Технология комплексного развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Актуальность темы определяется тем, что в России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность перехода сопряжена с административно территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе.
Целью курсовой работы является изучение технологии комплексного развития региона (на примере Вологодской области).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы комплексного развития региона……………..5
1.1. Сущность комплексного развития региона………………………………...5
1.2. Цели и задачи региональной политики……………………………………11
1.3. Средства реализации региональной политики……………………………14
2. Анализ уровня социально-экономического развития Вологодской области……………………………………………………………………….…...19
2.1. Общие сведения о Вологодской области………………………………….19
2.2. Экономическое развитие региона………………………………………….22
2.3. Социальное развитие региона……………………………………………...30
3. Приоритетные направления развития Вологодской области.............38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

Технология комплексного развития региона.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  основы комплексного развития  региона……………..5

1.1. Сущность  комплексного развития региона………………………………...5

1.2. Цели и  задачи региональной политики……………………………………11

1.3. Средства реализации региональной политики……………………………14

2. Анализ уровня социально-экономического развития Вологодской области……………………………………………………………………….…...19

2.1. Общие сведения  о Вологодской области………………………………….19

2.2. Экономическое  развитие региона………………………………………….22

2.3. Социальное развитие региона……………………………………………...30

3. Приоритетные направления развития Вологодской области.............38

Заключение……………………………………………………………………….44

Список литературы………………………………………………………………46

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы определяется тем, что в России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность перехода сопряжена с административно территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе.

Экономическая политика российских регионов формулируется  исходя из утверждения о том, что  изолированные экономики исчерпали  потенциал развития и необходима их структурная перестройка.

Россия переживает сегодня мучительный момент трансформации  социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в  регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом - возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства. Эти явления в сочетании с огромными масштабами территории и уникальным разнообразием природно-климатических, геополитических, этно-конфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития.

Обострение  проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной  неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения и т.д.

Поэтому в современных  условиях проблема комплексного развития регионов являются актуальной.

Целью курсовой работы является изучение технологии комплексного развития региона (на примере Вологодской области).

В связи с  данной целью необходимо решить следующие  задачи:

1. раскрыть сущность комплексного развития региона,

2. рассмотреть цели и задачи региональной политики,

3. изучить средства реализации региональной политики,

4. провести анализ уровня социально-экономического развития Вологодской области,

5. исследовать приоритетные направления развития Вологодской области.

Объект исследования - Вологодская область.

Предмет исследования - технология комплексного развития региона.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, а также статистических данных о состоянии и динамике параметров развития Вологодской области; анализ программ развития Вологодской области на ближайшую перспективу.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы комплексного развития региона

1.1. Сущность  комплексного развития региона

 

В современном экономическом словаре под термином «регион» подразумевается территориальная единица, в том числе и субъекты Федерации (области, края, республики), отличающиеся друг от друга «совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, в большинстве случаев сочетающихся с особенностями национального состава населения».[13; с. 308].

Содержание развития регионов отличается: развитие Дальнего Востока, юга России  или  Москвы.   Эти  различия обусловлены не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой и специализацией, географическим положением и прочим.

Термин «развитие» часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики, развитие региона или города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении, речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают  социальные параметры развития. Более  того, социальные характеристики давно  уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе  (или деградации). Другими словами, развитие регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

Развитие региона - многомерный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. [7; с. 24]

Комплексное развитие региона является, с одной стороны, стратегией по достижению главной цели: создания условий для повышения  уровня и качества жизни населения  района, а с другой - само выступает  в качестве цели для территориальной организации и управления. [15; с. 17]

Каждый регион должен не только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять комплексный подход к развитию всех отраслей экономки для обеспечения  нормальных условий производства и жизнедеятельности населения региона. Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации означает комплексность развития региональной экономики. Специализация и комплексное развитие экономики региона направлены на увеличение вклада региона в экономику страны и обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей населения региона. Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание оптимального соотношения между:

- отраслями специализации и вспомогательными, а также обслуживающими отраслями;

- добывающей и обрабатывающей промышленностью;

- легкой и тяжелой промышленностью;

- промышленностью и сельским хозяйством;

- производственной и социальной инфраструктурой;

- сферой производства и сферой услуг. [15; с. 19]

К показателям  комплексности регионального хозяйства  относятся:

1) объем продукции  внутрирегионального производства, потребляемой в регионе;

2) удельный вес  продукции межотраслевого применения;

3) степень использования  региональных ресурсов;

4) отраслевая  структура хозяйства региона.

