Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 11:56, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть SWOT-анализ как инструмент менеджмента и составить анализ конкретного предприятия с использованием данного метода.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ SWOT-АНАЛИЗА
1.1. Понятие и назначение SWOT- анализа
1.2. Матрица SWOT-анализа
1.3. Оценка возможностей и угроз методом позиционирования
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУП «Аптека № 60» БИЖБУЛЯКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
2.1. Краткая характеристика МУП «Аптека № 60»
2.2. Организационная структура МУП «Аптека № 60»
2.3. Динамика основных технико-экономических показателей
3. SWOT-АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МУП «Аптека № 60» БИЖБУЛЯКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТО-СТАН
3.1. Анализ слабых и сильных сторон организации
3.2. Анализ возможностей и угроз организации, оценка возможностей и угроз организации методом позиционирования
3.3.Оценка перспектив развития организации по результатам SWOT-анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.
для аптек лечебно-
Кроме того, данный приказ регламентирует также максимальную норму отпуска опиоидных анальгетиков на 5-10 дней терапии онкологических больных. Запас наркотических лекарственных средств в аптеках независимо от организационно-правовой формы и формы собственности не должен превышать месячной потребности. Для аптек, удаленных от баз снабжения, запас этих средств устанавливается органами управления фармацевтическими (аптечными) организациями в субъектах РФ. В ассистентской комнате аптек запасы наркотических лекарственных средств не должны превышать 5-дневной потребности.
Сложность взаимоотношений на фармацевтическом рынке определяется наличием различных типов покупателей (потребителей) товаров и услуг. Выделяются три группы:
1. Институциональные потребители – потребители-организации, в качестве которых могут выступать государственные и коммерческие предприятия, приобретающие товары для дальнейшего использования в рамках организации (например, лечебно-профилактические учреждения) или перепродажи другим потребителям (оптовое и розничное звено фармацевтического рынка).
2. Конечные потребители – пациент, семья, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования.
3. Промежуточные потребители – медицинские работники, назначающие лекарственный препарат (лечение в стационаре, клинике, санатории) или выписывающие рецепт на него (при амбулаторном лечении).
Каждый из типов покупателей имеет различные мотивы потребления фармацевтических товаров, ценностные ориентиры при их приобретении или назначении.
Институциональным потребителем МУП «Аптека № 60» выступает районная больница, конечными потребители являются покупатели аптеки, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования, промежуточные потребители – фельдшеры, работающие в Бижбулякском районе непосредственно с больными и выписывающие рецепт на препараты, которые имеются в ассортименте аптеки.
В заключении можно отметить, что и институциональных
и конечных потребителей объединяет в
отличие от промежуточных наличие процесса
потребления фармацевтических товаров.
Они же обладают покупательной способностью.
Но промежуточный потребитель – главный
фактор формирования потребностей на
рынке лекарственных препаратов. А, ведь
именно потребности и их удовлетворение
– основные стимулы предпринимательской
деятельности.
3.
SWOT-АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
МУП «Аптека № 60» БИЖБУЛЯКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
3.1
Анализ слабых и сильных
Прежде всего, следует отметить, что стратегия МУП «Аптека № 60»может быть охарактеризована как стратегия ограниченного роста. Необходимо произвести анализ внешней среды МУП «Аптека № 60» для оценки возможных вариантов оптимизации стратегии. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ среды - это очень важный для выработки стратегии организации и сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.
Угрозы и возможности среды косвенного воздействия, с которыми сталкивается организация, можно выделить в PEST-факторы:
Р - политические факторы.
Е - экономические факторы. Необходимо постоянно диагностировать и оценивать такие экономические факторы окружающей среды, как темпы инфляции, стабильность рубля и налоговые ставки.
S - социальные факторы. Они включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества.
Т
- технологические факторы. Необходимо
постоянно следить за изменениями
в технологической внешней
С помощью метода составления профиля макроокружения и непосредственного окружения удаётся оценить относительную значимость для организации отдельных факторов внешней среды. В матрицу профиля внешней среды вписываются отдельные факторы среды, каждому из которых экспертным путём даются следующие оценки:
- важность для отрасли по шкале:
3-большая, 2-умеренная, 1-слабая;
- влияние на организацию по шкале:
3-сильное, 2-умеренное, 1-слабое, 0-отсутсвие влияния;
-
направленность влияния по
+1-позитивное, -1-негативное.
