Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:49, реферат
В настоящее время всё более возрастает роль социокультурных учреждений со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром станет информация. И особенно большую роль здесь будут играть школы и учреждения культуры, где и закладываются навыки её получения и переработки. В большей мере именно от этого зависит, раскроется ли человек в будущем, найдёт ли он своё место в жизни.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Марийский государственный технический университет
Кафедра социальных наук и технологий
Реферат
По дисциплине «Инновационный менеджмент» на тему:
«Теоретическое обоснование
Выполнила:
Студентка группы СР-51
Мурыгина М.В.
Проверил:
Васенин
Йошкар-Ола,
2012 г.
Содержание
Введение
В настоящее время всё более
возрастает роль социокультурных учреждений
со вступлением общества в постиндустриальную
эпоху развития, когда самым ценным
товаром станет информация. И особенно
большую роль здесь будут играть
школы и учреждения культуры, где
и закладываются навыки её получения
и переработки. В большей мере
именно от этого зависит, раскроется
ли человек в будущем, найдёт ли он
своё место в жизни. Президент
РФ В. В. Путин в своем Послании
Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года,
особенно отметил, что «нам нужна
сегодня такая инновационная
среда, которая поставит производство
новых знаний на поток». Именно персонал,
как ключ к успеху современных
организаций, способен создать такую
инновационную среду и
В последние годы всё более заявляет о себе новый метод управления– инновационный менеджмент – сфера науки, изучающая инновационные процессы управления.
В связи с этим развитием нарастает
сложность как объектов управления
и муниципальных
увеличивается число связей учреждений культуры с другими системами (школы, спорта, медицины), они становятся более интенсивными,
возрастает необходимость
появляются новые формы
продолжаются инновационные
появляются новые функции в связи с введением федеральных и региональных стандартов (аттестация, аккредитация).
Наше же общество находится сейчас в состоянии кризиса, начавшегося в начале 90х годов, когда изменилась политическая ситуация в стране. Это сказывается и на социокультурной системе, ведь вместе с обществом изменилось и их деятельность: получена большая возможность в проявления инициативы по сравнению с прежней системой; раньше учреждения культуры были ориентированы на воспроизводство существующих социальных порядков, были менее восприимчивы к нововведениям.
Сейчас сталкивается со следующими затруднениями, «оставшимися в наследство» от прежней системы, мешающими нормальному функционированию и развитию:
некачественное исполнение какого-либо или всех управленческих действий (планирования, организации, мотивации, контроля);
несовершенство в определении функций управления (содержания управления);
построен не оптимальный организационный механизм управления;
недостаточность финансирования;
недостаточная квалификация управленческих кадров;
недостаток информационного
недостаток научно-
Подсистема управления должна ориентироваться как на решение этих и других проблем функционирования и развития школы, так и на решение собственно управленческих проблем, что есть средство и условие решения проблем школы в общем.
Таким образом, из данного «проблемного поля» становится очевидна актуальность рассматриваемой темы – для эффективного управления успешным развитием школ, в том числе и муниципальных образовательных и культурных учреждений, требуется системный и научный подход.
1. Менеджмент как теоретическая основа управления инновационным развитием
Главная заслуга основоположников менеджмента Ф. Тейлора и А. Файоля заключается в том, что они доказали: эффективно управлять людьми и производством можно только научно. По заявлению другого классика менеджмента Питера Друкера: «Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость… как развивался менеджмент с начала нынешнего столетия».
Что же такое менеджмент, и может ли он применяться в образовании и культуре?
Термин «Менеджмент» трактуется довольно широко. В обобщенном виде содержание подходов к определению менеджмента можно представить так: менеджмент это:
- функция (вид деятельности);
- процесс;
- орган или аппарат управления;
- категория людей (русская аналогия-руководство);
- наука и искусство управления – система знаний об управлении, которая возникла в конце XIX века, а в начале ХХ столетия окончательно сформировалась.
Сейчас и ниже под понятием «менеджмент» будет пониматься наука об управлении, теория и практика управления в социальных организациях, т.е. в организациях людей.
Одним из видов таких организаций является любое социокультурное учреждение. В любой социальной организации люди собираются вместе, чтобы делать то, что порознь делать невозможно или нерационально, они ставят перед собой цели, выбирают средства их достижения и получают те или иные результаты. Благодаря управлению совместная деятельность становится не стихийной и хаотичной, а целенаправленной и организованной. В общем виде закономерности и принципы менеджмента пригодны для любой социальной организации.
Как только мы начинаем применять
эти закономерности в практике управления
тем или иным объектом, то из-за специфики
объекта тут же возникает и
специфика системы управления им.
