Типология управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:52, контрольная работа

Описание

Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Следовательно, управленческое решение – это выбор альтернативы. Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ……………...………………………………4
1.1 Роль управленческого решения ………………..…………………………..4
1.2 Нормативные аспекты принятия управленческого решения …………….6
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………..……8
2.1 Классификация управленческих решений………………………………...8
2.2 Типология управленческих решений …………………………..…………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

типология управленческмх решений1.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

РАЗРАБОТКА  УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  РЕШЕНИЯ

 

Типология управленческих решений 

(Тема 24) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

    ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ……………...………………………………4

     1.1 Роль управленческого решения  ………………..…………………………..4

     1.2 Нормативные аспекты принятия управленческого решения …………….6

     ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………..……8

     2.1 Классификация управленческих решений………………………………...8

     2.2 Типология управленческих решений …………………………..…………12

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....22

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Управление  – это процесс целенаправленного  воздействия на управляемую систему  или объект управления с целью  обеспечения его эффективного функционирования и развития.

     Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации  в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла  четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Следовательно, управленческое решение – это выбор альтернативы. Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.

     Многообразие  решений представляет собой некоторый  комплекс, понимание которого облегчается  на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему решений. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений.

 
 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ  

    1. Роль управленческого  решения в установлении

 рациональных  связей в обществе 
 

     Управленческому решению, по Марксу, принадлежит особая роль в установлении рациональных связей и отношений между людьми, в обеспечении согласованности их действий, достижении плодотворных результатов совместной работы, что необходимо для реализации задач социального управления во всех сферах жизнедеятельности общества.

     Масштабность, непосредственная направленность на человека и условия его жизни, огромная воздействующая сила управленческого  решения на социальные отношения  предъявляют к ним ряд жёстких  обязательных требований. Среди них - объективность, системность, комплексность, конкретность, адресность, ответственность, непротиворечивость, своевременность, перспективность.

     Объективность управленческого решения означает его соответствие познанным людьми законам общественного развития и среды обитания, требует рассматривать содержание решения с позиций наук о человеке.

     Управленческое  решение должно учитывать характер возникающих при воздействии  на человека необходимых связей, что  вытекает из требований его системности – отражения объективной взаимосвязи сферы социальных отношений со всеми другими компонентами системы общественных отношений.

     Требования  комплексности вытекают из многообразия отношений, в которых находится  человек в процессе жизнедеятельности, множественности факторов, воздействующих на его интересы. Исходя из целей и задач решения, комплексность предполагает полный охват социальной реальности, содержательных характеристик положения человека.

     Учёт  реальности в управленческом решении  носит конкретный характер, так как управленческое решение направлено на конкретных людей, находящихся в определённых условиях. Конкретность управленческого решения имеет и другой аспект, связанный с определённостью содержания решаемых задач, что отражает особенности его направленности. Конкретность управленческого решения предполагает простоту, ясность и строгость форм его выражения, логическую последовательность и чёткие временные рамки реализации.

     Проявлением конкретности в управленческом решении  выступает адресность, то есть указание на конкретных исполнителей или ответственных лиц. Безадресность решения порождает те же социальные последствия, что и неопределённость в его содержании.

     Качество  управленческого решения зависит  от того, какую меру ответственности  оно предполагает за его выполнение или невыполнение, за его результат и содержание. В состав управленческого решения вводится система отношений ответственности, в которых находится субъект, принимающий решения, и субъект контролирующий его результаты на основе установленных экономических, правовых и нравственных норм и санкций. Отсутствие эффективной системы отношений ответственности приводит к невозможности достичь намеченных в управленческом решении целей или к извращению самих этих целей в угоду чьих-либо интересов.

     Важным требованием, обеспечивающим эффективность управленческого решения, является его непротиворечивость. Соответствующие решениям действия исполнителей и лежащие в основе этих действий интересы не должны противоречить ни друг другу, ни общим интересам. А в случае несовместимости управленческих задач решения, принимаемые для выполнения одной задачи, наносят ущерб выполнению других.

     Управленческие  решения должны учитывать динамику объекта управления и отвечать требованиям  своевременности (так как запаздывание решения ведёт к обострению социальных проблем) и перспективности.

     Перспективность управленческих решений означает такую  реализацию их целей и задач, которые  сохраняли бы своё значение и действенность  возможно дольше, отражали бы реальную динамику процессов, пропорции их развёртывания. 

