Текущее планирование как инструмент совершенствования управления торгового процесса у условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью написания работы стало совершенствование системы планирования на предприятии. Для раскрытия указанной цели можно определить ряд задач:
1. Исследовать теоретические аспекты реализации функции планирования на предприятии.
2. Оценить систему планирования на предприятии.
3. Предложить ряд мероприятий по совершенствованию системы планирования на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. .2
1. Реализация функции планирования на предприятии………………………..3
1.1. Сущность и общая схема организации планирования………………..3
1.2. Формы планирования, обеспечивающие долговременный успех предприятия……………………………………………………………..6
2. Практическая часть. Анализ системы планирования и его влияния на предложение ООО "АСТАТ»………………………………………………..17
2.1. Характеристика ООО «АСТАТ»……………………………………..17
2.2. Структура планов по уровням и звеньям управления
ООО «АСТАТ………………………………………………………...25
2.3. Оценка системы планирования ООО «АСТАТ»……………….…...27
3. Совершенствование системы планирования на предприятии………..…..29
3.1. Предложения по совершенствованию и развитию функции планирования …………………………………………………………29
4. Заключение…………………………………………………………………...44
5. Список использованных источников литературы…………………………46

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 87.27 Кб (Скачать документ)

К числу внутренних факторов, влияющих на составление бюджетов ООО  «Астат» следует отнести:

- дефицит времени в  связи с давлением, приоритетом текущих дел;

- убежденность в том,  что главный фактор успеха  фирмы - предпринимательский талант  руководителей, интуиция и деловые связи;

- недостаточная квалификация служащих;

- негативное отношение  к планированию, ассоциируемое с  советской плановой экономикой др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  системы планирования на предприятии

3.1. Предложения  по совершенствованию и развитию функции планирования

В связи с ужесточением конкуренции на рынке, эти проблемы для ООО «Астат» приобретают  особую значимость. Основными направлениями их решения представляются:

- исследование и адаптация  зарубежных методик составления  бюджета к современным условиям  функционирования отечественных  организаций, в том числе к  существующей системе учета и контроля его исполнения;

разработка собственных  методик бюджетирования, наиболее полно  учитывающих отраслевые и специфические  особенности конкретного предприятия;

использование и совершенствование  современных информационных технологий поддержки управленческих решений в этой области.

По изложенному в п. 2.2. материалу, мы установили, что система  планирования ООО «Астат» включает:--определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;

-оформление поставленной  задачи, установление конкретных  показателей и заданий для исполнителей;

детализацию задания по видам  и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;

детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

В менеджменте под целями понимают желаемый результат деятельности компании, к которому следует стремиться. Эти цели должны быть органически  увязаны с миссией организации  и разработаны с учетом информации, полученной из анализа внешней и внутренней среды.

Разрабатываются цели в два этапа:

Определяют качественные цели (направление).

Доказывают количественно  взаимосвязь предложенных целей.

ООО «Астат» обладает довольно высоким финансовым потенциалом, позволяющим  ему развиваться, есть скрытые финансовые резервы, связанные с высокой  оборачиваемостью, высоким уровнем  рентабельности, что поможет, как  минимум не ухудшить финансовое положение компании.

Наибольшей степенью реакции  на изменения требований рынка характеризуется  метод «снизу-вверх», так как исходный бюджет, разработанный в ООО «Астат», непосредственно соприкасается  с реальными рыночными проблемами, оказывается более адекватным ситуации.

Среди способов составления  бюджетов маркетинга различают: способ по принципу «снизу-вверх», способ «сверху  в низ» и смешанный.

Отправным пунктом в процессе планирования являются цели ООО «Астат»  в бизнесе, поэтому так важно  их сформулировать, а затем представить в количественном виде.

В условиях растущей неопределенности бюджет становится незаменимым инструментом управления. Большая неопределенность рынка, в которой приходится работать российским предпринимателям, обусловливает  необходимость ведения краткосрочных  бюджетов (например, ежемесячных), так  как эффективное прогнозирование  в средне- и долгосрочной перспективе  маловероятно. В то же время краткосрочное  бюджетирование не позволяет даже приблизительно оценить перспективность отдельного бизнеса и всего предприятия  в целом. Наиболее разумной альтернативой  является ведение сразу двух бюджетов - долгосрочного (1-5 лет) и краткосрочного (1-3 месяца).

