Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:49, реферат
В настоящее время всё более возрастает роль социокультурных учреждений со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром станет информация. И особенно большую роль здесь будут играть школы и учреждения культуры, где и закладываются навыки её получения и переработки. В большей мере именно от этого зависит, раскроется ли человек в будущем, найдёт ли он своё место в жизни.
Методы инновационного менеджмента
Инновация (от латинского in-в и novus-новое) в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В научный оборот был введён экономистом Й. Шумпертом. Сегодня за ним стоят два понятия:
новшество – новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в производственно-хозяйственной деятельности на рынке, в общественной деятельности;
нововведение – процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления связанных с этим изменений (в чём и состоит главный смысл инновации).
Инновации способствуют развитию технической, хозяйственной, социальной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормальный ход текущей работы. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.
Процесс осуществления инновационного
менеджмента в учреждениях
В современный период развития в учреждениях культуры инновационных изменений в идут по следующим направлениям:
Демократизация внутри культурного
управления способствовала снижению уровня
распорядительства в
Объектом почти любого инновационного процесса становится воздействие на общество через образовательный, культурно досуговый, воспитательный процессы. Задача руководителей культурных учреждений – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому каждый инновационный процесс подлежит обязательному управлению.
Новое содержание культурной сферы требует новых методик, новых форм организации культурно-досугов ого процесса и, как следствие, иное кадровое, научно-методическое, финансовое, нормативно-правовое, временное обеспечение и иное управление. В этом есть цель развития культурной сферы. В доперестроечные времена от социокультурной сферы таких нововведений не требовалось.
В связи с этой потребностью в течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.
Для предотвращения недостаточной эффективности программ инновационных преобразований был разработан так называемый программно-целевой метод управления, объединяющий в единую систему все важнейшие аспекты деятельности культурных учреждений, отказываясь, таким образом, от решения лишь локальных проблем.
В настоящее время данный метод получил высокое признание. Его достоинство состоит в том, что предусматривает:
1. интеграцию усилий всех
2. чёткую операциональную
3. определение полной структуры
действий, направленных на достижение
конкретных целей и
4. создание матричных структур, ориентированных на реализацию конкретных целей и развитие;
5. согласованную проработку всех видов ресурсов.
В составлении программ инновационного развития следует избегать типичных ошибок:
недостаточно чёткое и системное представление администрацией культурных учреждений «проблемного поля»;
отсутствие концептуальных идей по преодолению обозначенных проблем;
отсутствие структурированного «дерева целей» культурного учреждения как конечного результата работы;
отсутствие у директора
недостаточно хорошее
С целью более эффективного использования программно-целевого управления, о котором шла речь выше, рекомендуется следующий алгоритм:
1 этап – принятие управленческого решения о программно-целевом управлении. Главным содержанием этапа является подготовка сотрудников к преодолению психологического барьера при переходе системы в иное качественное состояние. Весьма важно, чтобы главным идеологом работы стал директор;
2 этап – организационный (назначение руководителя программы – это может быть заместитель директора по культуре, и руководителей отдельных подпрограмм, утверждение требований к будущей программе в части её ориентации на основные проблемы);
3 этап – анализ «проблемного поля», ранжирование выявленных рассогласований между желаемым и действительным, составление «дерева целей», на основе чего сформулировать стратегические цели с горизонтом планирования на3- 5 лет;
4 этап – формирование и согласование общих целей и подпрограмм (политики учреждения культуры), уточнение деталей программы, оценка ресурсов, сроков, конкретных исполнителей;
5 этап – основной: завершение комплексного анализа потенциала организации, социального заказа, завершение формулировки концепции и стратегии перевода функционирующей системы в режим её инновационного развития, перевод всей системы в режим инновационного развития;
6 этап – анализ составленного проекта программы, экспертиза по четырём основным параметрам: реальность мероприятий, их важность для достижения целей программы, сроки, ресурсы.
При воплощении в жизнь указанного алгоритма следует помнить о некоторых законах управления социальными структурами (принципы социального управления):
Принцип правовой защищённости управленческого решения (руководитель должен знать действующее законодательство и принимать решения только в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами);
Принцип оптимизации управления (принцип Оккама «Не умножай сущность без необходимости»);
Принцип наименьшего воздействия (разумное сочетание централизации и децентрализации управления, единоначалие);
Принцип нормы управляемости (число
непосредственно подчинённых
Принцип делегирования полномочий;
Принцип соответствий (выполняемая
работа должна соответствовать
Принцип первого руководителя (при организации задания контроля за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем);
Принцип одноразового ввода информации (недопущение дублирования и повторов);
Принцип новых задач (видение перспектив);
Принцип повышение квалификации;
Принцип автоматического замещения отсутствующего;
Принцип необходимого разнообразия (чем сложнее система, тем более разнообразные способы управления должны применяться);
Принцип эмерджентности (чем сложнее система, тем больше цели элементов отличаются от системных целей);
Принцип внешнего дополнения (действия на систему со стороны внешней среды создают неопределённость адекватности состояния системы адекватным требованиям);
Принцип обратной связи.
Следует отметить, что особенностями управления инновационным развитием являются:
- гибкость управленческой структуры и управленческих действий, адекватных изменениям в местном сообществе, в самом учреждении;
- совокупность управленческих воздействий, основанных на системе взаимодействия, координации и кооперации;
- использование проблемно-ориентированного анализа состояния для развития подсистем учреждений культуры.
3. Осуществление функций управления инновациями в социокультурных и образовательных учреждениях
Первоначально среди функций управления А. Файолем были выделены следующие четыре: планирование, соорганизация, мотивация и контроль. В дальнейшем исследователи расширили этот круг и добавили такие управленческие функции как коммуникативная функция, функция анализа. Назывались также функция целеполагания и прогнозирования.
В данной работе будут рассмотрены следующие три, считающиеся основными для остальных, считающимися производными: планирование, мотивация, контроль.
А. Файоль рассматривал планирование
как условие успешного
Он говорил также, что самая
лучшая программа не в состоянии
предвидеть всех могущих случиться
чрезвычайных стечений обстоятельств,
но она отчасти их учитывает, подготавливает
то орудие, к которому надо будет
прибегнуть при неожиданных
Оптимальное осуществление функции планирования невозможно и без наличия прогноза, позволяющего осуществить долгосрочное планирование.
Перечислим основные последовательные действия по успешному переустройству управляющей подсистемы:
Основными этапами, безусловно, является первый и четвёртый: чтобы куда-то прийти, нужно знать, куда ты идёшь и на основе этого выбрать верный путь.
Но многие директора допускают одну распространённую ошибку, наивно полагая, будто оптимальный план работы уже гарантирует оптимальные результаты. Да, планирование, целеполагание – важное звено в цепочке, но ведь оно не одно!
Теперь зададимся вопросом: а на основе чего можно создать верный план? Для того чтобы направить движение вперёд, правильно ориентировать, руководителю нужно иметь чёткое представление о том, как реорганизовать деятельность школы. Об этом так сказал У. Беннис: «План любых изменений в организации всегда должен базироваться на солидной концептуальной основе».
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) определяется Советским энциклопедическим словарём как основной способ понимания, основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел.
Первым и наиболее важным источником идей для составления Концепции являются потребности страны, региона, города (района) – социальный заказ.
Следующий источник – директивные и нормативные документы, побуждающие к изменениям в обязательном порядке.
Третий источник идей – внутренний потенциал организации.
Информация о работе Теоретическое обоснование инновационного менеджмента в социокультурной сфере