Технология комплексного развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Актуальность темы определяется тем, что в России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность перехода сопряжена с административно территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе.
Целью курсовой работы является изучение технологии комплексного развития региона (на примере Вологодской области).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы комплексного развития региона……………..5
1.1. Сущность комплексного развития региона………………………………...5
1.2. Цели и задачи региональной политики……………………………………11
1.3. Средства реализации региональной политики……………………………14
2. Анализ уровня социально-экономического развития Вологодской области……………………………………………………………………….…...19
2.1. Общие сведения о Вологодской области………………………………….19
2.2. Экономическое развитие региона………………………………………….22
2.3. Социальное развитие региона……………………………………………...30
3. Приоритетные направления развития Вологодской области.............38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

Технология комплексного развития региона.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

Рост производительности труда становится важнейшим фактором на фоне нарастания демографических проблем в регионе. По результатам расчетов по инерционному варианту к 2020 г. удастся увеличить данный показатель в 1,8 раза, в инновационном варианте - в 2,5 раза, в варианте эшелонированных инвестиций в 2007-2020 гг. - в 2,8 раза. Такой результат, в частности, достигается инвестициями и общим ростом эффективности производства в отраслях « второго эшелона» в 2012-2020 гг.

Уровень жизни населения Вологодской области в соответствии с ростом уровня реальных доходов населения за период с 2006 по 2020 г. возрастет в 1,9 раза в инерционном варианте, в 2,6 раза в инновационном варианте и в 2,7 раза в варианте эшелонированных инвестиций. При этом ВРП на душу населения (выраженный в долларах США 2006 г) достигнет к 2020 г.14 тыс. долл. в инерционном варианте, 21 тыс. долл. в инновационном варианте и 23 тыс. долл. в сценарии эшелонированных инвестиций.

Обеспеченность населения жильем к 2020 г. возрастет до 26,5 кв. м на человека в инерционном варианте, и 27,3 кв. м как в инновационном, так и в варианте эшелонированных инвестиций. Относительно невысокий рост данного показателя связан с ускоренным выбытием аварийного и ветхого жилого фонда, а также с тем, что показатели обеспеченности жильем в регионе являются высокими по российским меркам. Кроме того, часть ресурсов строительного комплекса должна быть ориентирована на производственное строительство в связи с программой инвестиций.

На прогнозном периоде промышленное производство увеличится в 1,7 раза в инерционном сценарии, в 2,6 раза - в инновационном и в 2,8 раза в сценарии эшелонированных инвестиций. При этом в последнем случае рост промышленного производства остается стабильно высоким в течение всего прогнозного периода. Значительный объем инвестиций в сельскохозяйственный комплекс области позволяет в 1,7 раза увеличить выпуск продукции данной отрасли в сценарии эшелонированных инвестиций.

Рост экономики региона сопровождается развитием инфраструктурных отраслей. Грузооборот транспорта в сценарии эшелонированных инвестиций увеличивается в 2006-2020 гг. в 2 раза, производство электроэнергии на территории области - в 2,3 раза. Масштабные инвестиции в основной капитал, характерные для инновационного сценария и сценария эшелонированных инвестиций, приводят к значительным изменениям в структуре производимого ВРП Вологодской области.

Развитие отраслей промышленности способствует увеличению в структуре ВРП доли обрабатывающих отраслей. В 2020 г. в инерционном варианте их доля возрастет до 49,2%, в инновационном варианте - до 51,3% и в сценарии эшелонированных инвестиций - до 51,4%. Существенным образом увеличивается доля строительства - до 16,1% ВРП в 2020 г. в сценарии эшелонированных инвестиций. [2]

