Теории лидерства: основные эволюционные направления. Типы лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить основные эволюционные направления развития концепций лидерства, изучить характерные черты типологии лидерства.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
рассмотреть основные направления эволюции теорий лидерства;
охарактеризовать типологию лидерства;
рассмотреть лидерство в компании «Систематика».

Содержание

Введение
1 Основные эволюционные направления концепций лидерства
1.1 Эволюция концепций лидерства
1.2 Современные теории лидерства
2 Основы типологии лидеров
2.1 Критерии типологии и функции лидерства
2.3 Структура лидерства и типы лидеров
3 Лидерство в компании «Систематика»
3.1 Общие сведения о компании «Систематика»
3.2 Менеджмент и лидерство в компании «Систематика»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Теории лидерстваOffice Word (3).docx

— 245.98 Кб (Скачать документ)

Таким образом, компания «Систематика» - ведущий поставщик ИТ-решений и услуг. «Систематика» осуществляет разработку, внедрение и поддержку сложных информационных систем и инфраструктурных решений. Офисы «Систематики» расположены в Москве и в Санкт-Петербурге. Компания «Систематика» обладает лицензиями и сертификатами для организации своей деятельности.

3.2 Менеджмент и лидерство в  компании «Систематика»

 

Успех деятельности крупной компании напрямую зависит от способности  руководителей объединить множество  талантливых и амбициозных специалистов в работоспособную команду. Это требует от руководителей компании высочайшего организаторского мастерства и «политического таланта». Стратегическим преимуществом «Систематики» является профессиональная команда топ-менеджеров.

Лидеры «Систематики» - успешные, авторитетные и сильные личности. Их объединяет стремление к развитию компании и укреплению ее позитивной репутации в деловых кругах.

Эффективный менеджмент «Систематики» - результат интеграции личных качеств топ-менеджеров и корпоративной системы управления бизнес-процессами.

Деятельность в компании построена  по методологии «проектного управления», благодаря которой обеспечивается гибкое распределение ресурсов компании и повышается надежность достижения поставленных целей. Непрерывное совершенствование  корпоративной системы проектного управления в сочетании с улучшением качества бизнес-процессов является приоритетной задачей развития «Систематики»  и роста ее благосостояния.

Лидеры компании нацелены на результат. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Лидерство не только оказывает влияние  на развитие культуры организации, но также является ее продуктом.

Организационная культура компании «Систематика», как система ценностей и установок  определяет отношение сотрудников  к работе и их поведение. Поэтому  руководитель «Систематики» не только реагирует на стихийно складывающуюся культуру (существующую без его усилий в организации), но и влияет на ее формирование, культивирует нужные организации  реалии, позволяющие боле эффективно вести бизнес.

Управление и изменение организационной  культуры в компании «Систематика» осуществляется с помощью таких мер, как контроль за ее состоянием со стороны руководства; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов, корпоративные традиции, которые помогают сотрудникам воспринять организационную культуру.

Лидер «Систематики» руководствуется  следующими принципами: ориентацией  на людей, так как люди – это  самый жизненно важный ресурс организации; духом соперничества, то есть умением  добиваться успеха в условиях острой конкуренции; внешней перспективой, то есть способностью вступать в союзы  и добиваться поддержки извне, в  том числе у ключевых фигур; гибкостью  и способностью принимать решения  в условиях неопределенности; ориентацией на будущее.

Важным фактором конкурентоспособности  внутри компании «Систематика» становится умение руководителей строить отношения  между работниками, управлять работой  и персоналом, организовывать обучение в этой области.

Лидер в компании «Систематика»  должен иметь лидерский уровень  развития компетенции. Данный уровень  развития компетенций необходим  только для руководителей, которые  по своим должностным обязанностям могут принимать стратегические решения. Достижение руководителем  лидерского уровня развития компетенции  означает, что он не только сам проявляет  необходимые навыки, но и создает  возможности для других сотрудников  развивать данную компетенцию. Руководитель, обладающий таким уровнем развития компетенций, организует специальные  мероприятия, задает нормы, правила, процедуры, которые способствуют проявлению данных компетенций.

Набор деловых  качеств лидеров компании «Систематика»  определяется спецификой предоставляемых  услуг. Основным требованием к лидерам  в «Систематике» являются способности  менеджера находить адекватный подход к возникающим ситуациям и  кратчайший путь к достижению цели; быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Деловые качества представляют собой синтез профессиональной компетентности лидера и его организаторских способностей. В компании «Систематика» существует свой набор деловых качеств, по которым выделяют эффективных лидеров и руководителей в организации, их структура представлена на рис. 3.2.1. В первую очередь это организаторские способности и умение общаться с людьми. Ими эффективный лидер должен обладать от природы. Профессиональные навыки можно приобрести в процессе изучения менеджмента.

 

Рис. 3.2.1. Требования к деловым  качествам лидеров в компании «Систематика»

 

В компании систематика в основном можно наблюдать следующие типы лидеров: исполнители и генераторы идей.

В целом, лидер в компании «Систематика»  признается таковым, если н обладает следующими компетенциями:

1) Готовность взять на себя  ответственность за коллектив

2) Готовность отвечать за коллективный  результат, даже в случае провала

3) Предпочтение общего результата  личному

4) Позитивное отношение к людям

5) Обучаемость, стремление развиваться

6) Не боится сильных подчиненных

7) Умение и готовность вдохновлять

8) Умение слышать других

9) Готовность и способность учить  других

10) Эксперт или отличный управленец

11) Умение организовать других

12) Собственная точка зрения

13) Готовность к непопулярным  решениям

14) Стрессоустойчивость

15) Отсутствие стремления самоутверждаться за счет других

Главное — это готовность и стремление к роли лидера, руководителя, действительное желание руководить людьми. Очень  важно отделить мотивацию реальной карьеры от желания получить заменители.

