Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 16:45, курсовая работа
Кадровое планирование как обеспечение организации квалифицированными сотрудниками
1.1
Кадровое планирование
как обеспечение
организации
Количество
рабочей силы в пределах той или
иной территориальной единицы имеет
свою определенность и представляет,
по существу, единый ресурс для всех
предприятий, находящихся на этой территории.
Однако привлекательность тех или иных
предприятий по таким признакам, как уровень
заработной платы, стабильность найма,
близость к жилью, условия труда, наличие
социально-бытовой инфраструктуры и т.п.,
далеко неодинакова, что и определяет
наличие конкуренции между потенциальными
работниками за право быть принятыми на
лучшее, по их мнению, предприятие, а также
конкуренции между предприятиями за привлечение
квалифицированной рабочей силы .
Планирование персонала как одна из важнейших функций управления персоналом состоит в количественном, качественном, временном и пространственном определении потребности в персонале, который необходим для достижения целей организации. Планирование персонала следует рассматривать в прямой взаимосвязи с планированием кадрового потенциала организации и планированием карьеры ее сотрудников.
Кадровое
Особые
проблемы в планировании использования
кадров возникают при обеспечении
занятости таких групп
Планирование кадров обычно применяют по двум причинам. Во-первых, чтобы определить качественную и количественную потребность в сотрудниках различных категорий для достижения тактических и стратегических целей компании. Во-вторых, чтобы определить соответствие структурного и кадрового потенциала компании ее целям и стратегии развития. Кадровое планирование призвано ответить на следующие вопросы:
• сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы;
• каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал;
• как в перспективе использовать работников в соответствии с их способностями;
• как целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к меняющимся требованиям компании и рынка;
• как обеспечить мотивацию персонала и решить его социальные проблемы;
• каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия.
Основное правило кадрового планирования: все стороны планирования должны рассматриваться только совместно со стратегическими планами организации и в соответствии с периодами этих планов. Это значит, что если установлены краткосрочные и долгосрочные цели компании, необходимо определить и спланировать требуемое количество персонала для достижения поставленных целен в том или ином периоде.
Процесс кадрового планирования включает в себя три этапа:
Общая потребность предприятия в кадрах (А) определяется как сумма базовой потребности в кадрах и дополнительной потребности по формуле:
(1.1)
где Ч – базовая потребность в кадрах, определяемая объёмом производства, чел.;
ДП – дополнительная потребность в кадрах, чел.
Базовая потребность предприятия в кадрах Ч определяется по формуле:
(1.2)
где ОП – объём производства, руб.;
В – выработка на одного работающего, руб.
Более конкретные расчёты производятся отдельно по следующим категориям:
Дополнительная потребность (ДП) в кадрах – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода.
При расчете дополнительной потребности учитываются:
(1.3)
где Апл и Аб - общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды, чел.;
где К в – коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2- 2 % от общей численности в год);
Нормативная трудоемкость выпуска продукции (числитель формулы) представляет собой суммарный показатель; он не учитывает, насколько равномерно распределяется трудоемкость по месяцам или кварталам года в соответствии с колебаниями объемов производства. А эти колебания могут быть весьма значительными. Поэтому, рассчитав по формуле (1.1) среднегодовой показатель, в отдельные периоды времени предприятие может испытывать либо нехватку численности, либо ее избыток (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Соотношение среднегодовой численности рабочих и текущей потребности в рабочей силе
1,2
– возможные варианты
3
–показатель среднегодовой
Однако важно знать не только диапазон колебаний численности рабочих (от максимальной потребности до минимальной), но и продолжительность периода, для которого характерен излишек или недокомплект численности. Только после этого можно решать вопрос о наборе кадров в соответствии со среднегодовой потребностью и методах регулирования возникающих рассогласований.
Существуют специальные методы определения потребности в персонале:
Экономический эффект планирования кадров выражается в сокращении возможных потерь на ввод новых сотрудников; сокращении затрат на поиск и подбор персонала; сокращение потерь и ущерба, вызванных несоответствием кандидата должности; уменьшение текучести кадров. Затраты на кадровое планирование не должны превышать приносимого ими положительного эффекта .
При определении места работы в процессе планирования использования кадров наряду с учетом квалификационных признаков следует принимать во внимание также психические и физические нагрузки на человека на том или ином рабочем месте, их соответствие возможностям человека, принимаемого на работу. Посредством такой конкретизации планирования использования рабочей силы можно будет избежать завышения и занижения требований, профессиональных заболеваний, и др.
1.2 Привлечение кадров: сущность, методы, этапы
Схематически
Рисунок
1.2 - Этапы процесса привлечения персонала
Процесс привлечения персонала - рекрутирование (рекруитмент) - представляет собой специфический вид маркетинговой деятельности. Как в обычной маркетинговой деятельности, в процессе рекруитмента кандидатов на вакантные должности существует несколько этапов:
Подход к процессу рекрутинга включает: