, психологические и социальные.  Представим эту классификацию в виде рисунка 1.

Рис. 1 – Виды потребностей

Из рисунка видно, что любую человеческую потребность можно отнести к той или иной категории. Потребности порождают в человеке мотивы, побуждающие его действовать. Определим сущность понятия мотив.

Мотив – то, что вызывает определённые действия человека, т.е. мотив находится внутри человека, зависит от многих внутренних и внешних факторов.  Мотив изначально даёт представление о результате, о цели, которая будет достигнута. И здесь становится понятно, что цель – это установка, своеобразная, контрольная точка, которой возможно достичь только благодаря мотиву.

Мотивы "включаются" под влиянием стимулов. В качестве стимулов могут выступать материальные предметы, действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и пр.

По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь последние делятся на организационные и моральные. Однако четкой грани между ними не существует; на практике они тесно переплетены. Например, повышение в должности и связанное с ним денежное вознаграждение дают возможность приобретения не только каких-то дополнительных материальных благ, но известности, уважения, почета.

Применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов, называется стимулированием.

Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет, порученную работу. Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, он сохраняет стабильность поведения или изменяет его в требуемую сторону.

Соотношение различных мотивов, обусловливающих поведение людей, образует его мотивационную структуру, являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающейся целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией; должностью, ценностными ориентациями и пр.

Осуществляя деятельность, сотрудник ставит перед собой определённую цель, по итогам ее достижения он получает вознаграждение за проделанную работу. Вознаграждение представляет собой одно из ключевых понятий в процессе мотивации. В научной литературе даётся такое определение понятия «вознаграждение»: вознаграждение – это всё то, что человек считает ценным для себя. Вознаграждение бывает внутренним и внешним.

Внутреннее и внешнее вознаграждение находятся на одном уровне, различен лишь эффект и механизм их формирования. Так, внутреннее вознаграждение – это положительные чувства, которые человек испытывает в процессе работы. Это самоуважение, дружба, осознание значимости выполненной работы. Внешнее же вознаграждение – это вознаграждение, которое даётся самой организацией, в которой работает человек. Это может быть продвижение по службе, символы служебного статуса, материальное стимулирование и прочее.

 

1.2  Содержание и логика процесса мотивации

Что представляет собой «мотивирование» и его основные типы. Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью по­буждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем оп­ределенных мотивов. По сути своей мотивирование и есть ядро управленческой деятельности.          Мотивирование преследует различные цели и решает различные задачи.  Выделяют 2 основных типа. Первый тип мотивирования предусматривает создание определённых мотивов для деятельности человека, побуждающих его к действию, которое может привести к условленному результату. Второй же тип направлен на усиление или ослабление уже существующих человеческих мотивов. Сравним эти 2 типа мотивирования и представим результат в виде таблицы 1.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика основных типов мотивирования

Критерий сравнения

Первый тип мотивирования

Второй тип мотивирования

Создаётся или формируется мотивационная структура человека

Создание мотивационной структуры человека путём пробуждения новых мотивов и формирования новых целей

Формирование определённой мотивационной структуры человека на основе существующих мотивов и целей

Метод воздействия

Конкретные методы внешнего воздействия на основе возмездного договора: «Я даю тебе то, что ты хочешь, ты даёшь мне то, что хочу я»

Не связан с какими-то конкретными результатами, как правило, носит характер общей образовательной и воспитательной работы

Необходимые знания

Знание мотивов, побуждающих человека к конкретным действиям и знания относительно того, как их вызвать или сформировать

Наиболее полные знания и представления о конкретной персонифицированной личности, её ценностях, личных качествах и приоритетах

 

Из таблицы видно, что второй тип мотивирования требует наибольших усилий, знаний и умений для его осуществления. Впрочем, эти 2 типа мотивирования не стоит противопоставлять друг другу, т.к. в современной российской практике любая организация стремится сочетать их друг с другом. Как показывает опыт, результат от такого вида сочетания бывает максимально эффективен.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.

Первая стадия — возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает и начинает "требовать" от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.

Вторая стадия — поиск путей устранения потребности. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия — определение целей (направления) действия. На данной стадии происходит увязка четырех вопросов: что я должен получить, чтобы устранить потребность; что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; в какой мере я могу добиться того, чего желаю; насколько то, что я могу получить, может устранить потребность?

Четвертая стадия — осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.

Шестая стадия — устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

 

Знание логики процесса мотивации не дает значительных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их "вычленить" невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе.

Информация о работе Сущность мотивации в работе