Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям в наше время требует определенных изменений и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся между предприятиями связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности не гарантирует повышения эффективности работы предприятий.

Содержание

Введение.
Глава.1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях.
1.1. Необходимость управления.
1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание.
1.3. Конкурентоспособность как локальная функция управления предприятием.
1.4. Механизм осуществления функции «организация труда».
Глава.2..Управление финансовой устойчивостью в условиях рыночной \ экономики.
2.1 Проблемы финансовой устойчивости в современных условия хозяйствования.
2.2. Эффективность управления предприятием в современных условиях развития \ рынка.
2.3. Анализ управления денежными потоками предприятий пищевой / промышленности Астраханской области.
Заключение.
Список источников литературы.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)

Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики.

                                                                                                                                  Таблица 1

 

      Функции    

Основной используемый ресурс 

Планирование                                                  

Время

Маркетинг                                                         

Потребитель

Предпринимательство                                     

Бизнес

Финансы                                                            

Деньги

Организация                                                      

Люди

Производство                                                     

Технология

Инновация                                                          

Идеи

Информация                                                       

Данные

Социальное развитие                                        

Культура

Усложнение взаимодействий с внешним окружением привело к большому количеству функций современного предприятия (см. таб.1)  

    В условиях рыночной экономики целесообразно: усиление стратегического планирования и прогнозирования; контроля за качеством выпускаемой продукции на всех этапах от разработки до начала серийного выпуска продукции. Придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности на основе ЭВМ; придание большего, чем раньше значения вопросам производства и управления персоналом; привлечение работников к участию в акционерном капитале; поощрение работников за новые идеи в области совершенствования технологии, создания и внедрения новой продукции; усиление внимания к социально-психологическим аспектам управления; усиление внимания в области маркетинговой деятельности, повышение  эффективности затрат на проведение маркетинга

1.Специализация исполнителей (чем уже специализация - тем выше результат)  2.Ритмичность управленческой деятельности (управленческая деятельность должна осуществляться в установленном режиме функционирования)

3.Непрерывность управленческой деятельности (Должна осуществляться постоянно в выработанном режиме)

4. Прямоточность (должна осуществляться по кратчайшему и оптимальному маршруту)

5.Качественная и количественная пропорциональность частей системы управления.  

6.Регламентация деятельности (установление объема и порядка выполнения работ каждым сотрудником).

7.Четкое распределение функций между сотрудниками аппарата управления.

8.Единоначалие (руководитель отвечает за результаты работы).

9.Единство распорядительства (работник получает указание от одного лица).

10.Сочетание централизации и децентрализации.

11.Сочетание функций и полномочий.

12.Сочетание власти и полномочий.

13.Делегирование -  Передача полномочий, функций на нижестоящий уровень.

   Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

   Реализация этого принципа при построении (улучшении) структур управления

позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время нижележащие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них задачи. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления. Полномочия – ограниченное право распоряжаться определенными ресурсами и работниками в организации. Полномочия передаются должности, а не лицу. Соотношение власти и полномочий: власть – право принимать окончательное решение или действовать на ситуацию. Властью обладает собственник.

  Среди многих трудно­стей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы само­стоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ас­сортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и другие.

В этих условиях одним из путей повышения эффективности функциони­рования предприятий является совершенствование организационных форм    управления, основанных на разграничении и делегировании функций управ­ления, создании качественно новых отношений между производственными структурами. Если учесть, что процесс управления по своему содержанию, организации принятия решений, их выполнения и контроля, программного, кадрового, информационного и технического обеспечения является слож­ным, дорогостоящим, и может, особенно на небольших предприятиях, чрез­мерно увеличивать издержки производства, то понятно, что создание на каж­дом предприятии многофункционального аппарата управления экономичес­ки не всегда выгодно.

   Решением проблемы может быть делегирование ряда функций некоторым структурам, выполняющим эти функции централизо­ванно для группы предприятий. Представляется  целесообразной передача функций объединению предприятий ассоциативного типа, в которое на доб­ровольных началах входят предприятия для оптимального решения некото­рых общих задач, имеющих регулярный или долгосрочный характер.

  Изучение зарубежного опыта свидетельствует о том, что даже крупные фирмы не в состоянии самостоятельно выполнять масштабные научно-ис­следовательские работы и финансировать их. Поэтому предприятиям целе­сообразно объединять спои финансы и научный потенциал для исследования разработки новых технологий, которые могут найти применение на ряде производств. Такая централизация значительно удешевляет исследования и сокращает потери при отрицательных результатах. Центр может формиро­вать тематический план НИР, осуществлять поиск исполнителей и заклю­чать соответствующие договоры.

    Анализ работы предприятий в новых экономических условиях привел к идее создания объединения предприятий местной и легкой промышленности Днепропетровской области. За время работы центра заключены договоры на оказание маркетинго­вых услуг более чем с 20 предприятиями легкой и местной промышленнос­ти. Выполненные маркетинговые услуги укрепляют деловые связи товаро­производителей с торговыми предприятиями, позволяют координировать работу фирменных магазинов. Центр оказывает помощь предприятиям в развитии фирменной сети. Были открыты фирменные магазины предприя­тий легкой промышленности в городах Днепропетровске, Павлограде, Жел­тых Водах, а также секции в крупных магазинах. Для ускорения реализа­ции и продвижения товаров к покупателям проводятся ярмарки-продажи товаров непосредственно самими товаропроизводителями. Отдельным предприятиям была оказана помощь в поставке сырьевых ресурсов и материалов, получении кредитов. Проводится работа по развитию местной кооперации, особенно по изготовле­нию комплектующих изделий для выпуска сложной бытовой техники. Совместно с предприятиями разработаны и выполняются региональная и областная программы производства непродовольственных товаров. В результате на ряде предприятий осво­ен выпуск свыше 20 наименований новых видов изделий, а том числе газо­вых счетчиков на заводе «Электрон», счетчиков водопотребления на Днепропетровском приборостроительном заводе, наборов офисной .мебели на мебельном комбинате, моющих и лакокрасочных материалов па предприя­тиях химии и др. На предприятиях легкой промышленности освоен выпуск резиновой обуви (Криворожский завод пресс-форм ), расширен ассортимент детской школьной обуви, современных моделей женской и мужской обуви из новых кожматериалов в АО «0рель» и «КОМЭКС».

    Одним из сложных вопросов регулирования экономических отношений между центром и предприятиями является определение стоимости услуг, оказываемых центром. Как правило, предприятия, входящие в ассоциации, платят взносы в процентах от объема продаж или товарооборота.  Для оценки стоимости услуг центра была предложена методика, в соответствии с ко­торой при определении порядка и размера отчислении учитывается различ­ный характер управленческих функций. «Целесообразно разработать систему коммерческих отношений между предприятиями и центром, основанную на взаимной ответственности. За не­качественное или несвоевременное выполнение управленческих функций, вле­кущее за собой потери на предприятиях, отчисления центру должны умень­шаться»

 

 

 

 

 

 

 

  1.3. Конкурентоспособность как локальная функция управления  предприятием. 

 

     

    Для того чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на мой взгляд, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.

    Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

   “Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.

   Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

   Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. [4]

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

вид производимого товара; ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям это:

1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2. Близость предприятия к клиенту.

3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

6. Умение твёрдо стоять на своём.

7.  Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

   Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.

   Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

   Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

   Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).

   Как известно, товар это - главный объект на рынке. Он имеет потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Информация о работе Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях