Теория и практика мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты и доказать необходимость выработки новейших теорий мотивации, которые сгодились бы как для отечественной, так и для мировой теории управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
1.1. Сущность мотивирования человека…………….………………5
1.2. Содержательные теории мотивации…………………………..10
1.3. Процессуальные теории мотивации………….………………..16

Глава 2. СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ
2.1. Теория социального организма ……………………..….……..22
2.2. Функциональная модель мотивации……….……….….……..24

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МОТИВАЦИИ
3.1. Состояние теории мотивации в России…………………...…29
3.2. Нынешнее состояние практики мотивирования в России ....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Теория и практика мотивации.DOC

— 265.74 Кб (Скачать документ)
    • психологические, означающие, что человек не всегда поступает «логично», то есть материальное поощрение не всегда заставляет человека трудится усерднее. Эти идеи были результатом психологической критики бихевиоризма, который, как известно, развивал концепцию поведения человека по принципу «стимул - реакция». Человек - не кибернетический черный ящик, который только и способен выдавать реакцию на внешние раздражители.
    • организационные, то есть для реализации данного типа мотивации необходимо существование специальных контролирующих и оценочных органов, что не всегда возможно, а зачастую просто не выгодно.
    • экономические, обусловленные рядом законов. Например, закон Гессена, свидетельствующий о том, что каждое новое приобретенное благо приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущее.
    • Социальные, которые означают, что при определенной общественной напряженности материальные стимулы могут терять свою актуальность.

    По сути, эта теория даже не является мотивационной моделью, поскольку она работает лишь по принципу стимулирования подчиненных, но ее простота и, с определенными оговорками, эффективность делает ее актуальной и по сей день.

    Теориями мотивации в подлинном смысле слова можно считать уже ставшие классическими содержательные и процессуальные схемы мотивации человека.

        1.2. Содержательные теории мотивации

      Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Предпосылкой появления содержательных теорий мотивации стало осознание менеджерами некоторой «нелогичности» поведения подчиненных. Целью этой работы не является подробное  рассмотрение мотивационных моделей управления, разработанных учеными зарубежных стран (А.Маслоу, Ф.Герцберга, Мак-Клеланда). Наиболее существенным в теории Маслоу, а также других исследователей в этом направлении было выделение в человеческой побудительной системе первичных и вторичных потребностей. То есть была совершена, попытка создать какую-то единую схему иерархии мотивов в поведении человека, осознать, почему человек, ощущая сразу несколько потребностей, удовлетворяет их в определенной последовательности.                                                                           

  Теория мотивации  по  А.  Маслоу.  Первая  из рассматриваемых теорий  называется иерархией  потребностей Маслоу.  Сущность ее сводится  к изучению потребностей  человека. Это  более ранняя теория. Ее сторонники, в  том числе  и Абрахам  Маслоу, считали, что предметом психологии является  поведение, а  не сознание  человека. В  основе же  поведения лежат  потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:                   

  • физиологические   потребности,   необходимые   для   выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;              
  • потребности  в  безопасности  и  уверенности  в  будущем -    защита  от  физических  и других  опасностей со  стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;  
  • социальные  потребности  -  необходимость  в  социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
  • потребности   в  уважении,   в  признании   окружающих  и стремлении к личным достижениям;
  • потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

     Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. 
 
 

     ПОТРЕБНОСТИ

  1. В самовыражении
  2. В уважении
  3. В общении с людьми
  4. В безопасности и социальной защищенности               5.Физиологические
 
 

      Смысл такого иерархического построения заключается в  том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более  определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.       

     Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.                               

     Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять,  какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повы-шения эффективности работы сотрудников.                                  

Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда.   С развитием экономических отношений и совершенствованием управления  значительная роль в теории мо-тивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивает-ся не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения  в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии  сложных  решений  и  нести  за них  персональную ответственность. Стремле-ние к власти должно не только говорить  о честолюбии,  но  и показывать уме- ние человека  успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию  -  его  способность  быть  неформальным  лидером, иметь свое  собственное мнение  и уметь  убеждать окружающих  в его правильности.                                        

        Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою  потребность и  могут это сделать при занятии опреде-ленных должностей в организации.  Управлять такими  потребностями можно,  подготавливая работников к переходу по иерархии на  новые должности  с помощью  их  аттестации, направления  на курсы  повышения квалификации  и т.д.  Такие  люди  имеют  широкий круг  общения и стремятся  его расширить.  Их руководители  должны способствовать этому.                                                                                                           

Теория  мотивации Фредерика  Герцберга. Эта  теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить  влияние материальных  и нематериаль- ных  факторов на  мотивацию человека.                                                         

     Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

     Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе

     Гигиенические факторы                   Мотивация

     Политика фирмы и адми-

     нистрации                                              Успех

     Условия работы                                     Продвижение по службе

     Заработок                                               Признание и одобрение результата

     Межличностные отношения                Высокая степень ответственности

     Степень непосредственного                 Возможность творческого и     

     контроля за работой                              делового роста

     

Первая группа  факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражени-ем  личности,   ее   внутренними   потребностями,  а также  с  окружающей сре-дой,  в которой  осуществляется сама работа. Вторая  группа факторов  мотива-ции связана  с  характером  и  сущностью  самой  работы.  Руководитель  здесь должен помнить  о  необходимости  обобщения  содержательной части работы.                                                   

       Гигиенические  факторы  Ф.  Герцберга,  как видно, соответствуют  физи-ологическим  потребностям, потребности  в безопасности и уверенности в будущем.                         

       Разница  в  рассмотренных  теориях  следующая:  по мнению А. Маслоу, после  мотивации  рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению    Ф. Герцберга, рабочий  начнет лучше работать только после того, как решит, что  мотивация неадекватна.                                                

       Таким  образом,  содержательные  теории   мотивации  базируются  на  ис-следовании  потребностей  и  выявлении факторов, определяющих поведение людей.

           Мотивация или удовлетворение? Как сами работники                                                  оценивают различные характеристики своей работы.

 

     Факторы повышения     Заставляют    Делают работу           И то,

     производительности       работать               более                            и др.

                                                  интенсивнее        привлекательной    %          

 

     Хорошие шансы

     продвижения по            48   22   19

     службе      

 

     Хороший заработок           45   27   22

 

     Оплата, связанная с

     результатами труда           43   31   16

 
 

     Признание и одобрение

     хорошо выполненной

     работы    41   34   17

 

     Работа, которая

     заставляет развивать  

     свои способности                    40   27   20

 

     Сложная и трудная

     работа    38   30   15

 

     Работа, позволяющая

     думать самостоятельно         37   33   17

 

          Высокая степень

     ответственности            36   35   18

 

     Работа, требующая

     творческого

     подхода    35   31   20

 
 
 

     Факторы которые           Заставляют     Делают работу        И то,

     делают работу                   работать               более                         и др.

     более привлек-й               интенсивнее     привлек-й            %

                                                         %        %

 

     Работа без больших

     напряжений и

     стрессов    15   61   13

 

     Удобное расположение 21   56   12

 

     На рабочем месте нет

     шума и каких-либо

     загрязнений среды  21   56   12

 

     Работа с людьми,

     которые нравятся  17   54   13

 
 

     Хорошие отношения с

     непосредственным

Информация о работе Теория и практика мотивации