Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 11:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ мотивации деятельности персонала торговой организации: анализ системы мотивации трудовой деятельности персонала ООО «Торговый Дом Артур Грэй» и разработка направлений ее совершенствования.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
- исследовать экономическое содержание и теории трудовой мотивации;
- проанализировать формы и системы оплаты труда работников компании ООО «ТД Артур Грэй»;
- выявить проблемы, существующие в системе мотивации деятельности персонала компании;
Введение…………………………………………………………………………...2
1Теоретические основы мотивации персонала торговой организации
1.1 Теории трудовой мотивации. Мотивация в современных условиях………4
1.2 Особенности системы мотивации персонала в торговых компаниях……10
2 Анализ системы мотивации трудовой деятельности персонала компании ООО «ТД Артур Грэй»
2.1 Анализ внутренней среды компании, форм и систем оплаты труда работников компании ООО «ТД Артур Грэй»………………………………...14
2.2 Оценка эффективности оплаты труда работников компании ООО «ТД Артур Грэй»……………………………………………………………………...21
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации деятельности персонала компании ООО «ТД Артур Грэй»
3.1 Проблемы системы мотивации компании ООО «Артур Грэй»…………..23
3.2 Новые подходы к управлению мотивацией персонала в организации и направления совершенствования мотивации деятельности персонала компании ООО « ТД Артур Грэй»……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41
- разработка и определение проблем организации;
- определение действий на основе оперативных планов;
Среднее звено является буфером между высшим руководством и техническим. Основная функция – отбор и просмотр информации, поступающей из низшего уровня и обработка информации для подачи высшему уровню.
Низовое звено – технический уровень: заведующие магазинами, бригадир рабочий компании «Мир». Функции:
- контроль за выполнением работы (задания);
- ответственность за ресурсы: трудовые, ТМЗ, денежные средства в рамках своего подразделения.
Основная заработная плата начисляется в зависимости от принятых в каждом из четырех магазинов форм оплаты труда. Различия существуют в силу того, что каждый магазин имеет свою специфику работы, и график рабочего времени.
Рассмотрим каждый магазин в отдельности.
Магазин «Заельцовский» имеет круглосуточный график работы и значительную протяженность прилавков. Выплата заработной платы продавцам составляет (за одну рабочую смену): 400 руб. оклад + 0,4% от реализации товара (валового дохода) + 300 руб. в неделю премиальные за работу без нарушений. Заработная плата продавцам на предприятии выплачивается один раз в неделю по итогам внутреннего учета, недостачи удерживаются сразу.
Магазин «Чемской»: 310 руб. смена + 2% от выручки + 250 премиальные – в зимний период времени и 310 руб. смена + 0,4% от выручки в летнее время года. Магазин расположен в удаленном районе, где выручка напрямую зависит от приезжающих на летний период дачников, то есть валовой доход магазина носит ярко выраженный сезонный характер.
Магазин «Московский»: та же схема, что и на «Заельцовском».
Магазин «Колосок»: 310 руб. смена + 3% от реализации + 250 руб. премия за неделю. Магазин имеет довольно маленькие размеры, что усложняет работу продавцов и не позволяет принять грузчика. Поэтому процент от продаж намного выше, чем в других торговых точках нашего предприятия.
Дополнительная заработная плата начисляется на основании документов, подтверждающее право работника на оплату за неотработанное время. К таким выплатам относятся:
- оплата основного,
- компенсация за
- выплаты выходного пособия при увольнении;
- выплаты при направлении работника на курсы повышения квалификации;
- оплата времени выполнения государственных обязанностей;
- прочие выплаты согласно действующему законодательству.
Выплаты работникам дополнительной заработной платы производятся в сроки, определенные действующим законодательством.
Вознаграждение по результатам
финансово-хозяйственной
Помимо установленной
заработной платы на предприятии
действует система
- один раз в год заведующая
магазином предлагает лучшего
продавца («лучший продавец магазина»),
поощрение составляет 2 тыс. руб.;
обычно данная премия
- на день рождения каждый сотрудник получает премию в размере одной тысячи рублей;
- праздники 8 марта и 23 февраля сотрудники получают по 500 руб.;
- смена продавцов, работающая
на Новый год, получает
Таким образом, в основу премирования работников компании ООО «ТД Артур Грэй» заложены следующие показатели, которые соответствуют нормам Трудового законодательства РФ /1/:
- повышение производительности
труда и увеличение объема
продаж, в частности выполнение
и перевыполнение плановых
- повышение качества
- экономия материалов, инструмента
и других материальных
Следует подчеркнуть, что система премирования и размер премии определяются задачами улучшения деятельности предприятия, характером норм, объемом и сложностью плановых заданий.
Рассмотрим основные системы оплаты труда, применяемые в ООО «ТД Артур Грэй». В таблице 2.1 (Приложение 1) представлено штатное расписание предприятия. Как видно из таблицы большая часть работников предприятия – 76% имеют сдельно-премиальную форму оплаты труда.