Поэтому-то и возникли новые области
научного знания – «менеджмент в
строительстве», «менеджмент в спорте»,
«менеджмент в образовании» и
т.д. так что хотя менеджмент был
впервые разработан для бизнеса,
но позднее – и для других сфер
деятельности. В том числе и
для сферы образования и
Конечно, опыт коммерческих организаций непосредственно не может быть использован в области образования, но общие свойства управления, такие как: целенаправленность, системность, прогностика, демократичность, а также необходимость в целях управления совершать одни и те же управленческие действия (планирование, организация, руководство, мотивация, контроль) и многое другое является общим для всех социальных организаций.
Синонимом термина «менеджмент» в ряде случаев может являться термин «управление». Существует такое определение термина «управление».
Управление – способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени, совокупность действий руководителя для достижения результатов. Процесс управления может быть рассмотрен как последовательное выполнение функций управления, как механизм принятия управленческих решений.
Управление может быть рассмотрено ещё и как процесс – способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени, ход управления, последовательная смена состояний, стадий, этапов развития, совокупность действий руководителя для получения поставленных результатов, достижения целей.
Частным случаем управления в целом является управление развитием учреждения культуры.
Под целью деятельности здесь и далее мы подразумеваем не просто образ желаемого результата, а образ необходимого результата:
- фиксированным временем получения;
- соотнесённого с возможностями получения;
- мотивирующего субъекта к его достижению;
- операционально определённого (чтобы можно было сравнивать степень его соответствия запрограммированным).
Исходя из данного выше определения
управления развитием учреждение культуры
следует, что развитие – непременное
условие оптимального управления, а
если оно уже стабильно
Таким образом, из сказанного выше: развитие учреждений культуры – закономерное, целесообразное, эволюционное, управляемое позитивное изменение самого учреждения и его управляющей подсистемы, приводящее к достижению качественно новых результатов; это переход учреждения культуры от прежнего состояния к новому в ходе инновационного процесса.
Управление инновационными процессами
же – это руководство и
2. Функционирование, развитие и методы инновационного менеджмента.
Мы с руководителем считаем, что в управлении развитием учреждений культуры существует три этапа обновления: становление (создание новых коллективов, клубов по интересам и т.д.); функционирование (процесс организован на основе различных форм организации обслуживания населения культурно-досуговыми мероприятиями); развитие (прежнее содержание вступает в противоречие с новыми целями, условиями, потребностями).
Далее необходимо определиться со значением терминов «функционирование» и «развитие».
Функционирование – процесс, при котором не происходит никаких изменений, что можно выразить в формулировке «сегодня как вчера, и завтра как сегодня».
Развитие – процесс
Таким образом, процесс развития – переходное состояние от одного способа функционирования к другому; и всякое развитие можно представить как ряд различных ступеней функционирования, связанных друг с другом таким образом, что одна ступень является основой для другой.
Но это всё в идеальном случае.
На практике же мы всегда сталкиваемся с некоторыми вариациями. Ведь функционирования в чистом виде ни в одной социальной организации, мы встретить не можем: изменяется нормативно-правовое поле, в котором работает культурное учреждение; неминуемо внедряются достижения научно-технического прогресса; меняются, в конце концов, качественные характеристики специалистов. Получается функционирование, но с какими-либо отличиями от предыдущих состояний.
Если верно организовывать процесс функционирования, аккумулируя все приходящие небольшие новации разного характера, то можно очень органично привести в режим целостного развития, компонентами которого являются:
- управление развитием учреждения культуры;
- внедрение новых и передовых технологий;
- готовность специалистов к инновационной деятельности;
- система формирования культурных ценностей у подрос тающего поколения;
- удовлетворение общественной потребности в сохранении и развитии культуры;
- организация дополнительных форм досуга.
Важно помнить, что управление стабильным режимом учреждения культуры ориентировано на настоящее, а управление развитием – на будущее. Оно должно обеспечивать адекватное понимание потребностей (как существующих, так и потенциальных) и возможность развития. (Таблица 1).
Не следует заблуждаться, однако, считая, что инновации – непременное условие – учреждение культуры, работающая в стабильном режиме функционирования, может много лет обеспечивать достаточно высокие результаты и нельзя упрекать его в том, что она не осваивает новое. Это можно осуждать только тогда, когда её участники не реализуют свои возможности в сфере культуры, и качественным можно считать работу, если определенные достижения имеют не только коллективы, но и специалисты учреждения культуры.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика функционирования и развития
Параметры |
Функционирование |
Развитие |
Цель |
Удовлетворение сложившейся |
Удовлетворение новой |
Риск |
Низкий |
Высокий |
Тип процесса |
Непрерывный |
Дискретный |
Управляемость как единого целого |
Высокая |
Низкая |
Результат для системы |
Сохранение на прежнем уровне |
Переход на новый уровень |
Отношение к текущим интересам участников |
Соответствует |
Противоречит |
Информация о работе Теоретическое обоснование инновационного менеджмента в социокультурной сфере