Типология управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:52, контрольная работа

Описание

Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Следовательно, управленческое решение – это выбор альтернативы. Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕКОГО РЕШЕНИЯ И ЕГО НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ……………...………………………………4
1.1 Роль управленческого решения ………………..…………………………..4
1.2 Нормативные аспекты принятия управленческого решения …………….6
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………..……8
2.1 Классификация управленческих решений………………………………...8
2.2 Типология управленческих решений …………………………..…………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

типология управленческмх решений1.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

     В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений. В частности, многообразие управленческих решений и особенности их разработки раскрывает классификация.

     По  источнику возникновения решения  делят на инициативные, по предписанию, по предложению “снизу”. В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое “навязывание” решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.

     По  юридическому оформлению решения могут  быть в виде плана, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные. Классифицируя управленческие решения по приказу юридического оформления, стоит помнить о разнице между приказом и распоряжением.

     Приказ - наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчинённых точно выполнить решение в установленные сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих органов управления, руководителей.

     Распоряжение - это разновидность приказа, направленная на решение частных вопросов, исходящая не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции.

     По  субъекту, принимающему решения, выделяются решения: индивидуальные, коллективные и коллегиальные. Первые принимаются  лично руководителями, вторые - коллективами предприятий и организаций, третьи - коллегиальными органами (советами, правлением и т.д.)

     По  степени уникальности решения делятся  на рутинные и новаторские. Новаторское  решение отличается спецификой в  построении процесса принятия решений  и в содержании отдельных его этапов.

     По  методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического  программирования, статистические методы; а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний ЛПР. Использование методов математического программирования позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение.

     По  степени неопределенности, зависящей  от количества информации, имеющейся  в распоряжении ЛПР, решения подразделяют на:

     детерминированные - принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации;

     вероятностные - принимаемые в условиях вероятностной  определенности (риска);

     неопределенные - решения, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме.

     Управленческие  решения можно классифицировать и с позиции количества рассматриваемых  целей - как одноцелевые и многоцелевые.

     По  степени регламентации, то есть насколько  жестко установлены сроки и условия  действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.

     Регламентирующие  решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется  лишь безусловная исполнительность.

     Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных.

     Рекомендующие решения контурно обозначают возможности  деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.

     По  функциональному признаку (содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политические и организационные.

     Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия.

     Социальные  решения направлены на улучшение  условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.

     Технические решения принимаются для совершенствования  технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д.

     Организационные решения направлены на улучшение  организации труда работников, совершенствование  нормативов, норм, внедрение НОТ.

     Учитывая, что любое управленческое решение  строится на предварительном прогнозировании, различаются решения по периодам действия: долговременные (перспективные) и оперативные.

     Перспективные решения определяются в общих  чертах, они лишь задают направления  для реализации определенной цели. В торговле например, достижение показателя повышения производительности труда, качества обслуживания и др.

     Оперативные решения предусматривают меры по реализации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей). 

     2.2 Типология управленческих решений 

     Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их решения можно условно разделить на типы:

     - По степени разработки выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения. Эти термины впервые были использованы Г. Саймоном для описания управленческих решений в зависимости от наличия или отсутствия стандартных методик их разработки и принятия.

     Запрограммированные решения принимаются в результате определенной последовательности шагов  по стандартным методикам или  правилам, которые разрабатываются заранее и применяются в типовых (обычно повторяющихся) ситуациях. Другими словами, решения «программируются» под типовые ситуации, которые могут возникнуть в деятельности организации. Использование определенных методик принятия решений в типовых ситуациях снижает вероятность появления ошибок и повышает оперативность выработки решений, поскольку исключается необходимость разработки новых методик всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому запрограммированные решения считаются наи6олее разработанными. Очень важно, чтобы руководители организаций были уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно развиваться. Если для принятия решений в изменившихся условиях применяются устаревшие методики, то это может привести к нежелательным или даже катастрофическим последствиям. Поэтому процедуры принятия управленческих решений должны непрерывно совершенствоваться и обновляться, учитывая появление новых факторов и охватывая новые возможные ситуации. Кроме этого, крайне желательно обосновать методику принятия любых запрограммированных решений и убедить в ее правильности тех людей, для которых она предназначена, а не просто предложить или навязать ее для применения.

     Вместе  с тем в управленческой деятельности далеко не все решения принимаются  по заранее подготовленным методикам  или правилам. Особенно это характерно для новых или уникальных проблемных ситуаций, в которых руководители организаций вынуждены принимать незапрограммированные решения. В этих случаях обычно отсутствует конкретная последовательность необходимых действий для решения проблемы. Поэтому руководитель должен разрабатывать новую процедуру принятия решения. Поскольку множество проблем, когда требуется принять решение, чрезвычайно велико и разнообразно, то практически сложно разработать модель или методику, которая бы одинаково хорошо «работала» даже в схожих ситуациях, ибо каждая из них уникальна по-своему. Поэтому решения, принимаемые в организациях, в основном являются незапрограммированными.

