Управленческие решения: виды и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение видов управленческих решений, классификаций подходов к принятию управленческих решений, а так же этапов принятия управленческих решений.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………………....…..2
Глава 1………………………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие, виды и типы управленческих решений ……………………………...4
1.2 Классификация подходов к принятию управленческих решений…………...12
1.3 Процесс принятия решений …………………………………….…………......17
Глава 2………………………………………………….……………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………............26
Список литературы…………………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

kursach_TM.docx

— 67.67 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство морского и речного  транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ 

АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА»

 

Курсовая  работа по дисциплине

«Теория менеджмента»

 

на  тему:

«Управленческие решения: виды и содержание»

 

 

Вариант № 21

 

 

 

Подготовил

студент 521 группы

Скворцова  В.А.

Проверила

доцент Виницкая Н.Н.




 

 

 

 

 

 

Новороссийск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ведение…………………………………………………………………………………....…..2

Глава 1………………………………………………………………………………………..4

           1.1 Понятие, виды и типы управленческих решений ……………………………...4

          1.2 Классификация подходов к принятию управленческих решений…………...12

         1.3 Процесс принятия решений …………………………………….…………......17

Глава 2………………………………………………….……………………………………20

Заключение…………………………………………………………………………............26

Список литературы…………………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы управленческих решений объясняется тем, что  успех любой фирмы во многом зависит  от качества принимаемых решений. Принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления. А разработка эффективных управленческих решений - необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в коллективе и создания положительного имиджа компании. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Одно из множества определений  менеджмента формулируется как  сбор информации, разработка решений  и организация их выполнения, что  подчеркивает высокую значимость решений  в управленческой деятельности. Ответственность  за принятие организационных решений  – тяжелое моральное бремя. От индивидуального решения в организации  может зависеть судьба самое организации  и отдельных её членов. Поэтому  руководитель при быстро меняющихся условиях внешней и внутренней среды  организации не может принимать  непродуманных решения.

Из-за неумения качественно и рационально осуществлять процесс принятия решений, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов. Успех организации, в какой бы сфере она ни функционировала, во многом зависит от этого, а тем более в России, где большинство организаций проходят первые этапы своего развития.

Объектом исследования выступает организация, а точнее её система управления.

Предметом исследования является непосредственно само управленческое решение.

Целью курсовой работы является изучение видов управленческих решений, классификаций подходов к принятию управленческих решений, а так же этапов принятия управленческих решений.

В соответствии с целью  исследования были определены следующие  задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия управленческого решения;
  2. Рассмотреть виды управленческих решений;
  3. Изучить различные подходы к принятию управленческих решений;
  4. Выявить основные этапы принятия управленческого решения;
  5. Рассмотреть различные управленческие решения на примере фирм.

Курсовая работа состоит  из двух глав и трет разделов. В первой главе рассмотрены основные виды и типы управленческих решений, кратко рассказывается о методах принятия управленческого решения, представлен  процесс принятия управленческого  решения. Во второй главе приведены  различные управленческие решения  достаточно успешных фирм и компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Инфра, 2009.
  2. Колпаков В.М. Теория  и  практика  принятия  управленческих  решений. — К.: МАУП, 2004.
  3. http://e-educ.ru/aisur5.html
  4. Башкатова Ю.И. Управленческие решения: учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008.
  5. http://omkpt.ru/courses/management/4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

1.1 Понятие, виды и типы управленческих решений

 

Что же отличает управленческие  решения от множества других, принимаемых  нами в повседневной жизни?

Прежде всего, это - цели. Субъект управления (индивид или  группа) принимает решение, исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем  конкретной организации.

Также, это достаточно большая  значимость принятых решений. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

Таким образом, управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем (менеджером) в рамках его должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации.[1]

В процессе управления предприятием принимается огромное количество самых  разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие  признаки, позволяющие это множество  определённым образом классифицировать.

В зависимости от целей  и методов разработки решения  можно классифицировать по следующим признакам:

• масштабу объекта —  глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определенному подразделению;

• характеру целей —  стратегические, определяющие главные  линии развития объекта; тактические, предусматривающие решение более частных задач; оперативные, принимаемые ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации;

• кругу проблем —  комплексные, связанные с изменениями  различных сторон жизнедеятельности  управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон деятельности;

• методам обоснования (с  определенной степенью условности) — формализуемые, при обосновании которых широко используются математические методы; неформализуемые, обоснованные в основном эвристическими методами;

• условиям принятия — принимаемые  в условиях определенности (хорошо структурированные, детерминированные); в условиях риска, относящиеся к вероятностным; в условиях неопределенности, относящиеся к поисковым;

• способу воздействия  на управляемый объект — прямые директивные, доводимые до исполнителей в виде приказа, распоряжения, косвенного воздействия (на основе средств стимулирования); функциональные (в области финансов, управления проектами и т. п.);

• содержанию — экономические, организационные, социальные;

• форме — письменные, устные, кодированные;

• состоянию сознания лица, принимающего решения, — осознанные, принятые в обычном состоянии сознания (рациональные, основанные на суждениях); малоосознанные, принятые в обычном состоянии сознания, но выбранные на основе интуиции, “озарения” или “шестого чувства”; неосознанные, принятые в трансовом состоянии сознания (особых гипнотических состояниях; состоянии веры или любви; состоянии аффекта; психоделического гипноза, возникающего при применении наркотиков, алкоголя; кодирования). [2]

Существуют и другие признаки классификации управленческих решений. Ниже приведены некоторые из них.

