Теоретические основы качества трудовой жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Целью исследования является проведение анализа качества трудовой жизни в организации и разработка практических рекомендаций по ее улучшению.
Задачи:
1) рассмотреть сущность понятия «качество трудовой жизни»: ее основные элементы, цели ее хорошего поддержания;
2) рассмотреть деятельностный подход к управлению качеством трудовой жизни;

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….....3
Глава 1. Теоретические основы качества трудовой жизни
1.1. Качество трудовой жизни: понятие, концепция, цели………………….….5
1.2. Основные элементы качества трудовой жизни и факторы, формирующие качество трудовой жизни…………………………………………………….….11
1.3. Деятельностный подход к управлению качеством трудовой жизни…….16
Глава 2. Исследование качества трудовой жизни БООО «Союзлифтмонтаж»
2.1. Организационная структура БООО «Союзлифтмонтаж»………………..21
2.2. Оценка качества трудовой жизни БООО «Союзлифтмонтаж»……….….24
2.3.Рекомендации по улучшению качества трудовой жизни в организации……………………………………………………………………....28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список используемой литературы……………………………………….…….33
Приложение ……

Работа состоит из  1 файл

! Мотивация трудовой деятельности.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

    Качество трудовой жизни включает в себя  все важные  компоненты: труд, физическое и социальное окружение в организации, систему управления, соотношение между трудовой и нетрудовой сферой. То есть, качество трудовой жизни охватывает все то, что влияет на трудящегося. Это говорит о том, чтобы  добиться высокой  производительности, эффективности в организации, на предприятии, необходимо обратить внимание  на удовлетворенность  потребностей персонала.

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование качества трудовой жизни БООО «Союзлифтмонтаж».

2.1. Организационная структура БООО «Союзлифтмонтаж»

    Объект исследования – БООО «Союзлифтмонтаж».

    Местонахождение организации – г. Барнаул.

    Еще несколько десятков лет назад механизированное чудо под названием лифт воспринималось как роскошь. Сегодня же это привычный атрибут  не только жилых домов, но и всей общественной инфраструктуры любого города. В наше время лифтовой подъемник стал необходимым «транспортом», а его отсутствие или поломка осознается как катастрофа. Абсолютно все согласятся с тем, что лифт – одно из величайших  изобретений человека.  [4, c.24]

    В конце 70-х годов в городе Барнауле отмечалось значительное увеличение темпов высотного крупнопанельного домостроения, а как следствие - появилась острая необходимость иметь в городе специализированное предприятие по монтажу и сдаче лифтов эксплуатирующим организациям. К моменту образования БООО «Союзлифтмонтаж» в городе уже накопилось 120 не сданных в эксплуатацию лифтов.

    Датой рождения Барнаульского ООО «Союзлифтмонтаж» считается май 1979 года. БООО «Союзлифтмонтаж» – своего рода тыл «Алтайской лифтовой компании «Союзлифтмонтаж». Производственно-комплектовочная база предприятия, оснащенная мостовым и башенным кранами, станочным парком, автотранспортом – это перевалочный пункт для лифтов. Здесь же, на базе производится капитальный ремонт лифтов, также изготавливаются несертификационные  детали для модернизации лифтов. Кроме производственно-комплектовочной базы в структуру БООО входят эксплуатационная служба и электротехническая лаборатория, где ремонтируют и проводят предмонтажную ревизию электронных станций.   [5, c.10]

    Сегодня БООО «Союзлифтмонтаж» - организация с коллективом 23 человека.

    Структура персонала БООО «Союзлифтмонтаж» представлена в таблице 1.

Наименование  показателя

Всего человек

Численность всего, в том числе:

23

Руководители

1

Специалисты

9

Служащие

2

Рабочие

11


Таблица 1. Структура персонала БООО «Союзлифтмонтаж»

 

Из таблицы 1 видим, что структура персонала  по категориям выглядит следующим образом:

    • руководители – 4,35 %;
    • специалисты – 39,1%;
    • служащие – 8,69 %;
    • рабочие – 47,82 %.

Половозрастная  характеристика персонала  представлена в таблице 2.

Возраст (лет)

Численность,чел

(мужчин)

Численность, чел(женщин)

16-18

-

-

19-25

-

-

26-35

1

2

36-45

-

-

46-60

18

-

Старше 60

-

2

Итого

19

4




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Половозрастная характеристика персонала

По результатам  в таблице видно, что в организации  преобладает численность мужчин в возрасте от 46 до 60 лет.

Образовательная характеристика персонала  представлена в таблице 3.

Образование

Численность,чел

(мужчин)

Численность, чел

(женщин)

Численность

(всего)

Н/среднее

4

-

4

Среднее

5

2

7

Н/высшее

-

          1

          1

Высшее

10

1

11

Итого

19

4

23


 

Таблица 3. Образовательная характеристика персонала

По таблице  видно, что в организации преобладают работники с высшим образованием. По данным отдела кадров уровень образования каждого работника удовлетворяет требованиям, предъявляемым занимаемой должностью.

Распределение по стажу представлено в таблице 4.

Группы  рабочих по стажу, лет

Численность работников, чел

Удельный  вес, %

До 2

-

-

От 2 до 5

2

9

От 5 до 10

1

4

От 10 до 15

-

                 -

Свыше 15

20

87

Итого

23

100


Таблица 4. Распределение по стажу.

    Таким образом, распределение по стажу показывает, что наибольшую долю занимают работники со стажем работы свыше 15 лет (87%), наименьшую – от 5 до 10 лет (4%).

2.2. Оценка качества трудовой жизни БООО «Союзлифтмонтаж».