На базе регионального  хозяйственного комплекса возможно создание простых и достаточно сложных отраслевых комплексов. Простой комплекс – это сочетание обособленных (параллельных) отраслей специализации, почти не связанных между собой (например, комплекс угольной и пищевой промышленности), и обслуживающих отраслей. Разные отрасли хозяйства, размещенные в одном регионе, уже фактом совместного нахождения оказывают взаимное влияние друг на друга. Хотя они и используют различные местные природные богатства, но имеют зачастую некоторую общую производственную базу (электроэнергетика, транспорт, трудовые ресурсы и т.д.).

Сложный комплекс предполагает, помимо этого, непосредственные производственные связи. Эти связи  могут идти как по вертикали, т.е. от исходного сырья к готовой  продукции (добыча угля – коксохимия, сельское хозяйство – пищевая промышленность), так и по горизонтали – между вертикальными ветвями (добыча угля – коксохимия – производство азотных удобрений – сельское хозяйство и т.д.).

Создание даже простого комплекса сопровождается существенной экономией. Во-первых, развиваются  эффективные производства на базе использования общих благоприятных условий, причем реализуются не только чисто отраслевые, но и общерегиональные выгоды (территория используется одновременно для промышленности и сельского хозяйства, равно как и выигрышное экономико-географическое положение региона, и т.д.). Во-вторых, появляется возможность создания общего обслуживающего хозяйства – производственной, рыночной и социальной инфраструктуры (строительная база, транспорт, связь, энергетика, водоснабжение, ремонтная и складская база, биржи, банки, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг и т. п.), в результате чего возникает агломерационный эффект.

Дополнительный выигрыш дает при формировании сложного комплекса в результате тесного комбинирования и территориального сближения кооперированных производств, приближения их к источникам топлива, сырья, потребителям продукции. При совмещении нефтепереработки и нефтехимии удельные капиталовложения снижаются на 30-35 %, в том числе по основным процессам – на 15 %. Возникает экономия за счет сокращения транспортных перевозок при последовательной переработке сырья и полуфабрикатов, комбинированного использования электрической и тепловой энергии и совмещения графиков потребления предприятий, утилизации различных производственных отходов, появляются также возможности шире применять женский труд (на подходящих предприятиях), уменьшать безработицу, время на решение организационных вопросов и т.д. [3; с. 64]

Каркас территориальных  комплексов, прежде всего локальных, называемых территориально-производственными комплексами (ТПК) и промышленными узлами, образуют производственно-технологические комплексы. При их проектировании основные производства создаются не только с учетом местных ресурсов сырья и энергоисточников, но, прежде всего на базе достижений научно-технического прогресса, перспективных технологий и рациональных производственно-технологических связей. Поскольку в формировании территориально-хозяйственных образований большая роль принадлежит технологическим процессам, делались попытки классифицировать региональные (районные) комплексы и по этому признаку. Разработана концепция энергопроизводственных циклов (Н.Н. Колосовский), согласно которой технологические циклы (пирометаллургический цикл черных металлов, нефтеэнергохимический цикл и др.) объединяются в более широкие группировки – «семейства» (тяжелая индустрия, нефть – гидроэнергия и т.д.). Для.них характерны определенные соотношения расхода энергии, сырья, рабочей силы и т.д.

Социально-экономическое  развитие включает в себя следующие составные: [15; с. 21]

- рост производства, доходов и как результат повышение благосостояния населения;

- существенные сдвиги в социальной, институциональной и административной структурах общества;

- перемены в общественном сознании;

- перемены в традициях и привычках;

- повышение уровня образования и улучшение здоровья;

- создание условий, которые будут способствовать росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем; все эти системы должны ориентироваться на уважение человеческого достоинства;

- увеличение степени свободы людей.

В обширном арсенале современных инструментов государственного регулирования экономики региона  можно выделить ряд форм и методов. Государственное регулирование осуществляется в различных формах:

- законодательной,

- налоговой,

- кредитной,

- субвенционной.

Законодательная форма регулирования означает, что  принимаются специальные законодательные  акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Налоговая и  кредитная формы регулирования  представляют собой использование  налогов и кредитов в целях  воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки, и, соответственно, сокращается производство, и наоборот. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным  отраслям, предприятиям (главным образом, таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

Среди методов  государственного регулирования могут  быть выделены: административное и  правовое регулирование, прямое и косвенное  регулирование.

К административному  относятся разнообразные меры по рационированию и контингентированию, лицензированию и квотированию, контролю над ценами, доходами, валютными курсами, учетным процентом и др. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие их стимулы. Государственное правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил. [11; с. 73]

Информация о работе Технология комплексного развития региона