Типы конфликтов и управление конфликтными ситуациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:01, курсовая работа

Описание

В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается "скорость жизни", когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны прежде всего потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствиям как для отдельных индивидов, так и для общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Типы конфликтов и управление конфликтными ситуациями
1.1 Типы конфликтов
1.2. Модель конфликтного процесса и его последствия
Глава 2. Управление конфликтами и стрессами в библиотеке
2.1 Конфликты в библиотечном коллективе, причины их возникновения
2.2 Разрешение конфликтов с помощью занятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по менеждменту.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надёжный способ профилактики подобных конфликтов в организации – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчинённых, овладение приёмами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Конфликты могут быть деструктивными (они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам) и конструктивными (способствуют выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперёд, развитию, коррекции взаимодействия). Л. Коузер подчёркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцируют и те и другие.

Конструктивные функции: Информационно-познавательная. Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов; высвечивает сущность социальных изменений, выраженных противоречием, лежащим в основе конфликта. Разногласия, дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе и в результате взаимных столкновений социальные агенты лучше узнают друг друга, усваивают полезный с точки зрения каждой стороны опыт, находя, при желании, возможные точки соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта раскрывается подлинная картина того, что представляет из себя каждая сторона, какие ценности (и ценности ли) она отстаивает.

Другая всеобщая функция конфликта — интегративная. Казалось бы, имеет место парадокс: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе. Однако такова реальная диалектика социума, где конфликт и интеграция неразрывно взаимосвязаны и постоянно меняются местами.

Одна из общих функции конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и другим объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся.

Конструктивные функции конфликта неотделимы от разрушительных последствий, от дисфункции. Любая позитивная функция конфликта имеет негативную сторону. Та и другая проявляются в определенной ситуации, на определенной стадии конфликта, в результате целенаправленных действии противоборствующих субъектов. Объективные последствия конфликта (конструктивные либо деструктивные) зависят от многих переменных и, в значительной степени, от средств борьбы. Насильственные средства ведут к расколу общества, а не к его интеграции.

Позитивные (конструктивные) функции конфликтов не реализуются, если

а) они не регулируются совместными усилиями противоборствующих агентов;

б) подавляются одной из сторон;

в) загоняются внутрь общественного организма.

В результате могут образоваться следующие дисфункциональные последствия:

1.  Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.

2.  Меньшая степень сотрудничества в будущем.

3.  Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.

4.  Представление о другой стороне как о "враге"; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.

5.  Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

6.  Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействии и общения.

7.  Смещение акцента: придание большего значения "победе" в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Таким образом, посредством конфликта могут реализоваться две функции - созидательная и разрушительная.

Причины конфликтов.

У всех конфликтов есть несколько причин.

1. Распределение ресурсов – первейшая причина конфликта. Не случайно, когда люди мирятся, они говорят: "Давай мириться! Нам же нечего делить!"

2.Взаимосвязь задач – как причина конфликта возникает везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы.

3. Различия в целях – существенная причина конфликта, как для человека, так и для подразделений организации. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целям всей организации.

4. Различия в представлениях и ценностях – тоже важная причина конфликта, так как вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

5. Различия в манере поведения и в жизненном опыте часто провоцируют конфликт. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

6. Неудовлетворительные коммуникации или плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. И главную роль в возникновении таких конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трёх типов:

Стремление к превосходству (прямые проявления превосходства, приказы, угроза, критика, обвинение, издевка, насмешка, снисходительный тон общения, хвастовство, категоричность суждений: "Я уверен…", навязывание своих советов, перебивание собеседника, утаивание информации, подшучивание, нарушение этики поведения, попытка обмана; напоминание о какой-то проигрышной для собеседника ситуации);

Проявления агрессивности (природная агрессивность или ситуативная агрессивность от неприятелей, плохого настроения, фрустраций);

Проявления эгоизма. Существование перечисленных источников или причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает всё, чтобы была принята её точка зрения, достигнута её цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

Типы конфликтных личностей.

Среди причин конфликта следует отметить также степень конфликтности личности. Опишем пять типов конфликтных личностей.

Конфликтная личность демонстративного типа:

- человек хочет быть в центре внимания;

- любит хорошо выглядеть в глазах других;

- его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;

- ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью;

- хорошо приспосабливается к различным ситуациям;

- рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;

- планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;

- кропотливой систематической работы избегает;

- не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо;

- часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность ригидного типа:

- человек подозрителен;

- обладает завышенной самооценкой;

- постоянно требуется подтверждение собственной значимости;

-часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;

- прямолинеен и негибок;

- с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;

- выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;

- выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида;

- не особенно критичен по отношению к своим поступкам;

- болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Конфликтная личность неуправляемого типа:

- человек импульсивен, недостаточно контролирует себя;

- поведение такого человека непредсказуемо;

- ведёт себя вызывающе агрессивно;

- часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы;

- характерен высокий уровень притязаний;

- несамокритичен;

- во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;

- не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;

- недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;

- из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

Конфликтная личность сверхточного типа:

- человек скрупулёзно относится к работе;

- предъявляет повышенные требования к себе;

- предъявляет повышенные требования к окружающим, причём делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается;

- обладает повышенной тревожностью;

- чрезмерно чувствителен к деталям;

- склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;

- иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;

- страдает от себя сам, переживает свои просчёты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.);

- сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;

- не очень хорошо чувствует реальные отношении в группе.

Конфликтная личность бесконфликтного типа:

- человек неустойчив в оценках и мнениях;

- обладает лёгкой внушаемостью;

- внутренне противоречив;

- характерна некоторая непоследовательность поведения;

- ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;

- недостаточно хорошо видит перспективу;

- зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;

- излишне стремится к компромиссу;

- не обладает достаточной силой воли;

- не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Десять типичных ошибок конфликтующего человека:

1.Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему.

2.Ведёт себя негибко, не способен изменить тактику, переключиться на другое.

3.Нетерпим к инакомыслию, не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс.

4.Мыслит стереотипно, стремится втиснуть решение в рамки существующих норм, традиций, правил.

5.Отвлекается от основной цели на другие, побочные, уходит в сторону от главной проблемы.

6.Видит только один путь решения или одну альтернативу, а не их многовариантность.

7.Работает только в предметной области, не может рефлективно анализировать и двигаться к взаимодействию.

8.Создаёт препятствия для свободной творческой полемики, генерированию идей, излишне критикует, нагнетает страх и т.п.

9.Без нужды соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от решения проблемы.

10.  Боится риска.

1.2 Модель конфликтного процесса и его последствия

конфликт стресс библиотечный коллектив

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1.  первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т.д.;

2.  второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

3.  второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.

Перечень элементов конфликта:

1) два участника или две стороны конфликта;

2) взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;

3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

4) применение силы для влияния на другую сторону;

5) противопоставленность действий, поведения сторон;

6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

8) характер внешней среды, присутствует третье лицо и т. д.

Конфликт, как правило, начинается с конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация – первоначальный, предконфликтный этап приведения в действие причины конфликта. Выражением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов.

Первоначальный акт, провоцирующий конфликт, называется инцидентом, который взрывает отношения, приняв вдруг для субъектов форму бурного прорыва плотины. Вот когда начинают вспоминать про прецедент, случай, имевший место ранее (лат. "идущий впереди").

Информация о работе Типы конфликтов и управление конфликтными ситуациями