Управленческий потенциал руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике сопровождается экономическими трудностями в сфере промышленного производства, которые вызывают рост социального напряжения в трудовых коллективах. В определенной мере его можно нейтрализовать применением оптимальных форм и методов управления.
С этими предпосылками связано возрастание роли социальной психологии в решении данных вопросов, что делает восприятие и понимание руководителя подчиненными одной из центральных проблем теории социальной перцепции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический аспект изучения психологических основ управленческого потенциала руководителя и его составляющих
1.1. изучение управленческого потенциала личности руководителя ….........5
1.2. Основные компоненты управленческого потенциал……………………19
Глава 2. Методика оценки потенциала руководителя современной организации
2.1.Критерии оценки потенциала руководителя организации…………....22
2.2.Методы оценки потенциала руководителя организации………..……....24
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.29 Кб (Скачать документ)

     Функциональный подход реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций.

     Опираясь на разработанную динамическую функциональную структуру личности руководителя, где основными подструктурами стали психофизиологическая (первичные познавательные процессы руководителя), психологическая (мотивационная, эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы, темперамент, характер, способности, интересы, знания, навыки и умения руководителя), социальная (нравственные качества руководителя), А.Л.Журавлев предложил выделить общую и специальную структуру личности. Если общей можно считать эту трехкомпонентную структуру, то специальной структурой личности руководителя являются следующие подструктуры: идейно-политические качества, профессиональная компетентность руководителя, организаторские и педагогические способности, морально-этические качества. Эти специфические компоненты структуры личности “находят свое соответствие в структурно-функциональной организации деятельности руководителя производственного коллектива”.

     Сочетание указанных выше подструктур личности определяет типологию и личностное своеобразие руководителей (“руководитель-политический лидер”, “руководитель-специалист”, “руководитель-организатор”, “руководитель-наставник”).

     Для имиджевого подхода характерно изучение индивидуально -личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы. Авторы выделяют основные индивидуально-личностные качества, которые должен демонстрировать для своего успеха руководитель: сила, щедрость, справедливость, властность, доброта. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что, создавая образ идеального руководителя, авторы уделяют внимание только внешним характеристикам.

     В условиях изменения форм собственности происходит интенсивное формирование экономико-психологического подхода к изучению психологических закономерностей экономического поведения различных типов руководителей. Обращается внимание на разработку структуры личности руководителя-предпринимателя, его ценностные и экономические ориентации ; мотивацию и ответственность, деловую активность, субъективный экономический статус , психосоциальную идентификацию , представления о феномене доверия, личностные качества , самооценки и отношение к изменению формы собственности .

     Установлено, что социально-психологическая динамика в структуре ценностей личности руководителей отражает следующие феномены: 1) преимущественная ориентация на экономические ценности, ярко выраженная материальная заинтересованность становятся ведущими в структуре ценностей личности; 2) формирование индивидуалистической направленности через развитие личной заинтересованности; 3) появление новых социально-психологических типов руководителей, постепенно порождающих и новые социальные группы .

- повышение значимости  экономических ценностей в структуре  ценностных ориентаций руководителей; 

- повышение социальной  чувствительности членов трудовых  коллективов к финансовым доходам  своих руководителей.

Кроме этого, установлены  связи между величиной доходов  работников и их оценками личности руководителя.

     Интегративный подход предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей. Позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим типам и действующим в существенно разных условиях, достигать объективно высоких результатов в управлении. При этом особенности управленческой деятельности конкретного руководителя определяются интегрально-функциональными качествами, общей интегральной способностью к руководству, Я-концепцией, особенностями профессионального самосознания.

Относящейся к интегративному подходу является концепция “силы личности” . Как системообразующий фактор рассматривается сила личности, включающая чувство ответственности, уверенность в собственных силах, стремление к руководству и лидерству, умение убеждать и общественную активность.

     Чувство внутренней согласованности, определяющее силу личности руководителя, основывается на самовосприятии, самопредставлении, моделях и эталонах управленческой деятельности. Высокий уровень согласованности предполагает: понимание собственного внутреннего мира, его самоуправляемость и осмысленность управленческой деятельности. Следствием этого уровня согласованности является убежденность руководителя в своей способности достичь поставленных целей - Я-эффективность. Выявлено влияние Я-эффективности на продуктивность и психологические особенности управленческой деятельности. Сила личности руководителя, базирующаяся на чувстве внутренней согласованности, определяет когнитивные, мотивационные и аффективные процессы. Кроме этого, по мнению авторов, не отрицается возможность формирования силы личности руководителя.

     Акмеологический подход нацелен на разработку профессиограмм различных типов руководителей, структур профессионала-руководителя во взаимосвязи с образом мира, психолого-акмеологической модели формирования профессионального самосознания личности руководителя.

     Наиболее разработана модель профессионала Е.А.Климовым, которая включает следующие компоненты:

1) свойства человека как  целого (образ мира, направленность, отношения к внешнему миру, особенности  проявления креативности, интеллектуальные и операторные черты индивидуальности, эмоциональность, профессиональные ожидания, представление о своем месте в профессиональной общности);

2) специфические черты,  моторика, умения, навыки, действия  профессионала;

3) специфические черты,  прием информации, ее переработка  и принятие решений, гностические  умения, навыки и действия профессионала;

4) информированность, знания, опыт, культура профессионала (специфические  черты, ориентировка в области  науки и теоретического знания, профессиональные знания о предметной  области);

5) психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены, нагрузки и трудности в данной профессиональной области);

6) осмысление вопросов  своей возрастно-половой принадлежности  в связи с требованиями профессии.