При этом долгосрочный бюджет предназначен для анализа перспективы  деятельности компании (чего не увидеть  в краткосрочном бюджете), а краткосрочный  бюджет - для управления и контроля за текущей деятельностью предприятия (применение долгосрочного бюджета  в данных целях малоэффективно). Долгосрочный бюджет, как правило, допускает  корректировки и менее детализирован, чем краткосрочный. Рекомендуется  вести скользящий долгосрочный бюджет с периодом скольжения, например, в  один квартал.

Корректировка плана в  краткосрочном бюджете нежелательна даже при наличии форс-мажорных обстоятельств. Если корректировать план в течение  бюджетного периода, то по его окончании  фактические значения будут близки к плановым, и анализ исполнения бюджета не зафиксирует существенных отклонений. Если же план бюджета не менять после его утверждения, то в конце отчетного периода  в бюджете отразятся все значимые отклонения, по которым будут установлены  их причины и сделаны оргвыводы (корректирующие мероприятия) на следующий бюджетный период.

Выбор бюджетного периода  должен быть обоснован потребностями  управления. Из практики известен случай, когда простой перенос начала бюджетного периода с 1-го на 5-е число  календарного месяца вносил путаницу в регламент предоставления операционных бюджетов на несколько месяцев. Сотрудники, отвечавшие за разработку бюджетов своих  ЦФО, в силу некоторых (например, психологических) факторов долго не могли запомнить  сроки начала бюджетного периода. Для  лучшей сопоставимости бюджетов в компаниях  может быть принят четырехнедельный бюджетный период, но, так или  иначе, сроки и продолжительность  бюджетного периода должны быть удобны менеджменту.

При работе с бюджетом необходимо учитывать возможное изменение  обстоятельств и быть готовым  к корректировке запланированной  программы действий. Очевидно, что  бюджет, являющийся, по сути, количественным отражением данной программы, также  претерпит изменения. Относительно недавно в нашей стране стала  применяться в работе концепция  риск-менеджмента, управления, снижающего риски предприятия. В соответствии с этой концепцией необходимо постоянно  анализировать существующие риски  и применять меры по их нейтрализации. Все риски могут быть поделены на две основные группы: риск потери доходов и риск увеличения расходов. Оценить риск можно рассчитав  отношение суммы возможного убытка от наступления рискового события (осуществления риска) к сумме  планируемого дохода. Обычно при колебаниях данного показателя между 10-20% данные финансовые потери можно оценивать  как средние, менее 10% или более 20% - низкими и высокими соответственно.

В целях управления бюджет должен быть достаточно детализирован, так как при слишком агрегированных статьях затрат управление издержками становится затруднительным, бюджет теряет свою прозрачность.

Негативно на процесс бюджетирования влияют частые изменения статей доходов/расходов, особенно разделение одной статьи на несколько, и наоборот. Вследствие этого  теряется сопоставимость бюджета с  бюджетами прошлых периодов и  затрудняется прогнозирование будущих бюджетов.

Процесс бюджетирования можно  представить как цепочку управленческих действий: сначала сверху, от генерального директора, поступает информация о  целях и стратегии предприятия  вниз, к руководителям подразделений, затем снизу вверх поступают  первоначально составленные проекты  бюджетов ЦФО, которые после корректировки  принимаются и доводятся обратно  снизу вверх до начальников ЦФО. Составление первоначальных проектов бюджета должно происходить «снизу вверх», т.е. с нижнего уровня подразделений  к верхним. При этом менеджеры  нижнего звена должны учитывать  в процессе планирования бюджетов своих  ЦФО стратегические указания руководства. В ситуации, когда руководство  держит в секрете от руководителей  ЦФО свои стратегические планы, эффект от бюджетирования резко уменьшается, так как планируемые менеджерами  бюджеты не будут соответствовать  фактическому направлению развития предприятия.

Важно при составлении  бюджета руководствоваться принципом  декомпозиции. Данный принцип заключается  в том, что каждый бюджет более  низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня.

Типичной ошибкой планирования бюджета является то, что он зачастую основывается на показателях бюджетов предыдущих периодов. При планировании бюджета по принципу «от достигнутого»  может проявляться отрицательная  тенденция сохранения существовавшей ранее структуры расходов несмотря на возможные изменения условий  хозяйствования и целей организации. В то же время при неизменности целей, условий и обстоятельств  деятельности организации, при формировании бюджета полезно опираться на последние данные об ожидаемом исполнении бюджета текущего периода.

