Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:49, реферат
В настоящее время всё более возрастает роль социокультурных учреждений со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром станет информация. И особенно большую роль здесь будут играть школы и учреждения культуры, где и закладываются навыки её получения и переработки. В большей мере именно от этого зависит, раскроется ли человек в будущем, найдёт ли он своё место в жизни.
Четвёртый источник – периодические издания, научные труды, книги по теории управления развивающимися культурно образовательными учреждениями, благо их сейчас предостаточно.
На основе полученных предложений по переустройству культурного учреждения и анализа внутреннего его потенциала определяется стратегия развития:
Стратегия локальных изменений – параллельное улучшение. Обновление деятельности каких-то отдельных участников жизни культ. учреждения. Эти изменения независимы и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволяют сделать шаг вперёд;
Стратегия системных изменений – полная реконструкция школы. Например, создание новых коллективов и т.д.
Разумеется, что изменения в учреждениях культуры чаще всего носят локальный характер. Реже – модульных изменений. Лишь небольшое количество культ. учреждений осмеливается стать на путь системных изменений.
Хочется также отметить некоторые варианта системных изменений:
- новаторство как средство и результат работы социокультурных учреждений по научно-методической теме будет сосредоточено вокруг эксперимента, тем самым приближаясь к новшеству;
- развитие экспериментальной работы сосредоточено вокруг методической работы. При таком подходе адаптивная модель культуры за укороченный срок переходит но другой уровень развития.
Так в процессе планировании могут возникнуть следующие противоречия:
между требованием комплексного подхода к планированию работы социокультурных учреждений и необходимостью конкретизировать общие цели применительно к условиям данного учреждения;
между необходимостью осуществления взаимосвязи между элементами плана и реализуемым в практике поэтапным решением задач;
между необходимостью рационального распределения во времени работы социокультурных учреждений и возможностью такого распределения в данных конкретных условиях.
Ещё одним противоречием, мешающим
современным руководителям
После того, как создан план, его
необходимо структурировать. Структуризация
инновационного проекта представляет
собой дерево ориентированных на
продукт компонентов (кадры, работы,
услуги, информация), а также это
организация связей и отношений
между всеми элементами. Ведь проект
преобразований возникает, существует
и развивается в определенном
окружении, которое называется внешней
средой. Состав элементов не остается
неизменным в процессе реализации и
развития концепции или программы
развития социокультурных и
Между проектом и внешней средой осуществляется связь и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации.
Социокультурные учреждения – система, состоящая из нескольких подсистем, взаимно связанных между собой и окружающей средой.
Внешняя среда формируется следующими группами факторов:
Инновационный проект в силу специфики
области (культуры, образование) тесно
связан с научно-техническим
Проект ориентируется на законодательно-правовые
основы, что составляет правовую зону
проекта, на их основе заключаются договора
и другие правовые документы. Например,
это могут быть договора о сотрудничестве
между общеобразовательным
За все время, в течение которого применяется технология управления проектами, был разработан ряд методик и принципов, призванных помочь руководителям проекта.
Для того, чтобы справиться с ограничениями по времени используют методы построения и контроля календарных графиков работ. Для управления финансовыми ограничениями используют методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере, выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из под контроля. Для выполнения работ требуется их обеспечение ресурсами, и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами.
Мотивация как функция
управления в инновационном
Вообще, трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. Исходя из этого определения следует, что люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшеств подлежат пере убеждению. Наиболее действенным здесь будет достижение позитивных результатов.
Эффективные культурно образовательные технологии и программы оказывают влияние на общество и специалистов. В результате происходит:
формирование развивающейся
формирование специалиста, способного постоянно повышать свою профессиональную успешность.
В целом, психологическое единство коллектива включает в себя и эмоциональное и мотивационное; обеспечивается систематической работой руководства учреждений культуры. Для чего это нужно? Если каждый член коллектива будет действовать сам по себе, или не станет работать в полную силу для воплощения в жизнь программы инноваций, то культ.учреждение не добьётся никаких успехов в данной кампании.
