Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:52, контрольная работа
Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Следовательно, управленческое решение – это выбор альтернативы. Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ……………...………………………………4
1.1 Роль управленческого решения ………………..…………………………..4
1.2 Нормативные аспекты принятия управленческого решения …………….6
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………..……8
2.1 Классификация управленческих решений………………………………...8
2.2 Типология управленческих решений …………………………..…………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Допустимые решения - это решения, которые удовлетворяют всем ограничениям и могут быть реализованы на практике. Любые решения всегда принимаются в условиях объективных ограничений -ресурсных, временных, правовых, организационных, этических и т. д. Именно в пределах заданных ограничений формируется область допустимых вариантов действий, т. е. множество альтернатив, предъявляемых для выбора. Чтобы в будущем не возникло трудностей с реализацией управленческих решений, необходимо заранее предвидеть влияние всех факторов внешней и внутренней среды организации, выступающих в роли ограничений. Анализ ограничений - один из важнейших этапов принятия решений. Если этого не сделать или упустить из виду некоторые ограничения, то можно принять недопустимое решение, которое не может быть реализовано и поэтому не имеет никакой практической ценности.
- По степени достижения цели. По степени достижения цели управления можно выделить неразумные, удовлетворительные и оптимальные решения. Допустимость или реалистичность принятого решения еще не означает его разумность. Решение может быть вполне допустимым по условиям ограничений, но не приводить к получению желаемых результатов. Такие решения будем называть неразумными. Поскольку недопустимые решения также не приводят нас к поставленной цели (они вообще не могут быть реализованы), то можно дать следующее определение.
Неразумные решения - это недопустимые решения или решения, не приводящие к достижению цели управления.
Любое решение имеет смысл лишь тогда, когда оно не только реализуемо, но и позволяет достигнуть желаемых результатов. Поэтому все управленческие решения должны оцениваться с точки зрения достижения цели управления, которая устанавливается руководителем организации и выступает как дополнительное, субъективное ограничение, определяющее разумный выбор. Следовательно, объективные ограничения и цели управления являются своеобразным фильтром, очищающим множество всех мыслимых и немыслимых альтернатив от неразумных решений.
Удовлетворительными решениями следует признать такие варианты действий, которые приводят к достижению цели управления организацией. Иначе говоря, эти решения удовлетворяют всем объективным и субъективным ограничениям одновременно и обеспечивают приемлемый, но не обязательно наилучший результат. Как психологические исследования, обычно в процессе принятия решений люди ограничиваются удовлетворительным результатом, прекращая дальнейший поиск решения. Такое поведение людей соответствует известной концепции ограниченной рациональности, предложенной Г. Саймоном. показывают.
Удовлетворительные решения наиболее часто встречаются в деятельности руководителей. Однако это не означает, что во всех управленческих ситуациях надо заведомо отказываться от поиска оптимальных, т.е. наилучших, решений. При этом необходимо помнить, что оптимальные решения являются наилучшими не в абсолютном смысле, а лишь относительно конкретной цели управления, которая выбирается человеком. Если в одной и той же ситуации разные люди преследуют различные цели, то, скорее всего, они примут разные оптимальные решения. Поэтому можно дать следующее определение.
Оптимальные решения - это решения руководителя, которые обеспечивают максимальную степень достижения цели управления. Другими словами, оптимальные решения - это наилучшие компромиссы, найденные в результате тщательного анализа и сравнения всех альтернатив. Хорошо известно, что любое управленческое решение кроме полезного эффекта имеет и негативные последствия. Поиск разумного или наилучшего компромисса между ними и составляет суть процесса принятия решения.
- По признаку инновационности рассматривают:
Рутинные решения - это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы. Они представляют собой лишь стандартную реакцию на типовую ситуацию и по сути своей решениями не являются. В отличие от них.
Селективные решения предполагают выбор одной альтернативы из определенного набора способов действий. В этом случае предполагается, что множество альтернатив задано и хорошо известно лицу, принимающему решение. От него требуется всего лишь выбрать одну из них.
Адаптивные решения принимаются в условиях, когда ситуация изменяется и поэтому требуется некоторая модификация известных вариантов с учетом особенностей новой ситуации. Наиболее сложными являются.
Инновационные решения, которые принимаются в условиях, когда проблема не может быть решена с помощью известных способов действий или их модификаций и требует разработки принципиально новых решений, не используемых ранее.
- По масштабу изменений, вносимых в организацию, управленческие решения могут быть разделены на:
Ситуационные решения не предусматривают каких-либо глобальных изменений и связаны с решением текущих проблем организации.
