Управленческие решения: виды и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение видов управленческих решений, классификаций подходов к принятию управленческих решений, а так же этапов принятия управленческих решений.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………………....…..2
Глава 1………………………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие, виды и типы управленческих решений ……………………………...4
1.2 Классификация подходов к принятию управленческих решений…………...12
1.3 Процесс принятия решений …………………………………….…………......17
Глава 2………………………………………………….……………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………............26
Список литературы…………………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

kursach_TM.docx

— 67.67 Кб (Скачать документ)

Значительные достоинства  интуитивных и логических решений  — оперативность и «дешевизна»  их принятия. Но наиболее эффективно такие  решения «работают» лишь в сравнительно знакомых ситуациях. Однако часто реальные ситуации лишь кажутся знакомыми  и простыми, но на самом деле они  искажаются многими факторами, которые  на первый взгляд незаметны. При этом всегда следует помнить об ошибках  человеческого восприятия. Ситуации, которые представляются простыми, вполне могут оказаться предельно сложными. Если проблемная ситуация действительно  уникальна и сложна, то логических суждений или интуиции может оказаться  недостаточно для принятия качественного  решения. «Суждение невозможно соотнести  с ситуацией, которая в самом  деле нова, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логический выбор». В новой ситуации слишком много  неизученных факторов, которые необходимо учесть, и «невооруженный» человеческий разум обычно не способен их определить и сопоставить. Кроме того, принимая решения, основанные только на суждениях, люди могут оказаться «в плену» у  собственного опыта, который будет  диктовать им привычные способы  действий. Вследствие этого руководитель может упустить из виду новое, более  эффективное решение. Кроме того, следуя накопленному опыту, руководители могут сознательно или бессознательно сопротивляться новым идеям, которые  требуются в изменившихся условиях. Поэтому в новых или уникальных ситуациях вероятность успеха возрастает, если руководители принимают рациональные решения.

Рациональные решения, в  отличие от логических, не зависят  от прошлого опыта. Они основаны на объективном анализе сложных  проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий. В данном случае термин «рациональное» характеризует, прежде всего, способ разработки решения, а  не его качество. Рациональные решения  принимаются с помощью многоэтапного  аналитического процесса, но они тоже могут быть ошибочными. Вместе с  тем рациональный выбор не исключает  использование логики и интуиции, которые всегда активно вовлечены  в процесс принятия решений. Поэтому  рациональные решения считаются  наиболее обоснованными, так как  в процессе их разработки и принятия используются все доступные человеку механизмы — интуиция, логика и  расчет.

  1. Возможность реализации. Все управленческие решения должны реализовываться в деятельности организации. Поэтому любое решение, прежде всего, должно допускать саму возможность практической реализации. По этому признаку выделяют два типа решений — допустимые и недопустимые.

Допустимые решения —  это решения, которые удовлетворяют  всем ограничениям и могут быть реализованы  на практике. Любые решения всегда принимаются в условиях объективных  ограничений — ресурсных, временных, правовых, организационных, этических  и т. д. Именно в пределах заданных ограничений формируется область  допустимых вариантов действий, т. е. множество альтернатив, предъявляемых  для выбора. Чтобы в будущем  не возникло трудностей с реализацией  управленческих решений, необходимо заранее  предвидеть влияние всех факторов внешней  и внутренней среды организации, выступающих в роли ограничений. Анализ ограничений — один из важнейших  этапов принятия решений. Если этого  не сделать или упустить из виду некоторые ограничения, то можно  принять недопустимое решение, которое  не может быть реализовано и поэтому  не имеет никакой практической ценности.

  1. По степени достижения цели управления можно выделить неразумные, удовлетворительные и оптимальные решения. Допустимость или реалистичность принятого решения еще не означает его разумность. Решение может быть вполне допустимым по условиям ограничений, но не приводить к получению желаемых результатов. Такие решения будем называть неразумными. Поскольку недопустимые решения также не приводят нас к поставленной цели (они вообще не могут быть реализованы), то можно дать следующее определение.

Неразумные решения —  это недопустимые решения или  решения, не приводящие к достижению цели управления.

Любое решение имеет смысл  лишь тогда, когда оно не только реализуемо, но и позволяет достигнуть желаемых результатов. Поэтому все управленческие решения должны оцениваться с  точки зрения достижения цели управления, которая устанавливается руководителем организации и выступает как дополнительное, субъективное ограничение, определяющее разумный выбор. Следовательно, объективные ограничения и цели управления являются своеобразным фильтром, очищающим множество всех мыслимых и немыслимых альтернатив от неразумных решений.

Удовлетворительными решениями  следует признать такие варианты действий, которые приводят к достижению цели управления организацией. Иначе  говоря, эти решения удовлетворяют  всем объективным и субъективным ограничениям одновременно и обеспечивают приемлемый, но не обязательно наилучший  результат. Как показывают психологические  исследования, обычно в процессе принятия решений люди ограничиваются удовлетворительным результатом, прекращая дальнейший поиск решения. Такое поведение  людей соответствует известной  концепции ограниченной рациональности, предложенной Г. Саймоном.