В структуре промышленного производства Вологодской области необходимо отметить сокращение доли металлургического производства, наблюдаемое во всех трех вариантах прогноза. Это в значительной степени связано с предельным уровнем загрузки мощностей на Череповецком металлургическом комбинате. Планируемые инвестиции позволяют поддерживать лишь незначительный рост производства. При этом другие отрасли промышленности региона растут опережающими темпами. Масштабные инвестиции в лесоперерабатывающий комплекс в инновационном сценарии и сценарии эшелонированных инвестиций приводят к тому, что доля данного вида деятельности в структуре промышленного производства Вологодской области возрастает с 3,5% в 2006 г. до 15,5% в 2020 г. в инновационном варианте и 14,2% в варианте эшелонированных инвестиций. В сценарии эшелонированных инвестиций довольно значительно увеличивается значимость машиностроительного комплекса области - до 7,1% в 2020 г. Более детальное представление о развитии промышленности области можно получить, анализируя динамику натуральных показателей производства основных отраслей Вологодской области. Производство готового проката черных металлов к 2020 г. возрастет до 13346 тыс. т в инерционном варианте и 15214 тыс. т в инновационном сценарии и сценарии эшелонированных инвестиций. Рост промышленного производства предопределит увеличение перевозок основных видов промышленной продукции региона на железнодорожном транспорте. Объем перевозок лесных грузов в 2006-2020 гг. возрастает по инерционному варианту в 2,5 раза, по инновационному варианту в 6,3 раза и по сценарию эшелонированных инвестиций в 8,5 раза. [2]

Рост экономики Вологодской области станет основным источником увеличения доходов консолидированного бюджета региона. В структуре налоговых доходов бюджета предполагается рост доли налогов на доходы физических лиц и добавленную стоимость при некотором снижении доли от налога на прибыль. Доля неналоговых доходов будет оставаться относительно стабильной, составляя примерно 3,6% доходов консолидированного бюджета Вологодской области.

Таблица 2

Показатели социального развития, 2011 г. [20]

 

Показатели

Субъект Федерации

Федеральный округ

РФ

ВРП/на душу населения, руб. (2010 г.)

244252,3

252220,4

241767,0

ВРП/на душу населения  по отношению к среднероссийскому показателю, %

101,0

------

------

ВРП/на душу населения  по отношению к показателю среднему по соответствующему федеральному округу, %

96,8

------

------

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

12135

17446

16857

по отношению к среднероссийскому показателю, %

72,0

------

------

по отношению  к показателю среднему по соответствующему федеральному округу, %

69,6

------

------

Среднемесячная  номинальная начисленная зарплата, руб.

16565,5

20892,7

18637,5

по отношению  к среднероссийскому  показателю, %

88,9

------

------

по отношению  к показателю среднему  по соответствующему федеральному округу,%

79,3

------

------

Общая площадь  жилых помещений/на одного жителя, м2

25,5

24,6

22,4

по отношению  к среднероссийскому  показателю, %

113,8

------

------

по отношению  к показателю, среднему  по соответствующему федеральному округу, %

103,6

------

------


 

Следуя данным из таблицы 2 можно сделать следующее выводы:

1. Показатель  ВРП на душу населения выше, чем среднероссийский, но ниже среднего по ФО.

2. Среднедушевые  денежные доходы населения ниже, чем в ФО и в РФ. 

3. Среднемесячная  номинальная начисленная зарплата  приближена к средней российской  и средней по ФО, но является  меньше.

4. Общая площадь  жилых помещений на одного  жителя выше, но ненамного, чем по ФО и РФ.

Таким образом, следуют выводы, что  в Вологодской области достаточно высокие доходы по сравнению с  некоторыми регионами Российской Федерации  в Северо-Западном федеральном округе. Люди имеют высокую обеспеченность жилых помещений. Это позволяет достигать высокие показатели уровня жизни населения.

Глава 3. Приоритетные направления развития Вологодской области

 

Одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства области является ускорение диверсификации экономики на основе опережающего развития приоритетных секторов и развития региональных кластеров.

В рамках принятой в 2010 году Программы социально-экономического развития области на 2011-2013 годы определены приоритетные сектора - лесной, строительный, агропромышленный, льняной, туристский кластеры, а также комплекс мероприятий по их развитию. [1]

Развитию лесного  кластера содействует поддержка  Правительства области в реализации инвестиционных проектов частными инвесторами. В этом секторе экономики области продолжается реализация 15-ти проектов, включенных в федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в том числе два проекта реализованы и введены.

Развитие строительного  кластера связано с металлоконструкционным строительством и индустриальным малоэтажным домостроением, в том числе на территории индустриальных парков «Шексна» и «Сокол».