В компании «Систематика» в связи  со спецификой ее деятельности достигнута следующая модель лидерства. Харизматическое  лидерство — лидерство, построенное  на энергетике, обаянии лидера, умении вдохновлять, вести за собой. В компании формальный лидер одновременно является и неформальным, он пользуется уважением  и симпатией коллег не только как  руководитель, но и как человек. В  харизматической модели лидерства  есть существенные плюсы. Харизматический  лидер довольно часто имеет возможность  использовать немного дополнительных материальных стимулов, так как сама его личность является сильным мотивационным  фактором для подчиненных. Он обычно входит в их референтную группу (референтная группа — группа людей, чье мнение является значимым), поэтому его похвала, внимание или критику может оказывать сильное влияние на подчиненных. Харизма является сильным фактором воздействия, поэтому таким лидерам часто удаются прорывы, мобилизация подчиненных в условиях кризиса и форс-мажора. Харизматический лидер может легко сплачивать вокруг себя людей, что создает весьма хорошие команды вокруг него. Этим и обусловлен высокоэффективный менеджмент в компании «Систематика». Очень часто ему удается сформировать высокий уровень лояльности и приверженности, что снижает вероятность текучки кадров и приводит к тому, что сотрудники редко покидают такого лидера по своей инициативе, склонны долго работать на одном месте.

Наряду с преимуществами, харизматическая  модель лидерства имеет и свои минусы, или риски. Первый риск харизматической  модели лидерства заключается в  том, что негатив в личном отношении, обида на такого человека может привести к ситуации полной неуправляемости: лидер теряет возможность оказывать  необходимое влияние, или, что еще  хуже, начинается открытая агрессии или  скрытый саботаж со стороны подчиненных. Еще один риск связан с достаточно большой эмоциональной нагрузкой  самого лидера. Он вынужден постоянно  сохранять лицо — поддерживать имидж  энергичного и обаятельного человека, оказывать сильное энергетическое влияние, психологически «подпитывать»  подчиненных. Третий риск, как и первый, так же связан с сотрудниками и  их поведением. Нередко сильный харизматический  лидер создает столь сильное  ощущение «стены», за которой можно  спрятаться, человека, который может  все, что это может приводить  к снижению инициативности и ответственности  со стороны людей.

В компании на базе менеджмента построена  модель мягкого харизматического лидера.

Мягкая харизма характеризуется тем, что такого лидера любят, уважают, но не боятся. Он более склонен мотивировать и убеждать, нежели оказывать запугивающее воздействие. Как правило, с ним не боятся советоваться в сложных ситуациях, готовы обсуждать ошибки и промахи, к нему чаще обращаются за поддержкой в сложным личных ситуациях. Однако мягкий харизматический стиль может иметь такие минусы как снижение субординации больше, чем это рационально, ослабление дисциплины, некоторые элементы вседозволенности.

Таким образом, лидеры «Систематики» - успешные, авторитетные и сильные личности. Лидеры компании нацелены на результат. Организацию  объединяют формальные правила и  официальная политика. Важным фактором конкурентоспособности внутри компании «Систематика» становится умение руководителей  строить отношения между работниками, управлять работой и персоналом, организовывать обучение в этой области. В компании систематика в основном можно наблюдать следующие типы лидеров: исполнители и генераторы идей. В компании «Систематика» в связи со спецификой ее деятельности достигнута следующая модель лидерства: мягкое харизматическое лидерство.

 

Заключение

 

Целью исследования было определить основные эволюционные направления развития концепций  лидерства, изучить характерные  черты типологии лидерства. На основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы.

Исторически наиболее ранней является теория лидерских  качеств. Исследователи считали, что  лидеры обладают определенным набором  качеств, которые отличают его от обычных людей, в связи с чем пытались выделить качества лидеров. Дальнейшее изучение привело к выделению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, умственные и личностные деловые. В дальнейшем зародилась концепция лидерского поведения - исследователи пытались выяснить, что и как лидеры делают. Наиболее существенный вклад в понимание лидерства как системы внес Дуглас МакГрегор. Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным.

К новым  теориям лидерства относят концепцию  атрибутивного лидерства, концепцию  харизматического лидерства, концепцию  преобразующего лидерства, или лидерства  для измерений. Концепция атрибутивного  лидерства опирается на теорию атрибуции, которая объясняет причинно-следственную связь между тем, что произошло  и тем, что люди считают причиной произошедшего. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое влияние на последователей. Лидер-реформатор осуществляет свое влияние на последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убежденности последователей в необходимости саморазвития.

Лидерство – это тип отношений, складывающихся между лидером и его последователями. Тип лидерства во многом зависит  от характера поставленной задачи. Лидерство – это способность  влиять на людей, направляя их усилия для достижения собственных целей. Функции лидера представляют собой  главные направления его деятельности: интегративная, дезинтегративная, организационная, конструктивная и координационная.

Лидерство это воздействие на группу людей, чтобы увлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений  по достижению определенных целей. Лидер  формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения, а также мотивирует поведение  каждого члена группы, заставляя  его следовать эталонам группового поведения. Структуру лидерства  составляют пять основных элементов: лидер, последователи, задачи, ситуация и группа. Если в качестве критерия использовать роль, которую выполняют руководители-лидеры, то, как установил Э.де Боне, можно  выделить 14 типов лидерства.

Информация о работе Теории лидерства: основные эволюционные направления. Типы лидеров