Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа
Переход к рыночной экономике сопровождается экономическими трудностями в сфере промышленного производства, которые вызывают рост социального напряжения в трудовых коллективах. В определенной мере его можно нейтрализовать применением оптимальных форм и методов управления.
С этими предпосылками связано возрастание роли социальной психологии в решении данных вопросов, что делает восприятие и понимание руководителя подчиненными одной из центральных проблем теории социальной перцепции.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический аспект изучения психологических основ управленческого потенциала руководителя и его составляющих
1.1. изучение управленческого потенциала личности руководителя ….........5
1.2. Основные компоненты управленческого потенциал……………………19
Глава 2. Методика оценки потенциала руководителя современной организации
2.1.Критерии оценки потенциала руководителя организации…………....22
2.2.Методы оценки потенциала руководителя организации………..……....24
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………34
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический
аспект изучения
1.1. изучение управленческого потенциала личности руководителя ….........5
1.2. Основные компоненты управленческого потенциал……………………19
Глава 2. Методика оценки
потенциала руководителя
2.1.Критерии оценки
2.2.Методы оценки потенциала
руководителя организации………..…
Заключение…………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение:
Современный
уровень развития производства
и масштабные изменения в
Переход к
рыночной экономике
С этими
предпосылками связано
Актуальность
этой проблемы обуславливается
тем, что характер
В отношениях
по горизонтали восприятие
Эмоциональный
компонент групповых оценок
В связи
с этим основной целью данной
работы являлось изучение
Таким образом,
предметом данной работы
Объектом являются
люди, занимающие руководящие
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению личности руководителя;
- проанализировать личностные
особенности руководителей и
их влияние на восприятие
- изучить влияние социально-
1. Теоретический аспект
изучения психологических
1.1. изучение управленческого
потенциала личности
Руководитель - лицо,
на которое официально
В настоящее
время существуют различные
Коллекционный
подход основан на следующих
представлениях. Руководитель должен
обладать особыми личностными
качествами, которые обеспечивают
успешность управленческой
В структуре
личностных свойств
Ограничения
анализируемого подхода
- представления о личности
руководителя как о наборе
качеств, связанных с
- абстрактности понимания
качеств руководителя, их неувязка
с теми или иными
- субъективизме выделения и понимания профессионально важных качеств;
- отсутствии разграничения
общих качеств от
Близким по
содержанию к указанному выше
подходу является конкурентный
подход. Он предполагает наличие
у руководителей особых, личностных
свойств или определенного
Итак, в анализируемом
подходе при анализе структуры
качеств личности руководителя
оценке подвергаются, в первую
очередь, специальные свойства
личности и их подструктуры, так
как именно они исключительно
важны для выполнения
Интерпретация
выявленных различий может
В рамках
вышеуказанных подходов авторы
постулируют неизменность
Парциальный
подход сформирован в ходе
практической деятельности
Инженерно-психологический
подход нашел свое отражение
в анализе систем управления
и рассматривает руководителя
как лицо, принимающее решение.
В этом подходе ограничиваются
изучением психологических
Рефлексивно-ценностный
подход изучает личность
Содержание управленческой концепции индивидуально, и ее элементами являются: стратегические замыслы; экономические показатели; проблемы, возникающие при выполнении показателей; причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин; функциональные единицы, реализующие эти средства; информация о состоянии деятельности.
Представители анализируемого подхода считают, что основным личностным новообразованием, которое формируется в ходе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает интеграцию процессов принятия управленческих решений, является система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смыслообразующую функцию.
Многочисленные исследования личности руководителя осуществлены в социально-психологическом подходе. Здесь разработаны и эмпирически доказаны различные модели личности руководителя производственной организации, изучено влияние личности руководителя на эффективность управленческой деятельности, организаторский потенциал и направленность руководителя, прогнозирование профессионального развития, управленческое взаимодействие и воздействие, социально-перцептивные процессы в управлении; ролевые конфликты и социально-психологическая ориентировка.
Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях. Для изучения механизмов развития личности руководителя выделяет комплексное (оценка деятельности во всем объеме ее функций) и локальное (оценка одной функции) прогнозирование и экспрессивное оценивание.
Анализ влияния отдельных факторов и условий на развитие личности руководителя в управленческой деятельности предполагает факторный подход. Исследователи изучают группы факторов. К первой группе относят ситуационные и институционализированные, которые включают в себя производственные, организационные и социальные условия. Эффективность развития личности в управленческой деятельности руководителя связывают со структурой и задачами организаций, периодом ее существования и размерами, типом организации. Существенное значение имеют такие переменные, как система коммуникаций, иерархия власти, масштаб контроля, характер информационного обеспечения, система ценностей организации, используемая технология.
Следует подчеркнуть, что выделяют фактор ценностного обмена между взаимодействующими субъектами управленческой деятельности. Данный обмен развертывается на нескольких уровнях в соответствии с развитием организации. Влияние этого фактора заключается в следующем. Ценностный вклад, который руководитель делает главным образом относительно отдельных членов группы, реализуя набор полезных для подчиненных качеств, следствием чего является приписывание руководителю со стороны подчиненных определенной значимости.
Однако, результаты исследования влияния ситуационных факторов часто интерпретируются в их связи с эффективностью управленческой деятельности, при этом не рассматриваются внутренние механизмы.
Вторую группу факторов составляют индивидуальные факторы развития личности руководителя, к которым относятся личностные предпосылки и демографические переменные. Выделяются факторы, имеющие первостепенное значение для развития. К ним относят: адаптационную мобильность, контактность, фактор интеграции социальных функций, ролей и лидерство, уровень подготовки и объем знаний.