Теоретические аспекты управления оборотными малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание

Финансы предприятий - это система денежных отношений, складывающихся в процессе формирования, размещения и использования финансовых ресурсов. Финансовое положение предприятия выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, поступающих за реализованную продукцию (товары, работы и услуги), кредитов банка и займов, временно привлеченных средств; задолженности поставщикам и другим кредиторам, временно свободных средств специальных фондов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)


Глава 1 Теоретические аспекты управления оборотными малого предприятия

1.1 Теоретические аспекты управления оборотными средствами малого предприятия

Финансы предприятий - это система денежных отношений, склады­вающихся в процессе формирования, размещения и использования фи­нансовых ресурсов. Финансовое положение предприятия выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: де­нежных средств, поступающих за реализованную продукцию (товары, работы и услуги), кредитов банка и займов, временно привлеченных средств; задолженности поставщикам и другим кредиторам, временно свободных средств специальных фондов.

Финансовое положение предприятия зависит от результатов его про­изводственной, коммерческой и финансовой деятельности. Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияют на финансовое положение предприятия. Сбои в производствен­ном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения с ее реализа­цией ведут к уменьшению поступления средств на счета предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а следовательно, и в произ­водственном процессе.

В практике работы предприятий нередки случаи, когда и хорошо ра­ботающее предприятие испытывает финансовые затруднения, связанные с недостаточно рациональным размещением и использованием имею­щихся финансовых ресурсов. Поэтому финансовая деятельность должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффек­тивного использования финансовых ресурсов, соблюдение расчетной и кредитной дисциплины, достижение рационального соотношения собст­венных и заемных средств, финансовой устойчивости с целью эффектив­ного функционирования предприятия. Следовательно, финансовое поло­жение предприятия является результатом взаимодействия не только со­вокупности производственно-экономических факторов, но и всех элемен­тов его финансовых отношений.

Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия. Это по­рож­­дает проблему серьезного пересмотра основных принципов «большого» финан­со­во­го менеджмента применительно к малым предприятиям, - иначе эти принципы в ма­лом бизнесе просто не работают. Наиболее важные и тесно связанные между собой раз­личия состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне лик­видности.

    Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрез­вы­чай­но затруднителен: получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследст­вие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кре­дит­ной истории.

    Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации и уровень дивиденда.

    В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в круп­ных компаниях. Благосостояние и даже судьба собственника небольшой фирмы на­пря­мую зависит от ее успеха или неуспеха. Возможности диверсификации портфеля ин­вес­тиций ограничены горизонтом собственного предприятия.

Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего риска с наименьшей доход­нос­тью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования. Поэтому част­ное финансирование (кредиты банков, инвестиции хозяйствующих субъектов част­ного сектора, физических лиц) для малого бизнеса сильно затруднено.

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с круп­ными предприятиями, уровень ликвидности. Это вызвано тем, что:

    в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и деби­тор­с­кую задолженность;

    у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства.

Ликвидность – самое больное место малой фирмы. «Наиважнейшей целью фи­нан­сового менеджмента малого бизнеса является грамотное управление оборотным ка­пи­талом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и крат­ко­сроч­­ными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество лик­вид­ных средств и делает его платежеспособным» [16, с.608].

Необходимость эффективного управления оборотным капиталом диктуется, кро­ме всего прочего, и затрудненностью доступа на рынки капиталов для малых пред­прия­тий: раз средств мало, их тем более надо использовать так, чтобы каждый рубль при­носил максимум экономического эффекта.

Многие опытные и удачливые предприниматели даже считают рациональное уп­рав­ление оборотным капиталом – тактику финансового менеджмента – главным со­дер­жа­нием финансовой работы на малом предприятии.

Кроме того, в пониженном уровне ликвидности находит выражение повышенная склон­ность многих владельцев и владельцев малых предприятий к риску.

В ходе анализа для характеристики различных аспектов финансового состояния предприятия применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты. Изучение абсолютных величин ведется по данным бухгалтерского учета и особенное место среди бухгалтерских документов уделяется балансу предприятия  и отчету о прибылях и убытках.

По мнению Е.С. Стояновой, главным инструментом финансового анализа деятельности малого предприятия яв­ляет­ся коэффициентный метод. Аналитическая ценность коэффициентов подтверждается в частности тем, что во многих странах существуют специальные издания, публикующие финансовые коэффициенты. Так, например, в США такими организациями являются известнейшие компании: «Dun and Bredstreet», «Роберт Моррис Ассошиэйтс», «Мудис», Налоговое бюро Министерства торговли США, Комиссия по ценным бумагам и т. д. В Японии подобные сведения публикуются в справочнике Министерства торговли и промышленности «Вага куни кигё-но кэйэй бунсэки» и в справочнике «Кайся нэнкан». [16, с.33]

А.Д. Шеремет отмечает, что расчетные коэффициенты ликвидности не только дают раз­­ностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния предприятия при раз­ной степени учета ликвидности средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Так, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересны коэффициенты абсолютной ликвидности. Банк, кредитующий данное предприятие, больше внимания уделяет коэффициенту критической ликвидности. Покупатели и держатели акций – текущей ликвидности. [18, с.76-77]

В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы фи­нансовых коэффициентов:

1.       Коэффициенты ликвидности.