     - По степени обоснования можно  выделить интуитивные, логические и рациональные решения. Обоснованность характеризует способ принятия решения и, как правило, предопределяет качество этого решения. В связи с этим необходимо отметить, что принять какое-либо решение всегда легко. Для этого необходимо лишь сделать выбор, т.е. указать одну из возможных альтернатив. Но дело в том, что трудно принять хорошее решение. Для этого необходимо не только сделать выбор, но также обосновать его для себя и других людей, от которых зависит исполнение принятого решения. Чтобы принимать хорошие решения, мы должны уметь их обосновывать. Но с другой стороны, принятие решений - это сложный психологический процесс. Решения принимаются людьми, а не машинами. Однако всем известно, что человеческое поведение не всегда логично. Очень часто вместо расчета или логических суждений люди используют свою интуицию, чувства, эмоции и принимают решения без строгого и точного обоснования. Удивительно, но во многих случаях такие решения приводят нас к успеху.

     Большинство личных и деловых решений основаны на интуиции. Интуитивные решения  принимаются людьми просто на основе ощущения того, что они правильные. При этом лицо, принимающее решение, сознательно не сравнивает между собой все достоинства и недостатки каждой альтернативы. В этом случае решение принимается подсознательно, без явного логического обоснования.

     Интуиция  - это бессознательный разум, помогающий решать проблемы, минуя рассуждения и умозаключения. Интуиция проявляется как некоторое озарение или мгновенное понимание ситуации без использования рационального мышления.

     Механизм  интуиции имеет очень сложную природу и в настоящее время еще слабо изучен. Тем не менее интуиция - это мощный инструмент принятия решений, который нуждается в постоянном развитии и должен активно использоваться в управленческой деятельности. Более обоснованными считаются решения, основанные на суждениях. Такие решения обусловлены знаниями и прошлым опытом человека. Будем называть их логическими решениями. Принимая логические решения, люди обращаются к опыту и здравому смыслу, чтобы использовать их для прогноза возможных последствий альтернатив и обоснования своих действий в конкретной ситуации. В этом случае, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже принесла успех в прошлом или легко поддается объяснению с помощью несложных логических правил. Решения, основанные на суждениях, весьма полезны в повторяющихся ситуациях, которые многократно возникают в деятельности организаций. Поэтому в таких ситуациях решения принимаются по аналогии, так как «ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде».

     Значительные  достоинства интуитивных и логических решений -оперативность и «дешевизна» их принятия. Но наиболее эффективно такие решения «работают» лишь в сравнительно знакомых ситуациях. Однако часто реальные ситуации лишь кажутся знакомыми и простыми, но на самом деле они искажаются многими факторами, которые на первый взгляд незаметны. При этом всегда следует помнить об ошибках человеческого восприятия. Ситуации, которые представляются простыми, вполне могут оказаться предельно сложными. Если проблемная ситуация действительно уникальна и сложна, то логических суждений или интуиции может оказаться недостаточно для принятия качественного решения. «Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая в самом деле нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор». В новой ситуации слишком много неизученных факторов, которые необходимо учесть, и «невооруженный» человеческий разум обычно не способен их определить и сопоставить. Кроме того, принимая решения, основанные только на суждениях, люди могут оказаться «в плену» у собственного опыта, который будет диктовать им привычные способы действий. Вследствие этого руководитель может упустить из виду новое, более эффективное решение. Кроме того, следуя накопленному опыту, руководители могут сознательно или бессознательно сопротивляться новым идеям, которые требуются в изменившихся условиях. Поэтому в новых или уникальных ситуациях вероятность успеха возрастает, если руководители принимают рациональные решения.

     Рациональные решения, в отличие от логических, не зависят от прошлого опыта. Они основаны на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий. В данном случае термин «рациональное» характеризует, прежде всего, способ разработки решения, а не его качество. Рациональные решения принимаются с помощью многоэтапного аналитического процесса, но они тоже могут быть ошибочными. Вместе с тем рациональный выбор не исключает использование логики и интуиции, которые всегда активно вовлечены в процесс принятия решений. Поэтому рациональные решения считаются наиболее обоснованными, так как в процессе их разработки и принятия используются все доступные человеку механизмы - интуиция, логика и расчет.

     - По возможности реализации. Все управленческие решения должны реализовываться в деятельности организации. Поэтому любое решение, прежде всего, должно допускать саму возможность практической реализации. По этому признаку выделяют два типа решений - допустимые и недопустимые.

Информация о работе Типология управленческих решений