Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании системы мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1.Определить понятие мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
2.Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников на предприятии 4
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования 4
1.2 Основные теории мотивации работников на предприятии 7
1.3 Система мотивирования работников 15
Глава 2. Мотивация и стимулирование труда как элементы процесса управления работниками 18
2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами предприятия 18
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей 20
2.3. Стимулирование труда как метод экономической мотивации 27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования работников 30
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала 31
3.2 Новые подходы к управлению мотивацией персонала в организации 32
3.3 Совершенствование социально-психологических методов мотивации 34
Заключение 38
Список использованных источников 39
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников на предприятии 4
1.1 Понятие
и сущность мотивации и
1.2 Основные теории мотивации работников на предприятии 7
1.3 Система мотивирования работников 15
Глава 2. Мотивация и стимулирование труда как элементы процесса управления работниками 18
2.1 Стратегия
управления человеческими
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей 20
2.3. Стимулирование труда как метод экономической мотивации 27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования работников 30
3.1 Предлагаемые
мероприятия по
3.2 Новые подходы
к управлению мотивацией
3.3 Совершенствование
социально-психологических
Заключение 38
Список использованных источников 39
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время, при
переходе к рыночным отношениям, основным
мотивирующим фактором работников является
желание иметь гарантированную
заработную плату. При этом ни интенсивность,
ни качество труда в расчет не берутся,
преобладает желание иметь
Таким образом, и потребности,
и мотивация большинства
Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Цель работы заключается в исследовании системы мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1.Определить понятие мотива,
потребности и стимула,
2.Осуществить обзор основных
научных подходов к мотивации
и стимулированию трудовой
3.Изучить методологию и практику построения систем стимулирования персонала на отечественных предприятиях.
4.Проанализировать систему стимулирования и мотивации труда на предприятии. Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.
Объект исследования – мотивация и стимулирование работников на предприятии.
Предмет исследования – изучение и анализ теоретических и практических подходов к организации систем стимулирования и мотивации персонала на современных предприятиях.
Методы исследования – описательные, системный анализ, обобщение.
Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами мотивации деятельности, в том числе мотивации и стимулирования трудовой деятельности, в частности, таких авторов, как Ван Хорн Д.К., А.Маслоу, Х. Хекхаузен, Аширов Д.А., Сурков С.А., Егоршин А.П.
Структура курсовой работы:
В первой главе данной работы производится описание теоретической базы мотивации и стимулирования работников на предприятии, система мотивирования работников.
Во второй главе, на основе собранной информации, проведен анализ стратегии управления человеческими ресурсами предприятия и способы мотивации.
В заключительной главе, исходя из проведенного анализа, будет представлен план мероприятий по усовершенствованию системы мотивирования работников предприятия.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. [11]
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Мотив – это то, что
вызывает определенные действия человека.
Мотив находится “внутри” человека,
имеет “персональный” характер, зависит
от множества внешних и внутренних
по отношению к человеку факторов,
а также от действия других, возникающих
параллельно с ним мотивов. Мотив
не только побуждает человека к действию,
но и определяет, что надо сделать
и как будет осуществлено это
действие. Поведение человека обычно
определяется не одним мотивом, а
их совокупностью, в которой мотивы
могут находиться в определенном
отношении друг к другу по степени
их воздействия на поведение человека,
поэтому мотивационная
Мотивирование - это процесс
воздействия на человека с целью
побуждения его к определенным действиям
путем пробуждения в нем
В зависимости оттого, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. [1]
Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действия человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования.
Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования. [4]
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. [6]
Важную роль в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
1. Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
2. Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.
4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества. [5]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация – более широкое понятие, нежели стимулирование (несмотря на их большое сходство), а стимулирование в большей части является одним из факторов мотивации труда, который активно используется руководящими работниками в практике управления персоналом.
Мотивировать работников – значит удовлетворить их потребности, будь то материальные или же элементарная поддержка со стороны руководства. Появление различных теорий мотивации объясняется тем, что появилась необходимость изучить, а также систематизировать основные потребности индивида. Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. [7]
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. [9]
Рисунок 1. - Иерархия потребностей Маслоу
В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
Первые две группы потребностей
первичные, а следующие три вторичные.
Согласно теории Маслоу, все эти
потребности можно расположить
в строгой иерархической
С развитием экономических
отношений и совершенствованием
управления значительная роль в теории
мотивации отводится
Согласно теории МакКлелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. [1]
Теория Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Информация о работе Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников на предприятии