Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям в наше время требует определенных изменений и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся между предприятиями связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности не гарантирует повышения эффективности работы предприятий.

Содержание

Введение.
Глава.1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях.
1.1. Необходимость управления.
1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание.
1.3. Конкурентоспособность как локальная функция управления предприятием.
1.4. Механизм осуществления функции «организация труда».
Глава.2..Управление финансовой устойчивостью в условиях рыночной \ экономики.
2.1 Проблемы финансовой устойчивости в современных условия хозяйствования.
2.2. Эффективность управления предприятием в современных условиях развития \ рынка.
2.3. Анализ управления денежными потоками предприятий пищевой / промышленности Астраханской области.
Заключение.
Список источников литературы.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)

9) профсоюзы, заинтересованные в финансовой информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие.

    Кроме того, финансовая отчетность является связующим звеном между предприятием и его внешней средой. Целью представления предприятием отчетности внешним пользователям в условиях рынка является, прежде всего, получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках.

    Таким образом, оттого, что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее предприятия. Ответственность за обеспечение эффективной связи между предприятием и финансовыми рынками несут финансовые менеджеры высшего управленческого звена предприятия. Поэтому для них финансовая отчетность важна и потому, что они должны знать, какую информацию получат внешние пользователи и как она повлияет на принимаемые ими решения. Это не значит, что менеджеры не имеют  в своем распоряжении дополнительной внутренней информации о деятельности предприятия, в отличие от внешних пользователей, для которых финансовая отчетность во многих случаях является основным источником информации. Но поскольку решения внешних пользователей при прочих равных условиях принимаются на основе ограниченного круга показателей финансовой отчетности, именно эти показатели находятся в центре внимания финансового менеджера и являются завершающей точкой в ходе оценки влияния принятых управленческих решений на финансовое положение предприятия.

    Современный финансовый анализ постоянно изменяется под воздействием растущего влияния среды на условиях функционирования предприятий. В частности меняется его целевая направленность: контрольная функция отступает на второй план и основной упор делается на переход к обоснованию управленческих и инвестиционных решений, определению направлений возможных вложений капитала и оценки их целесообразности.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основными факторами являются объем и качество исходной информации. При этом надо иметь ввиду, что периодическая финансовая отчетность предприятия - это лишь «сырая» информация, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

    Как отмечают Шеремет А.Д. и Сайфулин Р.С., чтобы принимать управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора, анализа, оценки и концентрации исходной «сырой» информации. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений,  связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, заменой оборудования или технологии, должна пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности.

   По мнению Ефимовой О.В. неудачи с использованием финансовых  коэффициентов для целей принятия экономических решений объясняются в значительной степени именно тем, что начинающие аналитики привлекают для анализа несопоставимые с точки зрения методологии бухгалтерского учета данные и делают затем на их основе неадекватные выводы.

   Второе условие,  вытекающее из первого, – владение методами финансового анализа. При этом качественные суждения при  решении финансовых вопросов важны не менее чем количественные результаты. К таким качественным суждениям следует отнести в первую очередь общую оценку ситуации и стоящих проблем, которые будут определять как  использование тех или иных конкретных методов финансового анализа, так и интерпретацию его результатов, степень необходимой точности которых также зависит от конкретной ситуации и целей анализа. Для обеспечения качественных  суждений необходима оценка надежности имеющейся информации, также степени неопределенности и риска.

   Третье условие – это наличие программы действий, связанной с определением конкретных целей выполнения аналитических работ. Например, итоговый анализ коэффициентов ликвидности по данным отчетности, проводимый для целей составления пояснительной записки, будет отличаться от углубленного анализа платежеспособности, имеющего своей целью прогнозирование будущих денежных потоков.

   Четвертое условие определяется пониманием ограничений, присущих применяемым аналитическим инструментам, и их влияния на достоверность результатов финансового анализа. Так, ключевым моментом для процесса принятия решений о целесообразности новых инвестиций является определение стоимости капитала.

    Теория и практика финансового анализа располагает разнообразным набором способов расчета данного критерия оценки инвестиций, различающихся как методическими подходами к определению стоимости отдельных составляющих капитала, так и информационной базой. Профессионализм аналитика состоит в том, чтобы, владея различными методами определения стоимости капитала, понимая проблемы использования того или иного методического подхода, обосновать выбор приемлемого способа с учетом стоящих целей анализа и имеющейся информации.

   Процесс финансового анализа и требование соизмерения затрат и результатов определяют пятое условие, касающееся минимизации трудозатрат  и выполнение аналитических работ при достижении удовлетворительной точности результатов расчетов.

   Шестым обязательным условием эффективного финансового анализа является заинтересованность в его результатах руководства предприятия. Как справедливо отмечается в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденных приказом Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118 (далее по тексту – Приказ № 118), качество финансового анализа зависит от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики. В том же документе подчеркивается, что одной из задач реформы предприятия является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия.

   В современных условиях перед руководством предприятия встает задача не столько овладеть самими методами финансового анализа (для выполнения профессионального анализа необходимы соответствующим образом подготовленные кадры), сколько использования результатов анализа.

  Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий всё чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа. При этом они, как правило, уже не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала, скорости оборота капитала и причинах её изменения, типах финансирования тех или иных видов деятельности.

   Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.

  В настоящее время разработано и используется множество методик оценки финансового состояния предприятия, таких как методика Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Донцовой Л.В.,  Никифоровой Н.А., Стояновой Е.С., Артеменко В.Г., Белендира М.В. и другие. И отличие между ними заключается в подходах, способах, критериях и условиях проведения анализа.

   Традиционно оценка финансового состояния проводится по пяти основным направлениям:  имущественное положение; ликвидность; финансовая устойчивость; деловая активность; рентабельность.

   Финансовый анализ, как уже отмечалось, может выполняться как для внутренних, так и для внешних пользователей. При этом состав оценочных показателей варьируется в зависимости от поставленных целей.

    Оценка финансового состояния внешними пользователями проводится по двум направлениям: сравнение расчетных оценочных коэффициентов с нормативными значениями и анализ динамики изменения показателей.

   Некоторые нормативные значения показателей финансовой оценки регламентируются официальными материалами: Приказ № 118, Распоряжение ФУДН «Методические  положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» №31 – р от 12.08.94  г.  (далее по тексту -  Распоряжение № 31 – р),  а также использование европейских стандартов. Нормативные значения других показателей установлены экспертным путем на основании статистической информации и носят рекомендательный характер. При анализе коэффициентов необходимо учитывать, что нормативные значения являются приблизительными средними ориентирами, полученными на основе обобщения мирового опыта.

   Как отмечает Дружинин А.И. российские условия хозяйствования отличаются от обще мировых, поэтому нормативные значения не всегда являются точными индикаторами прочного финансового положения. Кроме того, условия хозяйствования различных предприятий также значительно отличаются друг от друга.

   Таким образом, существующий подход к оценке финансового состояния не дает достоверной информации для принятия управленческих решений. Искажения при проведении оценки связаны, во-первых, с недостаточно адаптированной к российским условиям нормативной базой оценки, во-вторых, с отсутствием методического единства при расчете оценочных показателей.

   Для внутренних пользователей необходим более тщательный анализ,  с использованием оценочных показателей (при анализе финансовой устойчивости). 

   Таким образом, финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансово-экономической  деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Если предприятие финансово устойчиво, то оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля и привлечений инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату – рабочим и служащим, дивиденды – акционерам, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.

 

     

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   2.2. Эффективность управления предприятием в современных

                                                     условиях развития рынка

 

    Сегодня руководителям предпри­ятий необходимо принимать решения, кото­рые бы способствовали выживанию и за­креплению позиций в условиях жесточай­шей конкурентной борьбы. Достичь таких результатов можно, лишь используя современные ин­формационные технологии в управлении предприяти­ем, что в корне меняет методы координации контроля, снижает роль личного наблюдения за работой подчи­ненных и бюрократических форм согласования тех или иных решений.

Применение информационных технологий в деятель­ности предприятий это не только дань моде, но и увели­чение производительности, эффективности управления и использования складских запасов, повышение уровня рентабельности предприятия и т.п. Все вышеперечислен­ное обеспечит стабильность и перспективность бизнеса в условиях конкурентной борьбы.

     В настоящее время, на фоне общей активизации процессов экономического развития в России, усиления конкурентной борьбы между производителями как внутри страны, так и на внешних рынках, особое значение приобретает развитие информационных технологий в применении к управлению предприятием как основа повышения эффективности производства и увеличения производительности труда. В современных условиях многим предприятиям, производящим сложные виды продукции требуется обеспечение больших возможностей по производству широкой номенклатуры изделий, быстрой перестройке на выпуск новой продукции, снижению времени на подготовку производства, внедрения гибких систем управления персоналом. Выполнение таких требований возможно только при организации комплексной автоматизации всех бизнес-процессов. В этой связи предприятиями рассматриваются различные подходы к построению собственных информационных систем. Уже достаточно давно существует фактический стандарт построения информационных систем - ERP (Enterprise Resources Planning), использующий в качестве основного объекта управления набор ресурсов предприятия. В последнее время все больший интерес у предприятий вызывает автоматизация процессов на всех стадиях жизненного цикла изделий (CALS-технологии). При этом подходе информационная система рассматривается не с точки зрения предприятия, а с точки зрения продукта, с точки зрения управления характеристиками продукта на всех этапах его жизненного цикла. В любом случае, информационная система предприятия должна решать, во-первых, задачи самого предприятия; во-вторых, позволять поддерживать информацию о производимых изделиях на всех стадиях жизненного цикла.

    Основная проблема развития информационных систем масштаба предприятия состоит в сложности охвата единой комплексной системой всех процессов, существующих на предприятии. Не секрет, что на настоящий момент фактически не существует ни одного коммерческого программного продукта, который бы в полной мере охватил все бизнес-процессы, начиная с организации маркетинговых исследований, конструкторско-технологической подготовки производства, управления процессом производства, включая планирование, учет и корректировку планов, управления финансами, и заканчивая решением бухгалтерских учётных задач, расчетом налогов и другими задачами, связанными с внешней отчетностью. Проблема усугубляется сложностью выбора из множества предлагаемых на рынке решений разного уровня и качества исполнения того оптимального варианта, который подходит конкретному предприятию.

Информация о работе Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях