Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям в наше время требует определенных изменений и дополнений уже существующих функций управления предприятиями. Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся между предприятиями связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности не гарантирует повышения эффективности работы предприятий.

Содержание

Введение.
Глава.1. Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях.
1.1. Необходимость управления.
1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание.
1.3. Конкурентоспособность как локальная функция управления предприятием.
1.4. Механизм осуществления функции «организация труда».
Глава.2..Управление финансовой устойчивостью в условиях рыночной \ экономики.
2.1 Проблемы финансовой устойчивости в современных условия хозяйствования.
2.2. Эффективность управления предприятием в современных условиях развития \ рынка.
2.3. Анализ управления денежными потоками предприятий пищевой / промышленности Астраханской области.
Заключение.
Список источников литературы.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях.doc

— 333.00 Кб (Скачать документ)

   Указанные факторы могут служить объяснением, почему, несмотря на отрицательный финансовый результат деятельности, складывающийся на протяжении многих лет, указанная отрасль продолжает оставаться достаточно привлекательным направлением инвестиционной деятельности. Аналогичными причинами определено и превышение значения показателя денежного потока над показателем прибыльности деятельности ликероводочной промышленности. Благодаря более высокой оборачиваемости дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской, предприятия данной отрасли обеспечивают стабильный прирост стоимости и положительное значение денежного потока.

   Для мясной, хлебопекарной, пивоваренной, соляной, спиртовой отраслей пищевой промышленности характерна отрицательная величина денежного потока от операционной деятельности, даже при рентабельной хозяйственной деятельности. Несмотря на значительный прирост дебиторской задолженности, свидетельствующий о низком уровне финансовой дисциплины покупателей, предприятия данных отраслей обеспечивали своевременное исполнение своих обязательств перед кредиторами, при этом данные затраты не были обеспечены притоком средств от покупателей продукции. Неэффективное управление средствами характерно для наиболее рентабельных отраслей пищевой промышленности, продукция которых относится к категории товаров первой необходимости и обеспечена стабильным спросом (мясная, хлебопекарная, соляная) либо является традиционной в рационе потребителей (пивоваренная). Указанные диспропорции в оборачиваемости расчетов с покупателями продукции и поставщиками ресурсов для ее изготовления приводят к сокращению стоимости предприятия, «вымыванию» денежного потока и стоимости.

   При рассмотрении цепочки реализации продукции, можно сделать вывод, что причиной подобного явления может быть именно наличие возможности благодаря высокому уровню рентабельности и добавленной стоимости у данных отраслей осуществлять перечисление средств поставщикам с опережением поступления средств покупателей товаров. В то время как представители отраслей, продукция которых является менее рентабельной, имеет заменители на рынке, и соответственно является объектом атак конкурентов, более внимательно и осторожно подходят к проблеме сбалансированности притоков и оттоков денежных средств.

   Рис.2 демонстрирующий сопоставление объема денежных средств на балансе предприятий и финансовых результатов, позволяет сделать Следующие выводы:

1) При колебании объемов прибыли или убытка на протяжении периода 1998 - 2002 гг. в широком диапазоне (от 242 млн. руб. прибыли на 01.01.2003 г. до убытка в сумме 105 млн. руб. на 01.04.2002 г) объем остатков денежных средств менялся весьма незначительно (в пределах 30-90 млн. руб.).

2)Отсутствует корреляционная связь между объемом денежных средств и результатами финансовой деятельности предприятий. Максимальный уровень денежных остатков у предприятий наблюдается в периоды как убыточности производственной деятельности, так и получения прибыли.

   Обращает на себя внимание увеличение остатков денежных средств в период максимального сокращения производственных показателей 2001 - 2002 гг. Таким образом, инфляционный фактор и благоприятные ценовые пропорции до некоторой степени компенсировали сокращение сырьевой базы.

Рис. 2 Прибыль/Убыток и объем денежных средств предприятий пищевой промышленности Астраханской области.

 

  И так рассматривая поквартальную динамику показателя прибыли, нетрудно заметить, что определяющее влияние на формирование данного показателя оказывает именно период 4-го квартала календарного года. В последующие периоды динамика показателей меняется незначительно. Обратная картина наблюдается при сопоставлении поквартальной динамики показателя остатка денежных средств. Здесь наибольшее изменение (при этом, как правило, в сторону прироста) наблюдается именно в 1-м квартале года.

   При этом нетрудно выявить сезонный фактор изменений (необходимость формирования резервов для осуществления закупа сырья), объясняющий данную динамику.

   При анализе динамики притока денежных средств и притока оборотных активов также наблюдается по меньшей мере 3-месячный разрыв между осуществлением затрат (приростом оборотных активов) и изменением притока денежных средств.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Заключение

  Рассмотрев в данной работе поставленные задачи можно сделать вывод, что в  современных условиях рыночной экономики, обеспечение конкурентоспособности предприятий не просто локальная функция управления, но и основной критерий эффективности производства и системы управления. Характер мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предпри­ятия обусловливается четкой ориентацией на сравнительные преимущества в конку­рентной борьбе. Среди основных мероприя­тий можно выделить следующие.

1. Инвестиции в новую технику спо­собствуют повышению эффективности про­изводства и являются важным фактором экономического роста.

2. Модернизация производства заклю­чается в усовершенствовании организации производства для получения прироста его эффективности.

3. Внедрение новой технологии способ­ствует укреплению сравнительных преиму­ществ предприятия.

4. Внедрение новых структур базирует­ся на построении новой системы организа­ции производства.

5. Изменение взаимоотношений с по­ставщиками ведет к свободному обмену информацией, совместной работе над раз­личными проектами.

6. Новая кадровая политика предусма­тривает повышение компетентности работ­ников предприятия, уровня их квалифи­кации и мастерства.

   Достижение приемлемых параметров конкурентоспособности невозможно без существенных психологических, техноло­гических, инфраструктурных и институ­циональных изменений во всей экономиче­ской системе государства. Решение боль­шого круга соответствующих проблем за­висит от системного подхода и комплексного управления процессом достижения и поддержания конкурентоспособности. Такая за­дача должна рассматриваться как локаль­ная функция управления предприятием.

   Применение информационных технологий в деятель­ности предприятий это не только дань моде, но и увели­чение производительности, эффективности управления и использования складских запасов, повышение уровня рентабельности предприятия и т.п. Все вышеперечислен­ное обеспечит стабильность и перспективность бизнеса в условиях конкурентной борьбы.

  Среди многих трудно­стей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы само­стоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ас­сортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и другие.

   В этих условиях одним из путей повышения эффективности функциони­рования предприятий является совершенствование организационных форм    управления, основанных на разграничении и делегировании функций управ­ления, создании качественно новых отношений между производственными структурами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Список  источников литературы

 

1.       Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.- М.: Экономист 2003.

2.       В.Р. Веснин. Основы менеджмента. ООО «Т.Д. « Элит-2000» Москва  2002

 

3.       Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- 2-изд. Стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2005

4.      Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. –М., .

          Ресурсы Интернет.

      1. Управление финансовой устойчивостью в условиях рыночной                        …         …… экономики.   www. bolshe. ru

2.  Портал Гуманитарного образования . «www. Humanities.ru»

3.  Основы стратегического планирования деятельности предприятий.

     «www. Smart cat.ru».

 



Информация о работе Теоретические основы управления предприятием в рыночных условиях