1.2 Нормативные аспекты принятия управленческого решения 
 

     По  отношению, ко всем  типам управленческих решений предъявляется ряд нормативных  требований. Эти требования задают собой нормативно-рационалистический идеал и рассматриваются в качестве "признаков хорошего решения". Полный их набор достаточно обширен, к тому же они существенно варьируются в зависимости от уровня руководства, характера проблемной ситуации, сферы деятельности. Поэтому ниже приводятся лишь основные, наиболее универсальные из них:

     - Эффективность решения. Принятая  альтернатива должна обеспечивать  конструктивное преодоление проблемной  ситуации и быть наилучшей  среди всех потенциально возможных;  только при соблюдении этого  эффективность управленческой деятельности может быть максимизирована.

     - Обоснованность решения. Принимаемая  альтернатива должна не только  адекватно отражать особенности  реальной ситуации и показывать  конкретные пути ее преодоления,  но и быть понятной для исполнителей. Для этого принимаемое решение должно пройти процедуру организационного обоснования.

Своевременность решения. Нет "абсолютно правильных" решений - все они обретают это  свойство лишь в соотнесении с  конкретными, складывающимися в  тот или иной период времени ситуациями, которые динамично и достаточно быстро сменяют друг друга. Поэтому хорошее само по себе может быть ошибочным просто в силу несвоевременности его принятия - либо запаздывания, либо неоправданного "забегания вперед".

     - Реализуемость (выполнимость) решения  является важнейшим требованием к управленческим решениям (в ряде случаев - более важным, чем эффективность). Любое, даже самое хорошее, обоснованное, своевременное и вообще - обладающее всеми мыслимыми достоинствами решение будет бесполезным без свойства реализуемости. На практике ключевая роль свойства реализуемости приводит к тому, что управленческое решение фактически всегда выступает как продукт компромисса между абстрактно-лучшим и реально-выполнимым вариантами.

     - Конкретность и регламентированность  решения. Хорошее решение дает не только общее - принципиальное разрешение проблемной ситуации, но и включает план - конкретные способы его реализации и их последовательность. Оно регламентирует исполнение по отдельным подразделениям и работникам. Это является одновременно и предпосылкой для эффективной реализации последующего контроля за результатами решения, без которого оно в принципе не может быть действенным и конструктивным.

     - Сочетание жесткости и гибкости. Существует правило, согласно  которому, если решение принято, оно должно выполняться. Поэтому руководитель, как никто другой должен проявлять жесткость, твердость в ходе реализации решения. Однако грань между твердостью как позитивным качеством и консерватизмом очень тонка и подвижна. Как показывает практика, подавляющее большинство управленческих решений отнюдь не являются необратимыми в плане возможного исправления тех последствий, которые возникают в случае их ошибочности. В силу этого важнейшим становится умение руководителя вовремя распознать и - что для него еще труднее - признать ошибочность принятого решения, проявить гибкость в плане его необходимых корректив (или вообще - отказа от него). Кроме того, уже в процессе принятия решения опытные руководители, как правило, продумывают "запасные варианты" (подстраховки). Это - один из способов сочетания жесткости и гибкости решений.

     Соблюдение  в решении принципа "ограничивающего фактора". Это те стратегические, ключевые факторы, которые в наибольшей степени препятствуют достижению желаемой цели. "Анализ, необходимый для принятия решения, на самом деле представляет собой поиск "стратегических факторов".

     Поэтому данный принцип формулируется следующим  образом: когда делается выбор из нескольких альтернатив, то чем лучше  индивид в состоянии осознать и преодолеть факторы, являющиеся ограничивающими или решающими, тем более точно и успешно он выберет наиболее благоприятную альтернативу.

     Заключительным  аспектом нормативного анализа функции  принятия решения является вопрос об основных методах, которыми она может  реализовываться. Точно так же, как процесс принятия решения - это "центральный пункт" теории управления, так и методы принятия решения - это наиболее развитый, формализованный ее раздел. Он оформился в настоящее время в специальное направление, очень широко базирующееся на математическом аппарате, системном анализе, теории операций и других нормативных дисциплинах.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 

     2.1 Классификация управленческих решений 

     Процесс управления отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений. Основными факторами, оказывающими влияние на организацию и функционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные и ситуационные.

     Функциональные - обусловлены разделением труда  в организации, полномочиями отдельных  работников, и носят в основном стандартный характер. Ситуационные - появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов.

     Быстрота  реакции на внезапные изменения  ситуации (условий функционирования) характеризует адаптивные свойства организации, предел её управленческих возможностей. Если ситуация меняется быстрее, чем время ответной реакции предприятия, то оно переходит в ранг неуправляемого.

     Существует  точка зрения, что структура предприятия  должна (с учётом обеспечения) формироваться  исходя, во-первых, из традиционно функциональной специализации управленческих работ, во-вторых, из необходимости иметь подразделения проблемно-ориентированные. Данные ситуационные подразделения могут функционировать временно и при необходимости упраздняться.

Информация о работе Типология управленческих решений