Теория управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание

По словам К. Вебера - «Самое трудное искусство - это искусство управлять».
С каждым днем все больше возрастает значимость человеческого фактора в производстве и в бизнесе: знания, опыт, навыки работников становятся главным источником эффективности и конкурентоспособности организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Искусство управлять……………………………………………………….....4
1.1. Управление — древнейшее искусство и новейшая наука ……….....4
1.2. Дилетантские методы управления …………………………………...9
2. Сущность, цели и задачи управления……………………………………..13
2.1. Зарождение управления как науки…………………………………..14 2.2. Основные функции управления……………………………………..18
2.2.1. Общие или универсальные функции………………………....19
2.3.Основные подходы к управлению персоналом……………………..20
2.3.1. Экономический подход…………………………………….…20
2.3.2. Органический подход…………………………………………23
2.3.3. Гуманистический подход……………………………………..29
3. Анализ управления филиалом ГУ КузГТУ в г. Междуреченске……...32
3.1. Краткая характеристика филиала ГУ КузГТУ в г. Междуреченске..32
3.2. Управление филиалом………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………...40
Список использованной литературы………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

Основной материал.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

Профессионально подготовленными  в области управления считают  себя только 3,5% опрошенных руководителей, подготовку в вопросах права и  психологии управления имеют менее 4%, а полностью владеют проблемами работы в условиях рынка только 0,7%.

Проблемы дилетантских методов  управления и низкой подготовки специалистов беспокоят и зарубежных предпринимателей. В книге профессионального американского менеджера Дж. Стэка «Большая игра в бизнес» говорится, что самый высокий барьер, который необходимо преодолеть на пути к успеху, — невежество. Он пишет: «Именно в нем кроется причина многих неудач. Для меня невежество и неудача — одно и то же. В большинстве компаний существует три уровня невежества. Невежество высшего руководства заключается в представлении о том, что подчиненные не способны понять проблем и ответственности руководителей. Невежество рабочих обычно означает, что они понятия не имеют, почему руководство действует именно так, а не иначе. Кроме того, все ошибки в деятельности фирмы приписываются жадности и тупости начальства. Невежество руководителей среднего звена означает, что они все время разрываются между требованиями высшего руководства и рабочих. Их роль в компании — самая трудная, потому что они — слуги двух господ. Если они на стороне рабочих, значит, в оппозиции к начальству. Если же на стороне высшего руководства, то вступают в конфликт с рабочими. Следовательно, они всегда недовольны собой» (5).

 

_____________________________

 

(5) Новые требования к искусству управления | Элитариум: Центр дистанционного управления [Электронный ресурс] //http://www.elitarium.ru/2007/03/27/novye_trebovanija_k_iskusstvu_upravlenija.html.

Любопытны данные социологического опроса среди руководителей крупнейших предприятий, проведенного в начале перестроечного процесса: по самооценке руководителей, самый высокий уровень знаний они имеют в области техники и технологии производства (4,1 по пятибалльной шкале), а самый низкий (от 3,1 до 3,3) — в области психологии и теории управления.

Среди новых предпринимателей прочно утвердилось мнение, что их жизненного опыта вполне достаточно для оптимального управления производственными  коллективами, что специально изучать  теорию и искусство управления —  лишняя трата времени. А объективные исследования показывают, что менее 1 (одного!) процента руководителей подготовлены к работе в условиях рынка. Подавляющее большинство современных руководителей не подозревают, что наука управления — одна из сложнейших отраслей знания, что существуют объективные законы управления, есть философские, социальные, правовые, психологические аспекты управления, что есть, в конце концов, мощная техника и даже искусство управления.

Свои неминуемые срывы  и провалы на служебном поприще  они, естественно, объясняют случайным совпадением неблагоприятных факторов, интригами и происками недоброжелателей. Для процветающих русских нуворишей тот факт, что они приобрели огромные состояния без знания каких-либо теорий и законов управления, убедительно свидетельствует о ненужности любых форм обучения, им важно овладеть другим искусством: как тратить эти деньги, не вызывая насмешек опытных, солидных зарубежных партнеров.

Дилетант в любой  области знаний, от музыки и до управления, распознается достаточно просто. Для него характерны амбициозность, низкая культура, неуважение ко всем, кто ниже его по положению, агрессивность, отсутствие самокритичности, высокое мнение о собственном красноречии и удивительная легкость смены позиции. Дилетанты во все времена охотно берутся за решение любых проблем, если результаты их деятельности не будут очевидны немедленно: как лечить грипп, рак и саркому, как застраховаться от порчи и сглаза, предсказать будущее и т. д. Но ведь никто из дилетантов не решится исполнить сонату Бетховена или сделать простейшую хирургическую операцию — этому нужно долго и серьезно учиться.

Так и с управлением  — для дилетанта здесь все  просто и ясно, и так было в  течение последних 80 лет. Красивая фраза: «Каждая кухарка должна управлять  государством», но мы на горьком опыте убедились, что получается, если во главе завода оказывается рабочий, а управляющим банком становится матрос.