Меры по развитию агропромышленного и льняного кластеров  предусматривают государственную  поддержку сельхозпроизводителей  и переработчиков сельскохозяйственного сырья, создание условий для увеличения объемов производства и обеспечение населения области высококачественными продуктами питания, дальнейшее развитие льнотекстильной отрасли. [1]

Комплекс мер  по развитию туристского кластера области в первую очередь направлен на создание условий для развития туристской инфраструктуры и расширение придорожного сервиса, а также создание новых конкурентоспособных туристических продуктов.

Комплекс мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономического развития области на 2011-2013 годы:

Комплекс мероприятий  по реализации активной инвестиционной и маркетинговой политики включает [1]:

1) осуществление  активного маркетинга территории -  позиционирование области как  конкурентоспособного региона, благоприятного для вложения инвестиций;

2) поддержание  рейтинга инвестиционной привлекательности  и кредитного рейтинга области; 

3) совершенствование  информационной инфраструктуры, освещение  деятельности органов государственной  власти области в средствах массовой информации;

4) оказание государственной  поддержки инвестиционным проектам (в том числе межмуниципальным), включенным в Государственную  областную инвестиционную программу,  в соответсвии с действующим  законодательством; 

5) оформление  земельных участков для реализации межмуниципаль-ных инвестиционных проектов и оснащение земельных участков комму-нальной инфраструктурой;

6) содействие  продвижению продукции промышленных  организаций области на межрегиональный  и мировой рынок. 

Комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства включает: финансовую и имущественную поддержку; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства; информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства.

Комплекс мероприятий  по развитию городов c монопрофильной структурой экономики включает:

1) реализацию  комплексного плана развития  г. Сокола, в том числе: содействие занятости населения, направленное на снижение напряженности на рынке труда; развитие малого и среднего предпринимательства; создание индустриального парка «Сокол»; модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; капитальный ремонт многоквартирных жилых домов; развитие системы образования; развитие физической культуры и спорта;

2) реализацию  комплексного плана развития  г. Череповца, в том числе: снижение монозависимости города через развитие производств с высокой добавленной стоимостью; повышение конкурентоспособности производств в базовых секторах экономики; развитие малого и среднего предпринимательства; снижение напряженности на рынке труда и обеспечение занятости населения; качественное преобразование городской среды; повышение экологической безопасности; повышение эффективности муниципального управления;

3) реализацию  комплексного плана развития  г. Красавино, в том числе: реализация инвестиционных проектов в сфере деревообработки, строительной и туристской индустрии, текстильной промышленности; реализация программы поддержки малого и среднего предпринимательства;

 модернизация объектов социальной сферы, инженерной и коммунальной инфраструктуры; содействие занятости населения, направленное на снижение напряженности на рынке труда. [1]

Одним из направлений  диверсификации экономики области является активизация предпринимательского потенциала регионального бизнес-сообщества. В целях стимулирования конкурентности, повышения роли малого и среднего бизнеса в величине валового регионального продукта, занятости населения, поступлении налогов во все уровни бюджетной системы области предусмотрено использование разнообразных механизмов поддержки.

Развитие всех предусмотренных направлений создаст  условия для достижения главной  цели Стратегии социально-экономического развития области - роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания потенциала для перспективного развития.

Основными задачами экономической политики органов власти Вологодской области будут: снижение бюрократических барьеров для начала и развития бизнеса и инвестирования, создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, повышение конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции.

Развитие потребительского рынка будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- дальнейшее развитие и совершенствование размещения торговой сети, предприятий общественного питания и бытового обслуживания для обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров и услуг;

- улучшение качества предоставляемых услуг и совершенствование деятельности по защите прав потребителей;

- подготовка квалифицированных кадров и формирование качественно новой системы управления персоналом организаций отрасли. [1]

Оценка эффективности социально-экономических преобразований от реализации Стратегического плана и подпрограммных мероприятий производится на основе системы индикаторов, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионе. Реализация мероприятий, включенных в подпрограммы, позволит обеспечить:

В экономике: увеличение отношения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к величине среднемесячного прожиточного минимума на 30%, увеличение объема отгруженной промышленной продукции на 50%, увеличение душевого объема инвестиций в основной капитал в 2,2 раза, увеличение числа занятых в малом предпринимательстве на 15%.

Информация о работе Технология комплексного развития региона