SWOT-анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 11:56, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть SWOT-анализ как инструмент менеджмента и составить анализ конкретного предприятия с использованием данного метода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА
1.1. Понятие и назначение SWOT- анализа
1.2. Матрица SWOT-анализа
1.3. Оценка возможностей и угроз методом позиционирования
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУП «Аптека № 60» БИЖБУЛЯКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
2.1. Краткая характеристика МУП «Аптека № 60»
2.2. Организационная структура МУП «Аптека № 60»
2.3. Динамика основных технико-экономических показателей
3. SWOT-АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МУП «Аптека № 60» БИЖБУЛЯКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТО-СТАН
3.1. Анализ слабых и сильных сторон организации
3.2. Анализ возможностей и угроз организации, оценка возможностей и угроз организации методом позиционирования
3.3.Оценка перспектив развития организации по результатам SWOT-анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 372.00 Кб (Скачать документ)
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ  SWOT-АНАЛИЗА

1.1.  Понятие  и назначение SWOT- анализа

1.2.    Матрица SWOT-анализа

1.3.  Оценка возможностей и угроз методом позиционирования

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУП «Аптека № 60» БИЖБУЛЯКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

2.1. Краткая характеристика  МУП «Аптека № 60»

2.2. Организационная структура МУП «Аптека № 60»

2.3. Динамика основных технико-экономических показателей

3. SWOT-АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МУП «Аптека № 60» БИЖБУЛЯКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТО-СТАН

3.1.  Анализ  слабых и сильных сторон организации

3.2. Анализ  возможностей и угроз организации,  оценка возможностей и угроз организации методом позиционирования

3.3.Оценка перспектив развития организации по результатам SWOT-анализа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

5

5 

8

11 
 

17 

17

20 

22 
 
 

27 

27 

31 
 
 

35

37 

40

43

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       В данной работе рассматривается тема "SWOT-анализ организации ". Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации. 
   Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) - сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.  Таким образом, актуальность темы данной работы не вызывает сомнений. 
   Цель работы - рассмотреть SWOT-анализ как инструмент менеджмента и составить анализ конкретного предприятия с использованием данного метода.

     Объект  исследования - метод SWOT, понятийный аппарат SWOT-анализа, методика и возможности его применения.

     Предмет исследования - swot-анализ организации на примере муниципального унитарного предприятия «Аптека № 60».

     Задачи, решаемые в ходе работы: 
- рассмотреть SWOT-анализ, как инструмент внешней и внутренней среды; 
- проанализировать достоинства метода СВОТ, как одного из основных инструментов регулярного стратегического управления; 
-   составить SWOT-анализ для конкретного предприятия.  
     Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. 
Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом. 
    Таким образом, анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении. Среди них широко известен метод СВОТ, который  рассмотрен подробнее в основной части работы. В данном курсовом проекте раскрывается методика проведения SWOT-анализа, перечислены параметры, на которые необходимо обратить особое внимание, приведены образцы стандартных матриц, используемых при его осуществлении. В проекте приведен также SWOT-анализ конкретной организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ SWOT –АНАЛИЗА 
 

    1. Понятие и  назначение SWOT-анализа.
 
 

     SWOT- анализ - распространенный вид анализа в маркетенге. SWOT (Strengths - сила, Weaknesses - слабость; Opportunities - возможности; Threats - угрозы)

       SWOT- анализа позволяет упорядочить разрозненные представления о компании и конкурентном окружении и получить схему взаимодействия сил и   слабостей, возможностей и угроз. 
    Стратегический анализ, который является необходимым этапом при определении эффективной стратегии компании, в полном объеме доступен только очень крупным предприятиям. Для небольших компаний, а также ряда крупных предприятий в условиях динамично изменяющегося рынка SWOT- анализ является необходимым и доступным инструментом стратегического управления  компании.  
     Области применения SWOT-анализа: 
1) Конкурентная разведка. SWOT-анализ широко применяется при сборе и изучении данных о конкурентах. 
2)Анализ факторов конкурентного окружения. На данный момент SWOT анализ является отдельным этапом структурирования и оценки информации при стратегическом планировании. 
3) планирование реализации стратегий.     

     SWOT-анализ  применяется для:      

     -анализа факторов конкурентного окружения. В настоящее время в рамках технологий стратегического планирования SWOT анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, собранной в соответствии с классическими моделями PEST, моделями Портера, и т.д.

     - планирования реализации стратегий. Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT моделей проф. Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.

     - конкурентной разведки. По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT-анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах.

     Вопросы, на которые дает ответ SWOT-анализ:

- Использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии?

- Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

- Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства?

- Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

- Какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?

- Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

     Последовательность  операций представлена на рисунке 1. 
 

     Рис 1. Структура SWOT-анализа 

                   Исследование окружающей обстановки
                  /                       \           
          Внутренний анализ                Внешний анализ
                           /     \                              /    \
     Преимущества   Недостатки         Возможности   Опасности
                                                        |
                                           Матрица SWOT
 
     
 

         Итак, после проведения SWOT-анализа более четко представляются преимущества и недостатки компании, ситуация на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

         Даже если Вы уверены, что и так прекрасно обо всем осведомлены, лучше все же проводить SWOT-анализ, так как в этом случае он поможет структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.

          Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт («база знаний») является основой управленческой стоимости любой компании.

         Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации.

          В конечном счете, именно они  оказывают решающее влияние на  конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.  

    1. Матрица SWOT-анализа
 
 

        Матрица SWOT является результатом SWOT анализа. В ячейках матрицы SWOT располагаются списки факторов, влияющих на положение компании на рынке. 
            Матрица SWOT также является информационным полем, которое сформировано либо руководителем компании, либо компетентными служащими предприятия, и служит для принятия стратегических решений.

       Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру.

        Кроме того, внутренняя среда как бы полностью пронизывается культурой организации, которая так же, как и отдельные ее составляющие, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Так как культура организации не имеет четкого проявления, то ее анализ на формальной основе весьма затруднен. Хотя, конечно, можно попытаться экспертно оценить такие факторы, как наличие миссии, объединяющей деятельность сотрудников; наличие неких общих ценностей; гордость за свою организацию; система мотивации, четко увязанная с результатами работы сотрудников и т.п./28/

        Культура организации может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа культуры организации для стратегического планирования состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

Информация о работе SWOT-анализ