Коллектив социокультурных учреждений представляет собой организацию, которая целесообразно устроена, соорганизована, мотивирована и выполняет важные социальные функции. Коллектив станет за мотивирован эффективно выполнять свои функции только если:
- развита самодисциплина, самоуправление, самоорганизация, которые позволяют эффективно использовать время и потенциальные возможности;
- все члены группы чётко представляют себе цели общей работы;
- в группе задумываются над усовершенствованием методов коллективной работы;
- группа поддерживает своих членов и создаёт тесные взаимоотношения;
- создана производительная система мотивации.
Конкретные исполнители часто
видят в инновационных
отсрочка начала процесса под любым «благовидным» предлогом;
«неожиданные препятствия» нововведениям и различные трудности;
попытка саботировать изменения или «утопить» их в потоке других первоочередных дел.
Поэтому первая задача руководителя при управлении инновационным процессом – определение отношения к инновации. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношения к нему.
По разным данным, на стадии зарождения идеи нового члены коллектива по степени мотивации распределяются примерно следующим образом:
1 группа – лидеры (1 – 3%);
2 группа – позитивисты (50 – 60%);
3 группа – нейтралы (30%);
4 группа – негативисты (10 – 20%).
Большое значение в мотивации придаётся делегированию полномочий (ограниченное право использования ресурсов организации и направления усилий подчиненных на выполнение целей учреждения).
Подлежат делегированию:
рутинная работа;
специализированная
частные вопросы;
подготовительная работа.
Не подлежат делегированию:
функции руководителя: установление целей, принятие решений по выработке стратегии школы, контроль результатов;
руководство сотрудниками, их мотивация;
задачи особой важности;
задачи высокой степени риска;
необычные, исключительные дела;
срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;
задачи строго доверительного характера.
Позитивный характер делегирования
полномочий низовым звеньям управления,
с перераспределением власти между
руководителями и общественными
органами управления, исполнителями
демократизирует управление, повышает
динамичность и гибкость управляющей
подсистемы в целом, развивает самостоятельность,
инициативу, творчество членов коллектива,
их желание участвовать в
Как было сказано выше, для эффективного управления необходима правильная система мотивации, непременно включающая в себя уважение и заботу к каждому учителю. Посмотрим, однако, как происходит побуждение к работе в большинстве современных российских социокультурных и образовательных учреждений:
30% - организационное стимулирование 22% - моральное стимулирование 15% - предупреждение |
10% - выговор 7% - принуждение 5% - замечание 2% - убеждение |
Рисунок 1 - Иерархия управленческих действий
инновационный менеджмент планирование управление
Контроль как необходимая функция для эффективного управления инновационным развитием
Обновление управления, связанное
с инновационным развитием, требует
формирования системы информационно-
Для чего это необходимо? Социальной системой (как, впрочем и любой другой сложной системой) невозможно управлять без знания текущего состояния объекта. Таким образом и функция контроля – функция обратной связи. Процесс и результаты контроля можно дифференцировать на ряд под функций: с помощью под функции учёта происходит сбор и систематизация информации. Далее реализуется под функция оценки сложившегося состояния и анализ приведших к этому причин.
По результатам исполнители
могут быть наказаны или поощрены.
После этого руководителю необходимо
проанализировать (под функция анализа)
последствия сложившейся
Имеют место быть такие функции
контроля как информационно-
Формы контроля бывают следующими: персональный, тематический, классно-обобщающий, комплексный.
Действует контроль в учреждениях культуры для достижения таких целей, как:
Совершенствование культурно-досугового процесса в школе;
Создание благоприятного психологического климата в коллективе;
Осуществление надзора над исполнением законодательства в области культуры;
Выявление случаев нарушения и неисполнения законов и иных нормативно-правовых актов;
Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
Инструктаж должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;
Оказание методической помощи работникам;
Анализ и оценка эффективности результата инновационной деятельности;
Выявление положительных и отрицательных моментов в организации инновационного процесса;
Анализ результатов реализации приказов и распоряжений.
Для того, чтобы контроль не был
ненаправленным, для создания целостной
системы информационно-
Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объёму, во-вторых, объективной и, в-третьих, предельно конкретной.
Различают следующие виды контроля:
1. Предварительный контроль, при
котором можно предвидеть
2. Текущий контроль
3. Заключительный контроль. Цель его – предотвратить ошибки в будущем.
Информация о работе Теоретическое обоснование инновационного менеджмента в социокультурной сфере