2.2 Оценка эффективности оплаты труда работников компании ООО «ТД Артур Грэй»
Для того чтобы проанализировать
эффективность оплаты труда в
ООО «ТД Артур Грэй», необходимо
проанализировать качественные характеристики
использования трудовых ресурсов на
предприятии, основными индикаторами
которых являются: обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами; изменение
структуры трудовых ресурсов. Анализ
обеспеченности и изменения структуры
предприятия трудовыми
Из представленной таблицы видно, что в сравнении с планом, на предприятии было занято на 5 единиц персонала меньше, чем было запланировано, что в процентном соотношении составляет 2,75%; наибольшая неудокомплектованность в сравнении с плановым заданием отмечена по персоналу продавцов – 4 человека.
Таблица 2.2 Обеспеченность и изменения структуры трудовых ресурсов розничной сети ООО «ТД Артур Грэй»
Наименование группы работников |
Списочная численность |
Структура, % |
Отклонение | |||
По плану |
По факту |
План |
Факт |
Чел. |
% | |
Административно-управленческий аппарат |
3 |
4 |
5,45 |
8,00 |
+1 |
133,3 |
Заведующие магазинами |
5 |
4 |
9,09 |
8,00 |
-1 |
80,0 |
Продавцы |
38 |
34 |
69,10 |
68,00 |
- 4 |
89,47 |
МОП |
9 |
8 |
16,36 |
16,00 |
- 1 |
88,89 |
Итого |
55 |
50 |
100 |
100 |
- 5 |
90,90 |
Среди источников поступления рабочей силы ООО «ТД Артур Грэй» выделяются следующие группы: принятые непосредственно по инициативе предприятия, по направлениям органов трудоустройства, по личной рекомендации.
Выбытие сотрудников характерно по следующим группам: декретный отпуск сотрудницы, увольнение по собственному желанию, увольнение за нарушение трудовой дисциплины /8/.
Для компании ООО «ТД Артур Грэй» характерна очень высокая текучесть кадров. Так в течение одного года из магазинов было уволено по разным причинам 11 человек, что составило 22% от общей среднесписочной численности работников.
Наиболее высокая текучесть отмечена по группе продавцов.
Кроме того, по всем группам
(кроме административно-
Причинами высокой текучести кадров могут быть:
- неудовлетворительные условия труда;
- несоответствие заработной платы ожиданиям сотрудников (слабая система материального стимулирования);
- несоответствие работника выполняемым функциям;
- другие причины /13/.
Таким образом, проведенный
анализ эффективности оплаты труда,
использования трудовых ресурсов, а
также обеспеченности и структуры
и постоянства состава, говорят
о том, что в ООО «ТД Артур
Грэй» достаточно высок показатель
текучести кадров, что отрицательно
влияет на деятельность компании. Наибольший
коэффициент текучести отмечен
среди продавцов, что, прежде всего,
объясняется несоответствием
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации деятельности персонала компании ООО « ТД Артур Грэй»
3.1 Проблемы системы мотивации компании ООО « ТД Артур Грэй»
В подтверждение расчетов
о низкой заработной плате как
факторе высокой текучести
Результаты представлены в виде диаграммы (Рис 3.1):
Рис 3.1 – Анализ ответа сотрудников
Налицо следующие факторы, которые необходимо ставить во главу угла при разработке системы мотивации в ООО «ТД Артур Грэй»:
Далее работникам был предложен тест «Мотивация и корпоративная культура» (Приложение 3).
Тестирование проводилось анонимно, и позволило выявить, соотносится ли корпоративная культура, какой ее видят сотрудники, с тем, что есть на самом деле.
В результате выяснилось, что
корпоративная культура в отдельных
магазинах соотносится с
Корпоративная культура власти основана на подавлении интересов личности в пользу интересов производства при любых обстоятельствах. Минусом этого типа корпоративной культуры является низкая степень удовлетворенности сотрудников, высокая текучесть кадров, отсутствие командного духа как такового. Как правило, профессионалы высокого уровня в такие компании не приходят, или не задерживаются в них /10/.
Таким образом, на практике воздействие на мотивацию персонала является сложной задачей, при решении которой может возникнуть ряд проблем:
- потребностная сфера человека – это динамичное образование. Потребности и мотивы могут различаться не только от человека к человеку, но и от ситуации к ситуации. При этом со временем не только может меняться сила отдельных потребностей, на смену одним потребностям могут приходить другие;
- мотивация работника,
его отношение к делу зависит
не только от его потребностей,
но и от того, как он себя
чувствует, какое у него
- мотивация по-разному
выражается в поведении. Один
человек с сильной
- разные люди по-разному
реагируют на препятствия на
пути удовлетворения одной и
той же потребности. Один
- многие руководители
не готовы к тому, что именно
на них лежит ответственность
за обеспечение высокой
Руководителям, желающим воздействовать на трудовую мотивацию своих подчиненных, недостаточно оценить и понять их доминирующие потребности, необходимо создать такие условия, которые будут повышать уровень трудовой мотивации работников и степень их заинтересованности в достижении высоких рабочих результатов. Однако, как показывает опыт работы в российских организациях разного типа, сложившаяся практика работы и система управления порождает ряд препятствий, мешающих руководителям добиться высокой заинтересованности персонала в конечных результатах.