Другой принцип планирования - «с нулевого базиса» - ориентируется  на достижение поставленных целей и  привлечение необходимых для  этого ресурсов. Он заставляет менеджеров задумываться о приоритетах деятельности своих ЦФО, в то время как первый метод может обернуться механическим перенесением цифр из прошлого бюджета  в следующий с поправкой на инфляцию.

Руководствуясь данными  положениями, можно значительно  ускорить создание полноценной системы  бюджетирования, играющей ключевую роль в управлении финансами, обеспечив  тем самым условия для дальнейшего  развития и процветания компании.

Необходимо также отнести  совершенствование финансовой службы предприятия и повышения профессионального  уровня финансовых менеджеров, экономистов и бухгалтеров.

Для повышения эффективности  системы планирования руководитель ООО «Астат» должен поставить две цели:

перед коммерческой службой - увеличить услуги за счет использования  исправной техники и механизмов другим организациям и добиться сверхплановой выручки;

перед финансовой службой - снизить затраты и получить прибыль  за счет прочей реализации и доходов  по внереализационным операциям.

Обычные рабочие обязанности - цели, которые необходимо формулировать  для того, чтобы определить, по каким  результатам финансист может  оценить свою работу. Для этой цели важное значение имеет письменное формулирование параметров и количественных показателей, в сравнении, с которыми можно  постоянно оценивать результаты финансовой деятельности и деятельности работников и организация контроля их исполнения.

Подход исполнительного  органа к контролю оказывает наибольшее влияние на контрольную среду. Благоприятная  управленческая среда характеризуется  системой управления, обеспечивающей высокий уровень внутренней системы коммуникаций, способствующей эффективной работе исполнительного органа, использующего систему бюджетов и отчетов об исполнении, обеспечивающую эффективность внутреннего контроля. Помимо этого предприятия, разделением обязанностей, контролем доступа к активам, документам и осуществление периодических сравнений учетных данных.

Комплектность персонала, осуществляющие контрольные функции, является важнейшей  характеристикой системы внутреннего  контроля. Так, частая смена бухгалтеров  ведет к тому, что функции учета  и контроля выполняются людьми, не имеющими достаточного опыта и делающими  в силу этого больше ошибок. Новые  руководители и должностные лица могут быть не в должной степени  знакомы с системой учета предприятия  и совершать технические и  другие ошибки. Иногда служащие бухгалтерии  увольняются, так как не хотят  следовать некоторым процедурам учета, которые предписываются нормативами. В целом, частая сменяемость бухгалтерского персонала может быть тревожным фактом.

Очень важной характеристикой  эффективной системы внутреннего  контроля является должностной разделение функциональной ответственности, соответствующее  разделение обязанностей является обязательным условием эффективности процедуры контроля.

Перечисленные ниже четыре вида функций должны входить в  обязанности различных подразделений  или различных служащих бухгалтерии ООО «Астат».

1 .Санкционированное хозяйственных  операций. Эту обязанность выполняют  служащие, которые имеют право  санкционировать записи хозяйственных  операций. Санкционированное бывает  общее, касающееся определенного  вида операций (например, всех продаж) или специальное (например, санкционирование продажи важного актива).

2. Регистрация хозяйственных  операций. Учет и запись операций (ведение отчетности), в настоящее  время для регистрации хозяйственных  операций все чаще используются компьютерные технологи.

3. Обеспечение сохранности  активов в ходе хозяйственных  операций. Подразумевается фактическое  расхождение принадлежащими предприятию активами или контроль за ними.

4. Периодическое сопоставление  существующих активов с суммами,  записанными на счетах. Здесь  предполагается регулярная инвентаризация  активов, и принятие соответствующих  мер в случае расхождения.

Надзор является важным элементом контрольной среды.

Персонал предприятия  и компьютерные системы выполняют  функции учета и процедуры  контроля предприятия. Контролер, осуществляя  надзор за работой работника по кредитованию, может, например, периодически сравнивать сальдо на счетах дебиторов с итоговыми данными счета.

Контролер или должностные  лица могут исправлять ошибки, найденные  служащими, а также принимать  и санкционировать решения, касающиеся системы учета предприятия. Надзор является важным средством управленческого  контроля и условием функционирования системы внутреннего контроля в целом.

Информация о работе Текущее планирование как инструмент совершенствования управления торгового процесса у условиях рыночных отношений