Удовлетворительные решения  наиболее часто встречаются в  деятельности руководителей. Однако это  не означает, что во всех управленческих ситуациях надо заведомо отказываться от поиска оптимальных, т.е. наилучших, решений. При этом необходимо помнить, что оптимальные решения являются наилучшими не в абсолютном смысле, а лишь относительно конкретной цели управления, которая выбирается человеком. Если в одной и той же ситуации разные люди преследуют различные цели, то, скорее всего, они примут разные оптимальные решения. Поэтому можно  дать следующее определение.

Оптимальные решения —  это решения руководителя, которые  обеспечивают максимальную степень  достижения цели управления. Другими  словами, оптимальные решения —  это наилучшие компромиссы, найденные  в результате тщательного анализа  и сравнения всех альтернатив. Хорошо известно, что любое управленческое решение кроме полезного эффекта  имеет и негативные последствия. Поиск разумного или наилучшего компромисса между ними и составляет суть процесса принятия решения.

  1. По признаку инновационности можно выделить рутинные, селективные, адаптивные и инновационные решения.

• Рутинные решения — это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы. Они представляют собой лишь стандартную реакцию на типовую ситуацию и по сути своей решениями не являются. В отличие от них

• Селективные решения предполагают выбор одной альтернативы из определенного набора способов действий. В этом случае предполагается, что множество альтернатив задано и хорошо известно лицу, принимающему решение. От него требуется всего лишь выбрать одну из них.

• Адаптивные решения принимаются в условиях, когда ситуация изменяется и поэтому требуется некоторая модификация известных вариантов с учетом особенностей новой ситуации. Наиболее сложными являются

• Инновационные решения, которые принимаются в условиях, когда проблема не может быть решена с помощью известных способов действий или их модификаций и требует разработки принципиально новых решений, не используемых ранее.

  1. По масштабу изменений, вносимых в организацию, управленческие решения могут быть разделены на:

• Ситуационные решения - не предусматривают каких-либо глобальных изменений и связаны с решением текущих проблем организации.

• Реорганизационные решения - подразумевают значительные изменения, например перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.

  1. По содержанию все решения можно разделить на:

• Разрешающие и запрещающие решения— это управленческие решения типа «да» или «нет», которые просто дают «добро» или накладывают запрет на те или иные предложения по решению проблемы. В этих случаях руководитель сам ничего не предлагает, а выступает лишь в роли судьи, принимая или отвергая идеи других людей. В отличие от них.

• Конструктивные решения - предлагаются руководителем самостоятельно и отражают его активную позицию по отношению к решаемой проблеме.

  1. По числу лиц, участвующих в принятии решения, выделяют:

• Индивидуальные решения - принимаются руководителем организации единолично. Это не означает, что в процессе принятия решения не могут участвовать другие люди. Руководитель организации вправе выносить любые решения на обсуждение в группу, советоваться со своими подчиненными, привлекать к решению проблемы экспертов и аналитиков, но окончательное решение он принимает самостоятельно. В связи с этим индивидуальные управленческие решения иногда называют административными, которые, в свою очередь, делятся на партисипативные и авторитарные. В подготовке партисипативных решений участвуют все члены организации или группы. В отличие от них авторитарные решения подготавливаются и принимаются руководителем организации без учета мнений своих подчиненных. Однако весьма часто управленческие решения в организациях принимаются коллективно.

• Коллективные решения — это результат совместного интеллектуального труда группы людей. Такие решения принимаются с учетом интересов и позиций всех членов группы. Несомненное достоинство коллективных решений по сравнению с индивидуальными — более высокое качество и обоснованность, так как для их разработки используется гораздо больший объем информации. Однако процесс принятия коллективных решений занимает много времени и требует относительно больших затрат других ресурсов. Поэтому при выборе формы принятия управленческого решения — индивидуальной или коллективной — всегда необходимо искать компромисс между качеством этого решения и затратами ресурсов на его принятие.

  1. В зависимости от сферы деятельности организации, по поводу которой они принимаются.

Например, по этому признаку можно выделить производственные решения (выбор технологии производства), маркетинговые  решения (выбор рыночного сегмента), финансовые решения (выбор оптимального портфеля ценных бумаг), решения по персоналу (отбор и расстановка  кадров) и многие другие.

  1. По прогнозируемости последствий решения делятся на корректируемые и некорректируемые.

Большинство управленческих решений в процессе  их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

  1. По способу фиксации решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого - либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные).

Большинство решений в  аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально. [3]

 

 

 

 

 

1.2 Классификация  подходов к принятию управленческих решений

 

В настоящее время в  менеджменте применяют следующие  научные подходы:

− Системный;

− Комплексный;

− Интеграционный;

− Маркетинговый;

− Функциональный;

− Динамический;

− Воспроизводственный;

− Процессный;

− Нормативный;

− Количественный (математический);

− Административный;

− Поведенческий;

− Ситуационный. 

Каждый из перечисленных  подходов отражает или характеризует  один из аспектов менеджмента.

Они не являются синонимами,  не дублируют,  а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение  их содержания.

Системный подход.

Системный подход – это  направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в  конкретных науках и выработке эффективной  стратегии их изучения.

Система –  совокупность элементов,  находящихся в отношениях и связях друг с другом,  которая  образует определенную целостность, единство. 

При определении понятия  системы необходимо учитывать теснейшую  взаимосвязь его с понятиями  целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основные свойства систем:

Информация о работе Управленческие решения: виды и содержание