  1. По степени разработки выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения. Эти термины впервые были использованы Г. Саймоном для описания управленческих решений в зависимости от наличия или отсутствия стандартных методик их разработки и принятия.

Запрограммированные решения  принимаются в результате определенной последовательности шагов по стандартным  методикам или правилам, которые  разрабатываются заранее и применяются  в типовых (обычно повторяющихся) ситуациях. Другими словами, решения «программируются»  под типовые ситуации, которые  могут возникнуть в деятельности организации. Использование определенных методик принятия решений в типовых  ситуациях снижает вероятность  появления ошибок и повышает оперативность  выработки решений, поскольку исключается  необходимость разработки новых  методик всякий раз, когда возникает  соответствующая ситуация. Поэтому  запрограммированные решения считаются  наи6олее разработанными.

Очень важно, чтобы руководители организаций были уверены в том, что они используют действительно  правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно развиваться. Если для принятия решений в изменившихся условиях применяются устаревшие методики, то это может привести к нежелательным или даже катастрофическим последствиям. Поэтому процедуры принятия управленческих решений должны непрерывно совершенствоваться и обновляться, учитывая появление новых факторов и охватывая новые возможные ситуации. Кроме этого, крайне желательно обосновать методику принятия любых запрограммированных решений и убедить в ее правильности тех людей, для которых она предназначена, а не просто предложить или навязать ее для применения.

Вместе с тем в управленческой деятельности далеко не все решения  принимаются по заранее подготовленным методикам или правилам. Особенно это характерно для новых или  уникальных проблемных ситуаций, в  которых руководители организаций  вынуждены принимать незапрограммированные  решения. В этих случаях обычно отсутствует  конкретная последовательность необходимых  действий для решения проблемы. Поэтому  руководитель должен разрабатывать  новую процедуру принятия решения. Поскольку множество проблем, когда  требуется принять решение, чрезвычайно  велико и разнообразно, то практически  сложно разработать модель или методику, которая бы одинаково хорошо «работала» даже в схожих ситуациях, ибо каждая из них уникальна по-своему. Поэтому  решения, принимаемые в организациях, в основном являются незапрограммированными.

  1. По степени обоснования можно выделить интуитивные, логические и рациональные решения. Обоснованность характеризует способ принятия решения и, как правило, предопределяет качество этого решения. В связи с этим необходимо отметить, что принять какое-либо решение всегда легко. Для этого необходимо лишь сделать выбор, т.е. указать одну из возможных альтернатив. Но дело в том, что трудно принять хорошее решение. Для этого необходимо не только сделать выбор, но также обосновать его для себя и других людей, от которых зависит исполнение принятого решения. Чтобы принимать хорошие решения, мы должны уметь их обосновывать. Но с другой стороны, принятие решений — это сложный психологический процесс. Решения принимаются людьми, а не машинами. Однако всем известно, что человеческое поведение не всегда логично. Очень часто вместо расчета или логических суждений люди используют свою интуицию, чувства, эмоции и принимают решения без строгого и точного обоснования. Удивительно, но во многих случаях такие решения приводят нас к успеху.

Большинство личных и деловых  решений основаны на интуиции. Интуитивные  решения принимаются людьми просто на основе ощущения того, что они  правильные. При этом лицо, принимающее  решение, сознательно не сравнивает между собой все достоинства  и недостатки каждой альтернативы. В этом случае решение принимается  подсознательно, без явного логического  обоснования.

Интуиция — это бессознательный  разум, помогающий решать проблемы, минуя  рассуждения и умозаключения. Интуиция проявляется как некоторое озарение или мгновенное понимание ситуации без использования рационального  мышления.

Механизм интуиции имеет  очень сложную природу и в  настоящее время еще слабо  изучен. Тем не менее, интуиция —  это мощный инструмент принятия решений, который нуждается в постоянном развитии и должен активно использоваться в управленческой деятельности.

Более обоснованными считаются  решения, основанные на суждениях. Такие  решения обусловлены знаниями и  прошлым опытом человека. Будем называть их логическими решениями. Принимая логические решения, люди обращаются к  опыту и здравому смыслу, чтобы  использовать их для прогноза возможных  последствий альтернатив и обоснования  своих действий в конкретной ситуации. В этом случае, как правило, выбирается такая альтернатива, которая уже  принесла успех в прошлом или  легко поддается объяснению с  помощью несложных логических правил. Решения, основанные на суждениях, весьма полезны в повторяющихся ситуациях, которые многократно возникают  в деятельности организаций. Поэтому  в таких ситуациях решения  принимаются по аналогии, так как  «ранее принятое решение может сработать  снова не хуже, чем прежде».

Информация о работе Управленческие решения: виды и содержание