Однако утверждать, что  мы всегда отставали в решении  проблем управления и что за последние  годы не наметились заметные тенденции к осознанию важности этих проблем, было бы необъективно. Система управления советским народным хозяйством была хорошо адаптирована к требованиям административно-командной системы и воспитала много прекрасных специалистов, труд которых определил существенные достижения в энергетике, топливодобывающих отраслях промышленности, строительстве и тяжелой индустрии. Но какой ценой...

Полезно вспомнить, что  за годы советской власти промышленность страны развивалась в шесть раз  быстрее мировой. В самые «застойные» годы (с 1981 по 1985 г.) валовой продукт страны увеличивался на 20%, а в США в эти годы — на 14%, в Западной Европе — на 8% и лишь в Японии — на 21%.

Общество, сознательно  разрывающее связь между прошлым  и настоящим, если оно безразлично  к опыту социалистического строительства и неуважительно относится к урокам отечественной истории, не может считаться здоровым — налицо нравственная амнезия, потеря общественной памяти. В связи с этим нельзя не вспомнить мысль известного французского дипломата князя Талейрана: «Для того чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести».

 

 

 

 

 

 

2. Сущность, цели и задачи управления

 

Разделение труда по мере развития производственных отношений  привело к выделению специфических  трудовых процессов — процессов управления.

Управление — воздействие одного лица или группы лиц на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя ответственности за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления.

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис 2.

 

 

Рис 2.  Кольцо управления

 

Управление включает три аспекта:

- "Кто" управляет  "кем" (институциональный аспект); 
- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект); 
- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия  следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего  состояния с желаемым ("где  мы?" и "куда идем?");

- руководящие требования к действиям  ("что надо сделать?"); 
 - критерии принятия решений ("какой путь лучший?"); 
 - инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис.3).

Рис.3 Сущность управления

 

Основные виды целей:

- стремление к доходу; 
- стремление к имущественному состоянию; 
- стремление к благосостоянию; 
- стремление к увеличению оборота ("доли рынка"); 
- стремление к снижению расходов; 
- завоевание имиджа.

2.1.Зарождение управления, как науки

Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид деятельности, отличной от непосредственного производства, связано с кооперацией труда. Кооперация труда в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе: как простое соединение усилий многочисленных работников. Но исследователи истории менеджмента подчеркивают, что отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах – Шумере, Египте, Аккаде - происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, которые стали прародителями современных менеджеров. Этому способствовало изменение религиозных принципов - вместо человеческих жертв стали преподносить символические жертвы в виде подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди жрецов появляется новый тип деловых людей, которые помимо соблюдения ритуальных почестей заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые сегодня определяют содержание управленческого процесса. Побочными результатами такой управленческой деятельности явились появление письменности, так как запомнить весь объем деловой информации было невозможно, и потребности в расчетах. Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все  более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Ярким примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь, как нам еще предстоит увидеть, - это очень важная составляющая успеха организации. Знаменитые дороги помогали собирать налоги и дань в пользу императора. И, что еще более важно, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.

Формы почти всех видов  проявления современного управления можно  проследить в огромных процветавших организациях древности, но в целом, характер и структура управления в те времена отличались от современных.              (см. табл. 1)

Таблица 1.

Сравнение старой и современной  организации

Старая организация

Современная организация

1. Малое количество  крупных организаций, отсутствие  гигантских организаций

1. Большое количество  чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих.

2. Относительно небольшое  количество руководителей, практическое  отсутствие руководителей среднего звена.

2. Большое количество  руководителей, большое количество руководителей среднего звена.

3. Управленческая работа  зачастую не выделялась и не  отделялась от неуправленческой деятельности.

3. Четко очерчены управленческие  группы, управленческая работа четко  воспринимается и отделяется  от неуправленческой деятельности.

4. Занятие руководящих  постов в организации и чаще  всего по праву рождения или  путем захвата силой.

4. Занятие руководящих  постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.

5. Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения

5. Большое количество  людей, способных принимать важные  для организации решения.

6. Упор на приказ  и интуицию.

6. Упор на коллективную  работу и рациональность.


 

Например, пропорция между  руководителями и не руководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком.

Были в истории примеры  организаций, которые управлялись  так же, как организации управляются  и в наше время. Ярким примером тому является римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходский священник, определённая еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сейчас. Может быть, это и есть существенная причина того, что римская католическая церковь процветает на протяжении многих веков, в то время как появлялись и исчезали отдельные деловые организации и целые народы. Современные военные организации тоже во многих отношениях удивительно похожи на организации древнего Рима. Но, в целом, управление и организации в древности значительно отличались от современных.

После индустриальной революции XVII – XVIII веков под администрированием стала пониматься формулировка общих  целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией.

Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций чрезвычайно усложняет  управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Язык догадок и интуиции приобретает четкую калькуляционную основу- все переводится в формулы и деньги.

Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную  функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.

 

2.2. Основные функции управления

Функции управления (от латинского functio — исполнение, деятельность, совершение) - это конкретный  вид управленческой  деятельности, который  осуществляется  специальными  приемами   и   способами,   а   также соответствующая организация работ.

Содержание и набор  функций, осуществляемых в процессе управления, зависят:

- от типа организации (деловая, административная, общественная,  армейская  и т.д.);

Информация о работе Теория управления