    Ряд авторов предлагает оценить качество трудовой жизни по уровням- с позиции работника, предпринимателя и общества в целом. Каждый уровень оценки - неотъемлемая часть целого. Оценка качества трудовой жизни организации производится с учетом отраслевой принадлежности, вида деятельности, масштабов производства, временем присутствия на рынке.  [10, c 46]

    Оценка качества трудовой жизни организации может быть произведена двумя основными способами:

    Во-первых, путем социологического опроса работников организации с помощью анкет, где трудовой коллектив разделяется на социальные слои (неимущие, бедные, необеспеченные, обеспеченные, зажиточные и богатые) по их отношению к потреблению различных материальных благ, входящих в биологический и социальный прожиточный минимумы.

    Во-вторых, путем социологического опроса работников конкретной организации по степени удовлетворенности локальными качествами трудовой жизни. В этих целях нужно провести социологический опрос трудового коллектива с помощью анкеты (Смотреть приложение 1).

    Эта анкета используется для комплексной оценки качества трудовой жизни трудового коллектива организации или отдельных работников. [2, c.367]

    Благодаря данной анкете, было исследовано качество трудовой жизни  работников БООО «Союзлифтмонтаж». В анкетировании приняли участие 16 человек,  что составило 69,56 %.

    Работникам предлагалось ознакомиться с показателями качества трудовой жизни, и поставить свою оценку по 10-ти балльной шкале, где 10 – самая высокая оценка, а 1 – самая низкая. После этого идет подсчет баллов  по каждому разделу.

    По результатам  анкеты получились следующие баллы показателей качества трудовой жизни по каждому разделу:

  • трудовой коллектив:  70 – хорошо;
  • оплата труда: 42 – удовлетворительно;
  • рабочее место: 66 – удовлетворительно;
  • руководство организацией: 59 – удовлетворительно;
  • служебная карьера: 59 – удовлетворительно;
  • социальные гарантии: 80 – хорошо;
  • социальные блага: 50 – удовлетворительно.

    Общая сумма баллов по всем разделам составила 426 – удовлетворительно.

    Графически это выглядит следующим образом:

    На основе исследования можно сделать вывод о том, что, в общем, качество трудовой жизни БООО «Союзлифтмонтаж» – удовлетворительное.

    По результатам проведенной анкеты видно, что:

    С одной стороны – наибольший недостаток организации занимает показатель оплаты труда, он не соответствует ожиданиям работников, в связи с этим они не ощущают экономического благосостояния. Также у работников отсутствует возможность получения справедливого вознаграждения за труд, а, как всем известно – справедливое вознаграждение за труд рассматривается не только как приоритетное условие обеспечения воспроизводства рабочей силы, но и как фактор трудовой мотивации, на основе которого развиваются более высокие человеческие потребности.

    С другой стороны – достоинство организации в том, что показатель, характеризующий социальные гарантии велик. Работники ощущают социальную защищенность. Они уверены в том, что получат медицинское страхование, что будут оплачиваться больничные листы, и отпуска будут предоставляться в соответствии с графиком.

    Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что для повышения качества трудовой жизни организации необходимо:

  1. Расширить объем  содержания работы, для устранения монотонности и скучности  труда.
  2. Разработать в организации режимы соблюдения труда и отдыха, правила гигиены труда. Это необходимо для того, чтобы создать оптимальные условия для эффективного трудового процесса.
  3. Совершенствование оплаты труда, для создания активного   стимулирующего воздействия на мотивы поведения и трудовой деятельности работника, соответствующего тому уровню качества трудовой жизни, который свяжет работника с предприятием на многие годы.

    Потребности работника можно признать удовлетворенными, когда он получает от своей организации такое вознаграждение, которое отвечает ожиданиям работника и включает компенсацию затрат труда за выполненную работу. Несмотря на то, что удовлетворенность работника представляет собой один из важнейших аспектов управления организацией, его измерение остается большой научно-методологической проблемой.

    Результаты проведенной оценки позволяют  выявлять степень взаимовлияния различных показателей, и определять направленность мероприятий по повышению качества трудовой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Рекомендации по улучшению качества трудовой жизни в организации.

    Цель – повышение качества трудовой жизни персонала организации.

    В начале 80-х годов XX века проводились первые исследования по  изучению влияния социальных условий организации на  повышение экономической эффективности.

    Впоследствии было доказано, что именно создание комплекса социальных условий побуждает работников выявлять внутрипроизводственные резервы  повышения эффективности производства. Каждая организация, ее руководство должны быть заинтересованы в том, чтобы предоставить работникам больше возможностей для самореализации, профессионального роста, получения достойного вознаграждения за труд, работа в здоровых условиях и комфортной психологической атмосфере.

    Поэтому автором работы предлагается следующее:

  1. Непрерывное образование, т.е. человек должен учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой жизни (как внутрипроизводственное, так и внепроизводственное обучение):
    • первичная профессиональная подготовка и последующее углубление;
    • переподготовка и повышение  ранее приобретенной квалификации.
  1. Инвестиции в здоровье сотрудников, что ведет к снижению смертности, нетрудоспособности, заболеваемости, увеличивает производительность труда, улучшает психологическое состояние сотрудников:
    • профилактика профзаболеваний, характерных для вида деятельности организации (использование средств индивидуальной и коллективной защиты, нормирование трудового процесса, ежегодный медицинский осмотр, обязательно включающий флюорографию и измерение функций внешнего дыхания);
    • предоставление диетического питания для отдельных работников и/или бесплатного питания для всех сотрудников;
    • медобслуживание по месту работы и оплата лечения в медицинских учреждениях, профилакториях, санаториях, путевок в дома отдыха;
    • улучшение жилищных условий (предоставление служебного жилья, предоставление кредита и оказание содействия работникам в приобретении собственного жилья);
    • страхование работников от несчастных случаев.

Информация о работе Теоретические основы качества трудовой жизни