По мнению А.К.Марковой, структура  личности профессионала включает: мотивацию (направленность личности и ее виды); свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния) и интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность руководителя.

Анализ вышеуказанных  подходов к разработке концепций  личности руководителя показывает следующее:

- анализируемые подходы  основаны на авторском представлении  о структуре личности, механизмах  ее изменения и психологических  требованиях к руководителю; у  авторов нет единства в определении  компонентов многоуровневой структуры  личности руководителя;

- большинство моделей  разрабатывалось на основе исследований  личности руководителя первичного  трудового коллектива и не  отражает изменений, происходящих  в современном обществе;

- существенное влияние  на методологию разработки структуры  личности руководителя оказали  классические модели личности, построенные  Б.Г.Ананьевым, А.Г.Ковалевым, В.С.Мерлиным, В.Н.Мясищевым, К.К.Платоновым, Н.И.Рейнвальд, С.Л.Рубинштейном и Л.И.Уманским;

- современный этап изучения  личности руководителя характеризуется  переходом от описательных моделей  к интегральным, когда на смену  разрозненным исследованиям приходят  обобщающие концепции личности  с более последовательным описанием  управленческого развития руководителя  и поиском интегральной основы  его структуры личности;

- наметилась тенденция  к поиску ядра структуры личности  руководителя;

- в осмыслении феномена  личности руководителя недостаточное  развитие получили психосемантический, автобиографический, экспериментально-психологический, клинико-психологический и возрастной подходы.

      Понятие  «человеческий потенциал» широко  используется в современной научной  литературе для анализа различных  экономических проблем и процессов.  Мы будем исходить из существующей  в науке общей точки зрения, что человеческий потенциал есть  совокупность возможностей личности, определяющая границы его эффективной  деятельности, т.е. "совокупность  всех производительных качеств  работника, включающая приобретенные знания, навыки, а также мотивацию и энергию, которые используются для производства экономических благ» .

     Большую теоретическую  и практическую значимость для  выбора профессии и построения  карьеры персонала предприятия  имеет адекватная оценка управленческого  потенциала менеджеров - категории,  играющей доминирующую роль в  совокупном человеческом потенциале. Под управленческим потенциалом  мы понимаем возможности личности  в решении многокритериальных  управленческих задач, т.е. знания, умения и навыки в важнейших  областях менеджмента .

     Понятие «управление»  вошло в нашу жизнь настолько  прочно, что мы иногда задумываемся  над его точным значением. Мы  говорим, что президенты и монархи  управляют странами, директор –  организацией, автовладелец – своей машиной. Какой – то человек, с нашей точки зрения, «управляем», а другой – «неуправляем». Но в любом случае речь идет об определенной функции, с помощью которой система (биологическая, социальная, техническая и др.) поддерживает свое существование, обеспечивает успешность деятельности, добивается реализации поставленных целей. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический. Невозможно управлять фирмой, фабрикой, отделом без учета психических особенностей людей, которые там работают, без понимания психологических механизмов взаимодействия членов той или иной организации, без представления о том, какую реакцию вызовут принятые решения. Именно поэтому в психологической науке сравнительно недавно появился новый интересный раздел – психология управления.

       Для  анализа и оценки руководителя  социологи разработали модель, которая  включает следующие качества:

1.  Деловые (образование,  знания, опыт);

2.  Способности (талант, одаренность гениальность);

3.  Культурный уровень  (эрудиция, честность, порядочность);

4.  Характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных,  умение воспринимать критику,  признавать свои ошибки);

5.  Темперамент (холерик,  сангвиник, флегматик, меланхолик);

6.  Направленность интересов  (материальная, социальная, духовная);

7.  Возрастной ценз (молодой  возраст, средний, пожилой, престарелый);

8.  Здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).

     Уже на этапе  выбора определенных качеств,  необходимых для работника определенной  сферы производства, приходится  сталкиваться с трудностями их  разграничения. Да и сам набор  качеств для каждой группы  работников должен существенно  отличаться. Отсутствие общепринятой  классификации приводит к большой  доли субъективизма в таком  подходе к оценке человеческого  потенциала работников.

     Еще более  трудную задачу представляет  определение критериев, по которым  можно судить о том, какими  возможностями обладает данный  человек и насколько сильно  они развиты. Преобладающей формой  данной оценки является психологическое  тестирование.

     Существует  большое количество частных методик,  направленных на определение  уровня интеллектуальных способностей  личности, которые, несомненно, влияют  на процесс и результат деятельности  работника, но являются предметом  рассмотрения других наук.

     Некоторые  методики в качестве характеристик  человеческого потенциала рассматривают  образование, опыт работы и  практические навыки, однако далеко  не всегда полученные оценки  могут адекватно применяться  к трудовой деятельности работника  и руководителя.

     Практически  каждая группа имеет своего  формального лидера. Лидерство –  это процесс, посредством которого  один индивид влияет на поведение  других и организует их деятельность  в соответствии с поставленными  перед группой или организацией  задачами. Согласно этому определению  лидерство – это, прежде всего,  процесс, в котором лидер координирует  деятельность и даже изменяет  взгляды подчиненных. Второй важный  момент, отраженный в определении,  заключается в слове «влияет». Это означает, что люди подчиняются  лидеру не только под страхом  наказания, но и в силу его  авторитета, опыта или еще каких  – либо качеств, которые отличают  его от диктатора, опирающегося  на грубую силу.

     Современная  концепция лидерства подчеркивает  такую его ценность, как повышение  у подчиненных способности к  саморуководству. Наиболее адекватным лидером является тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они руководили сами собой. Человека, способного к такого рода лидерству, авторы называют сверхлидером.

Информация о работе Управленческий потенциал руководителя