Теории лидерства: основные эволюционные направления. Типы лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить основные эволюционные направления развития концепций лидерства, изучить характерные черты типологии лидерства.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
рассмотреть основные направления эволюции теорий лидерства;
охарактеризовать типологию лидерства;
рассмотреть лидерство в компании «Систематика».

Содержание

Введение
1 Основные эволюционные направления концепций лидерства
1.1 Эволюция концепций лидерства
1.2 Современные теории лидерства
2 Основы типологии лидеров
2.1 Критерии типологии и функции лидерства
2.3 Структура лидерства и типы лидеров
3 Лидерство в компании «Систематика»
3.1 Общие сведения о компании «Систематика»
3.2 Менеджмент и лидерство в компании «Систематика»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Теории лидерстваOffice Word (3).docx

— 245.98 Кб (Скачать документ)

2. Концепции,  соответствующие теории У, работают наиболее эффективно в ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стилю управления. Такие профессии, как научный работник, учитель, медик, наиболее приспособлены к руководству по теории У.

Низкоквалифицированные работники, требующие постоянного надзора и контроля, как правило, лучше адаптируются к управлению по теории Х.

З. Широкое  применение теории У в работе управления позволяет достичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у работников, создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь высокого уровня квалификации всего персонала.

Таким образом, исторически наиболее ранней является теория лидерских качеств. Исследователи  считали, что лидеры обладают определенным набором качеств, которые отличают его от обычных людей, в связи с чем пытались выделить качества лидеров. Дальнейшее изучение привело к выделению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, умственные и личностные деловые. В дальнейшем зародилась концепция лидерского поведения - исследователи пытались выяснить, что и как лидеры делают. Наиболее существенный вклад в понимание лидерства как системы внес Дуглас МакГрегор. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным.

1.2 Современные теории лидерства

 

Потребность в разработке новых подходов к  изучению лидерства была вызвана  тем, что традиционные подходы к  изучению лидерства делали упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал  свой стиль. К тому же прежние концепции  основаны на том, что лидерство и управленческий эффект могут быть легко изменены, а это не всегда возможно. Новые концепции пытаются соединить в себе эти две стороны лидерства.

Концепция атрибутивного лидерства [16, c.74]. Данная концепция опирается на теорию атрибуции, которая объясняет причинно-следственную связь между тем, что произошло и тем, что люди считают причиной произошедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера и поведение его последователей обусловлены реакцией лидера на поведение последних. Руководитель наблюдает за подчиненными и получает и информацию о том, что и как выполняется, затее он делает свои выводы о поведении каждого работника и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного.

Этот  подход основан на том, что знания, которые создали ситуацию, усиливают  лидерское поведение и способность  предсказать реакцию людей на ситуацию.

Лидер определяет причины поведения подчиненных  исходя из трех составляющих: личности, самой работы и организационного окружения (обстоятельств).

Когда лидер  пытается найти причины поведения  подчиненных, он получает три различных вида информации [16, c.75]:

  1. степень отличия. Руководитель хочет понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания;
  2. последовательность. Руководителя интересует, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения;
  3. степень уникальности. Руководителя интересует, насколько данное поведение уникально, характерно для одного подчиненного или наблюдается у многих.

На описанный  выше процесс определения лидером  причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем  поведении. Чем больше поведение  подчиненного видится лидеру как  результат его личностных характеристик, тем больше он возлагает на него ответственности за результаты. В  этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся помехами.

Концепция харизматического лидерства [18, c.12]. Харизма - это форма влияния на других людей посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Это власть примера, основанная на влиянии личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю возможность эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных.

Харизматическим считается тот лидер, который  в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое влияние на последователей. Лидеры такого типа обычно испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их стать лидерами. Желание быть лидером передается последователям.

Концепция преобразующего лидерства, или лидерство  для измерений [18, c.12].

Лидер-реформатор осуществляет свое влияние на последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и  убежденности последователей в необходимости  саморазвития. Лидер-реформатор - это  преобразователь, он проявляет творческий подход.

Один  из ведущих современных исследователей лидерства Н. Тичи попытался ответить на вопрос о том, какие особенности лидерства могут обеспечить не просто успех организации, а ее долгосрочное преуспевание [18, c. 14]. Результатом его исследования стала концепция «двигателя лидерства», основная идея которой состоит в том, что в деловых организациях, добивающихся долгосрочного, устойчивого успеха, лидеры в высшем эшелоне менеджмента уделяют особое внимание формированию лидеров на всех уровнях управления.

Таким образом, к новым теориям лидерства  относят концепцию атрибутивного  лидерства, концепцию харизматического лидерства, концепцию преобразующего лидерства, или лидерства для  измерений. Концепция атрибутивного  лидерства опирается на теорию атрибуции, которая объясняет причинно-следственную связь между тем, что произошло и тем, что люди считают причиной произошедшего. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое влияние на последователей. Лидер-реформатор осуществляет свое влияние на последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели.

2 Основы типологии лидеров

2.1 Критерии типологии и функции  лидерства

 

Феномен лидерства имеет три неотделимых  друг от друга измерения, особенно, когда речь идет об индивидуальном лидерстве конкретной личности: во-первых, лидерство – есть ситуация первенства, лидирования человеком, по отношению  к другим людям (например, лидерство  в научной сфере и т.д.); во-вторых, лидерство – есть деятельность индивида в социальной группе, возможная благодаря наличию у него особых качеств и характеристик: каким образом то, что он делает, отличает его от окружающих и позволяет занять позицию доминирования (обладание определенными личностными качествами и знаниями, соответствующими требованиям сложившейся ситуации); в-третьих, лидерство – есть обязательное наличие последователей [4, c.281].

Лидерство – это тип отношений, складывающихся между лидером и его последователями. Таким образом, лидерство выступает как сложный социальный феномен, проявляющийся в способности человека выделиться из группы и стать первым, проявить свои личностные качества, влиять на членов группы, определять цели и направлять активность последователей на ее достижение.

Неотъемлемой  составной частью лидерства является сам лидер, который наделен властью  принимать решения в отношении других людей, группы или организации и несет ответственность за последствия любых своих решений.

Тип лидерства  во многом зависит от характера поставленной задачи, а также обусловлен несколькими  факторами, из которых важными являются следующие [4, c.282]:

  • социально-экономическая и политическая сущность данного общества;
  • характер и содержание деятельности группы: группа политическая, предпринимательская, исследовательская и т.д.;
  • конкретная ситуация, в которой находится и действует рассматриваемая социальная общность;
  • структура определенной личности перенос умения властвовать собой на умение властвовать другими.

Очевидно, что каждый конкретный лидер сочетает в себе различные составляющие в  зависимости от социального контекста.

Говоря  о типологии лидерства, выделяются следующие критерии [5, c.58]:

  1. По сфере взаимоотношений:
    • формальный (официальный);
    • неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций);
    • смешанный;
  2. По формированию межличностных отношений и распределению функций в группе:

Информация о работе Теории лидерства: основные эволюционные направления. Типы лидеров