2.       Коэффициенты деловой активности.

3.       Коэффициенты рентабельности.

4.       Коэффициенты платежеспособности или структуры капитала.

Рассмотрим показатели каждой из этих групп.

1.    Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие.

    Коэффициент общей (текущей) ликвидности (kобщ) показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находится в пределах от 1 до 2.

    Коэффициент срочной ликвидности (kсроч) раскрывает отношение наиболее ликвидной части оборотных средств к краткосрочным обязательствам. По международным стандартам уровень его должен быть более 1. В России, Беларуси его оптимальное значение определено как 0,7-0,8.

Однако надо заметить, что дебиторская задолженность и краткосрочные финансовые вложения относятся к наиболее ликвидным средствам предприятия только в условиях рыночной экономики, поэтому в современных условиях хозяйствования в РБ более целесообразно использовать коэффициент абсолютной ликвидности.

Некоторые зарубежные экономисты оспаривают правомерность существующих оце­нок оптимальность коэффициентов текущей и срочной ликвидности. Так, японский эко­но­мист Номура, считая ошибочными установленные критерии ликвидности, отмечает: «Теоре­тическая ошибка заключается здесь в том, что предоставление займа и его оплат рассматриваются в одном временном аспекте. Однако для предприятия существует обыч­но временное различие между продажей в кредит и обязательством уплаты. Следо­ва­тельно, если у крупного предприятия ухудшаются показатели ликвидности, то это не означает возникновения «нездорового состояния», а, напротив, указывает на использование предприятием кредитной разницы в качестве капитала. Фактически эта сум­ма является дополнительным капиталом, полученным фирмой, благодаря крат­косрочной задолженности.»[16. с.27)]

    Коэффициент абсолютной ликвидности (kаб) редко рассчитывается в западной практике. В России, Беларуси его оптимальный уровень считается равным 0,2-0,25.

    Кроме того, большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет изучение чистого оборотного капитала. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие ЧОК служит положительным ин­дикатором для инвесторов и кредиторов.

2.    Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эф­фективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относят различные показатели оборачиваемости.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового по­ло­жения компании, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность пред­приятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях от­ражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.

В финансовом менеджменте наиболее часто используются следующие показатели.

    Коэффициент оборачиваемости активов характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т.е. показывается, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов.

    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз в среднем за период дебиторская задолженность превращалась в денежные средства.

    Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов.

    Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов отражает скорость реализации этих запасов.

    Длительность производственного цикла определяет, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия; иначе говоря, в те­чение какого периода денежные средства связаны в материально-производственных за­пасах.

3.    Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна дея­тель­ность предприятия.

    Рентабельность активов показывает, сколько денежных единиц потребовалось фир­ме, чтобы получить одну единицу прибыли, независимо от источника привлечения этих средств.

         Рентабельность реализации показывает, сколько единиц прибыли (чистой или ва­ловой) принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

         Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чис­той прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании.

4.    Показатели структуры капитала (показатели платежеспособности) харак­те­ри­зуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.

    Коэффициент собственности характеризует долю собственного капитала в струк­туре капитала компании, а, следовательно, со­от­ношение интересов собственников пред­приятия и кредиторов.

    Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость компании от внешних займов. Чем он выше, тем больше займов у компании, и тем рискованней си­туа­ция, которая может привести к банкротству предприятия

    Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия процента) ха­рак­те­ри­зу­ет степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кре­дит. По этому показателю судят, сколько раз в течение отчетного периода предприятие за­ра­ботало средства для выплаты процентов по займам. Этот показатель отражает также до­пустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.

 

1.2 Зарубежный опыт финансового менеджмента

Как уже отмечалось выше, финансовые коэффициенты являются универсальным средством оценки финансового состояния организации, независимо от формы собственности и ее принадлежности к тому или иному государству. То же касается основных приемов анализа балансов и других отчетных документов. При этом конечно же следует учитывать особенности хозяйственной жизни той или иной станы, ее юридические нормы и обычаи.

Так, анализируя коэффициенты ликвидности иностранных партнеров, необходимо учитывать социально-экономические особенности развития тех стран, предприятия которых являются объектом изучения. Так, если в странах Западной Европы и США хозяйственной практикой установлена оптимальная величина коэффициентов текущей и срочной ликвидности в интервале между единицей и двумя, то в Японии эти показатели редко достигают даже нижнего предела. Исключением являются лишь крупнейшие компании, функционирующие на международных рынках, такие, как «Тойота», «Ниссан», «Хитачи Сэйсакудзе», «Мацусита Дэнки Санге». Низкий уровень этих коэффициентов обуслов­лен особенностями структуры капитала японских компаний, где доля собствен­ного каптала в среднем составляет порядка 20 %. Таким образом, для пользователей от­чет­ности японских компаний низкий уровень рассматриваемых коэффициентов лик­вид­ности не является свидетельством неблагополучного состояния соответствующей фирмы.

Информация о работе Теоретические аспекты управления оборотными малого предприятия