Технология комплексного развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Актуальность темы определяется тем, что в России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность перехода сопряжена с административно территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе.
Целью курсовой работы является изучение технологии комплексного развития региона (на примере Вологодской области).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы комплексного развития региона……………..5
1.1. Сущность комплексного развития региона………………………………...5
1.2. Цели и задачи региональной политики……………………………………11
1.3. Средства реализации региональной политики……………………………14
2. Анализ уровня социально-экономического развития Вологодской области……………………………………………………………………….…...19
2.1. Общие сведения о Вологодской области………………………………….19
2.2. Экономическое развитие региона………………………………………….22
2.3. Социальное развитие региона……………………………………………...30
3. Приоритетные направления развития Вологодской области.............38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

Технология комплексного развития региона.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

Особое внимание должно быть уделено экономически слабым регионам. Государство может оказывать различную поддержку таким регионам: в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, предоставления ряда налоговых и кредитных льгот, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, дополнений трансфертов и др. Но главное направление, основной путь – это саморазвитие регионов на основе использования собственного социально-экономического потенциала.

1.2. Цели и задачи региональной политики

 

Региональная  политика – это особый вид государственной  экономической политики, направленной на государственное регулирование территориального развития. [8; с. 104]

Региональная  политика должна быть направлена на реализацию таких целей, которые не могут  быть достигнуты в результате действия рыночных механизмов.

Глобальной  целью региональной политики является достижение более эффективного и  равномерного распределения экономической активности на территории страны. Эта формулировка характеризует две стороны регионального социально-экономического развития:

- экономическую  активность, которая требует экономически  рационального распределения производства и использования производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния;

- социальную  справедливость, т. е. такое распределение  экономической деятельности, при  котором жители всех регионов  имеют более или менее равные возможности достижения желаемого благосостояния. [11]

Глобальные  цели региональной экономической политики являются обобщенными. Они не могут  служить для принятия конкретных экономических решений, для этого  их нужно трансформировать в многоуровневую систему целевых показателей.

На верхнем  уровне цели региональной политики совпадают  с целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни. Однако, и эти цели являются слишком общими для того, чтобы служить выработке конкретных мероприятий.

Следующий уровень  целей содержит региональную эффективность, обеспечение минимальных стандартов общественных и социальных  услуг  всем гражданам независимо от того места, где они живут.

На третьем  уровне могут быть выделены такие цели, как максимизация определенных экономических индикаторов, например, занятости или среднедушевого дохода. Своя система целей, взаимосвязанная с целями более высокого и более низкого уровней, может быть построена для региона любого ранга.

Главная задача региональной политики - сохранение страны как единого федеративного государства, что достигается разными путями (экономическими, социальными и политическими).

 Экономическая  сторона региональной политики, в основном, сводится к необходимости государственного регулирования размещения инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природных ресурсов, неосвоенных земель и т.п.).

Социальная  сторона региональной политики, непосредственно  выражается в таких принципах демократического общества как социальная справедливость и равноправие граждан. С этой точки зрения, сбалансированное региональное развитие должно гарантировать, что качество жизни не зависит от региона, в котором людям довелось жить и работать. Таким образом, характерная для региональной политики «дискриминация» регионов, с социальной точки зрения, может быть оправдана необходимостью избежать дискриминации граждан по их местожительству (или, по крайней мере, сократить ее). Соответственно, региональная политика должна быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.

Политическая  сторона региональной политики отражает естественное для каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную целостность. Последнее особенно важно для многонациональных государств, в которых напряженность в отношениях между регионами и между центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.

Соответственно целям  развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства, потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход, валовой внутренний продукт (ВВП), реальный доход на душу населения, а так же  темпы роста этих показателей).

На уровне региона  можно так же рассматривать следующие  показатели социально-экономического развития [11; с. 47]:

  • продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
  • уровень образования;
  • уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
  • уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
  • состояние окружающей среды;
  • равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
  • обогащение культурной жизни людей.

Необходимо выделять долгосрочные и краткосрочные цели.

Среди долгосрочных целей - становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.

В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей  или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических  целей регионального развития выступают  промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона можно назвать:

        • привлечение новых видов бизнеса;
        • расширение существующего бизнеса;
        • развитие малого бизнеса;
        • развитие центра города;
        • развитие промышленности;
        • развитие сферы услуг;
        • повышение уровня занятости населения региона.

При управлении экономическим  развитием отдельного региона целесообразно  выделять все вышеперечисленные  относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения.

 

1.3. Средства  реализации региональной политики

 

Для реализации региональной экономической политики необходимо располагать набором  политических и экономических инструментов, которые могут использоваться органами государственного управления для воздействия  на отдельные регионы, либо на всю  многорегиональную национальную экономику.

Инструментами выступают все средства, используемые в экономической политике, такие  как налоговая, бюджетная, ценовая, кредитно-денежная и социальная системы.

Для систематизации инструментов региональной экономической  политики выделяет две группы [14; с. 52]:

  • средства макроэкономической политики;
  • средства микроэкономической политики.

Средства микроэкономической политики, используемые при проведении региональной политики, определяются в зависимости от выбора объекта  воздействия (труд или капитал) и выбора направлений воздействия (внутренняя или внешняя перестройка условий деятельности).

К числу макроэкономических инструментов относятся монетарная, внешнеторговая и фискальная политики.

 Кредитно-денежная  политика традиционно определяется на национальном уровне. Поскольку на рынке капиталов отдельные регионы выступают как ценополучатели, попытки дифференцировать процентные ставки для различных регионов практически не предпринимаются. 

Внешнеэкономическое регулирование также осуществляется на национальном уровне, за исключением случаев особого регулирования в отдельных регионах, например, в свободных экономических зонах.

Наиболее распространенным инструментом макроэкономического  регулирования является фискальная политика. Государственная фискальная политика состоит в воздействии на уровень выпуска продукции и доходов через изменение налогов и государственных расходов.

Инструменты фискальной политики используются на региональном уровне, также как и на национальном в двух формах: автоматические стабилизаторы и активные регулирующие меры.

Автоматические  стабилизаторы - это такие механизмы  в экономике, действие которых уменьшает  реакцию производства на изменения  совокупного спроса.

Главными экономическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог. Особенности их действия состоят в том, что, во-первых, смягчая последствия изменений совокупного спроса, они помогают стабилизировать выпуск продукции, во-вторых, они включаются автоматически, т.е. не нуждаются в том, чтобы кто-нибудь решал, когда им следует вступать в действие.

Их способность  стабилизировать выпуск продукции  следует из того, что пропорциональный налог на доходы уменьшает величину мультипликатора, а это значит, например, что любое падение инвестиций ведет к уменьшению выпуска продукции на меньшую величину.

Однако автоматические стабилизаторы не в состоянии  решить множество задач, которые  стоят перед экономической политикой, поэтому все правительства пользуются мерами активной фискальной политики, которые состоят в регулировании налоговых ставок и величины государственных расходов. [14; с. 55]

Государственные расходы на территории осуществляются в форме государственных закупок  и социальных выплат (трансфертов), которые производятся федеральным  правительством, региональными правительствами, органами местного самоуправления.

Налоги также  выплачиваются правительствам разного  уровня территориального управления. Макроэкономическое влияние, которое  оказывает на развитие региона фискальная политика, осуществляется через изменение величины конечного спроса в регионе, поэтому оно идентично для всех государственных расходов и налогов независимо от того, правительство какого уровня их производит.

Величину этого  влияния на региональные макроэкономические показатели можно оценить через региональный мультипликатор. Например, одинаковые по объему государственные закупки, произведенные в различных регионах, приводят к разному увеличению производства и занятости.

Параметры фискальной экономической политики, задаваемые на уровне национальной экономики, позволяют регулировать спрос для экономики в целом, однако они оказывают различное влияние на разные регионы, в этой связи и возникает необходимость в региональной дифференциации экономической политики.

Дифференциация  фискальной политики осуществляется по следующим направлениям:

- региональная  дифференциация налоговых ставок;

-региональная дифференциация государственных расходов, касающихся как государственных закупок, так и социальных трансфертов.

На первый взгляд региональная дифференциация фискальной политики выглядит как весьма эффективное средство для разрешения проблем отдельных регионов. Действительно, за счет дифференциации ставок налогов можно увеличить спрос в регионах, которые страдают от недостаточного спроса, и наоборот, уменьшить спрос в регионах, испытывающих его избыточное давление. К аналогичным результатам приводят трансферты правительства, направляемые в проблемные регионы с целью стимулирования в них экономической политики.

Однако в  действительности влияние мер фискальной политики на регион ограничивается множеством факторов.

Попытки стимулировать  производство в отдельных регионах через увеличение конечного спроса в регионе при помощи мер фискальной политики реализуются через систему  межрегиональных и внутрирегиональных взаимодействий. Их эффективность зависит от соотношения региональных и межрегиональных мультипликаторов и вызываемого ими эффекта распространения, т.е. влияния изменения конечного спроса на поддерживаемый регион и через него на все другие.

В придачу к проблемам межрегионального перераспределения эффектов фискальной политики горизонтальная дифференциация налоговых ставок вызывает, как правило, сильную политическую оппозицию со стороны регионов, которые оказываются объектами налоговой дискриминации. В этом отношении государственные расходы являются более гибким инструментом, поскольку они могут дифференцироваться по регионам центральным правительством, а, кроме того, часть этих расходов приходится на региональные правительства и органы местного самоуправления, которые могут проводить самостоятельную политику.

Информация о работе Технология комплексного развития региона