Реорганизационные решения подразумевают значительные изменения, например перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.
По времени действия выделяют:
Стратегические решения направлены на достижение долгосрочных целей организации.
Тактические решения обеспечивают выполнение стратегических и преследуют достижение среднесрочных целей организации.
Оперативные решения принимаются руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации.
По содержанию все решения можно разделить на:
Разрешающие и запрещающие решения - это управленческие решения типа «да» или «нет», которые просто дают «добро» или накладывают запрет на те или иные предложения по решению проблемы. В этих случаях руководитель сам ничего не предлагает, а выступает лишь в роли судьи, принимая или отвергая идеи других людей.
Конструктивные решения предлагаются руководителем самостоятельно и отражают его активную позицию по отношению к решаемой проблеме.
По числу лиц, участвующих в принятии решения, выделяют:
Индивидуальные решения принимаются руководителем организации единолично. Это не означает, что в процессе принятия решения не могут участвовать другие люди. Руководитель организации вправе выносить любые решения на обсуждение в группу, советоваться со своими подчиненными, привлекать к решению проблемы экспертов и аналитиков, но окончательное решение он принимает самостоятельно. В связи с этим индивидуальные управленческие решения иногда называют административными, которые, в свою очередь, делятся на партисипативные и авторитарные. В подготовке парти-сипативных решений участвуют все члены организации или группы. В отличие от них авторитарные решения подготавливаются и принимаются руководителем организации без учета мнений своих подчиненных. Однако весьма часто управленческие решения в организациях принимаются коллективно.
Коллективные решения - это результат совместного интеллектуального труда группы людей. Такие решения принимаются с учетом интересов и позиций всех членов группы. Несомненное достоинство коллективных решений по сравнению с индивидуальными - более высокое качество и обоснованность, так как для их разработки используется гораздо больший объем информации. Однако процесс принятия коллективных решений занимает много времени и требует относительно больших затрат других ресурсов. Поэтому при выборе формы принятия управленческого решения - индивидуальной или коллективной - всегда необходимо искать компромисс между качеством этого решения и затратами ресурсов на его принятие.
Наконец, управленческие решения подразделяются на типы в зависимости от сферы деятельности организации, по поводу которой они принимаются. Например, по этому признаку можно выделить производственные решения (выбор технологии производства), маркетинговые решения (выбор рыночного сегмента), финансовые решения (выбор оптимального портфеля ценных бумаг), решения по персоналу (отбор и расстановка кадров) и многие другие.
Перечисленные
типы далеко не исчерпывают всего
многообразия управленческих решений.
На самом деле практически невозможно
отнести то или иное решение к
одному из указанных «чистых» типов.
В действительности все решения, принимаемые
в организациях, являются комбинированными,
т.е. находятся внутри некоторого диапазона
или континуума, расположенного между
«крайними» типами решений. Например,
лишь немногие управленческие решения
оказываются запрограммированными или
незапрограммированными в чистом виде.
Любое запрограммированное решение не
исключает полностью личной инициативы
руководителя, который может отклониться
от стандартной методики, если посчитает
это необходимым. С другой стороны, даже
в самых сложных ситуациях, возникающих
впервые, могут оказаться полезными стандартные
методики и правила выбора, применявшиеся
ранее.
Принятие решений является неотъемлемой частью деятельности человека в любой сфере: политической, экономической, культурной, личной жизни и т.д. Существенным отличительным признаком управленческого решения является то, что оно принимается при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие проблемы возникают при управлении любым объектом (промышленным предприятием, банком или государственным учреждением) постоянно, то функция принятия решений заключается в постоянном решении в процессе управления той или иной задачи.
Разработка, выбор, организация и контроль реализации управленческих решений - составные аспекты деятельности менеджера современной организации, существующей в рыночных условиях. Именно качество реализованных управленческих решения определяет эффективность функционирования фирмы и её конкурентоспособность. Именно поэтому изучение и организация процесса принятия управленческих решений и их исполнение составляет основу теории управления.
Управленческое решение содержит в себе черты, свойственные как всем решениям, принимаемым человеком в любой сфере деятельности, так и присущих только решениям, принимаемых в процессе управления.
Типология управленческих решений позволяет изучить их особенности и определить место разрабатываемого управленческого решения в системе управления.
Выбор
наиболее оптимального управленческого
решения из перечня разработанных
решений осуществляется на основе оценки
качества этих решений. Под качеством
управленческих решений понимается совокупность
свойств, обеспечивающих успешное их выполнение
и получение определённого эффекта.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