Далее
все три экспертные оценки перемножаются
и получается общая интегральная
оценка, показывающая степень важности
конкретного фактора для
Таблица 4 . Матрица профиля внешней среды для МУП «Аптека № 60»
Факторы среды | Важность для отрасли | Влияние на
организацию |
Направлен-ность влияния | Степень важности |
Экономические | 3 | 2 | -1 | -6 |
Политические | 2 | 2 | -1 | -4 |
Рыночные | 2 | 2 | +1 | +4 |
Технологические | 3 | 2 | +1 | +6 |
Конкурентные | 2 | 2 | +1 | +4 |
Международные | 1 | 1 | +1 | + 1 |
Социальные | 1 | 1 | +1 | + 1 |
Согласно составленному профилю внешней среды для МУП «Аптека № 60» наибольшую угрозу представляют экономические и политические и факторы. В тоже время большие возможности предприятию дают технологические, рыночные и конкурентные факторы внешней среды.
Рыночные факторы это появление конкурентов в данной отрасли производства, проведение сертфицирования продукции, появление новых методов работы с покупателями, с учетом всех их требований. Всё это подстёгивает предприятие к более эффективной работе и заставляет следить за постоянно изменяющимися факторами внешней среды, и адекватное на них реагирование позволит фирме наладить свою производственную деятельность в наиболее перспективном направлении и повысить конкурентоспособность своего товара.
Таблица 5 . Микросреда потенциала фирмы
Компоненты менеджмента | Оценка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1.Менеджмент предприятия | |||||
-Наличие стратегического планирования | + | ||||
-Мировоззрение руководства | + | ||||
-Система мотивации персонала | + | ||||
-Организационная структура | + | ||||
2. Производство | |||||
-Качество оборудования | + | ||||
-Гибкость производственных линий | + | ||||
3. НИОКР | |||||
- Наличие "секретов фирмы" | + | ||||
-Проведение исследований | + | ||||
4. Маркетинг | |||||
-Функционирование системы маркетинговой информации | + | ||||
-Сбытовая сеть | + | ||||
-Стимулирование рекламы | + | ||||
-Работа с товаром | + | ||||
-Политика ценообразования | + | ||||
5. Кадры | |||||
- Возраст | + | ||||
- Квалификация | + | ||||
-Образование | + | ||||
6. Финансы | |||||
-Финансовая устойчивость | + | ||||
-Ликвидность, платёжеспособность | + | ||||
-Оборачиваемость | + | ||||
-Рентабельность | + |
Процесс выбора стратегии для МУП «Аптека № 60», как один из этапов стратегического планирования, состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На первом этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Здесь важно разработать возможно большее число альтернативных стратегий. На втором -- стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формируется общая стратегия. На третьем - анализируются альтернативы в рамках общей выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. На этом этапе происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием.
Оценку
внутренней среды фирмы - ее силу и
слабость, а также внешних возможностей
и угроз обычно называют SWOT - анализом.
SWOT-анализ - это определение сильных и
слабых сторон вашего предприятия, а также
возможностей и угроз, исходящих из его
ближайшего окружения (внешней среды).
3.2
Анализ возможностей и угроз организации
Проведем SWOT-анализ МУП «Аптека № 60», составив список слабых, сильных сторон предприятия, угроз и возможностей для него.
Сильные стороны:
- хорошая репутация;
- большой рынок сбыта;
- наличие постоянных поставщиков;
- квалифицированный персонал;
- наличие собственной рецептурной базы.
Слабые стороны:
- предприятие не имеет четкого стратегического направления развития;
- кредитная политика предприятия;
- большая степень износа основных фондов;
- узкий ассортимент продукции собственного изготовления;
- пренебрежение принципами маркетинга.
Благоприятные возможности:
- растущая потребность населения в медикаментах;
- предприятие обладает возможностью обслуживать дополнительные группы клиентов и выйти на новые сегменты рынка;
- имеет возможность расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов;