Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа
Консультирование по вопросам управления, т.е. управленческое консультирование, является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Это важная профессиональная служба, помогающая руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также перенимать чужой опыт. Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество.
Введение ..…………………………………………………………………………………3
I. Управленческое консультирование в России…………….……………4
1.1 Понятие «управленческое консультирование»………………………………….4
1.2 Становление управленческого консультирования в России……………………4
1.3 Профессиональные объединения консультантов………………………………..7
II. Содержание российского управленческого
консультирования………………………………………………………………...12
2.1 Особенности российского управленческого консультирования……………….12
2.2 Структура российского управленческого консультирования………………….14
2.3 Проблемы, решаемые российскими консультантами…………………………..17
Заключение………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………………….21
Приложение
содержание
Введение ..…………………………………………………………………………
I. Управленческое консультирование в России…………….……………4
1.1 Понятие «управленческое
консультирование»…………………………………
1.2 Становление управленческого консультирования в России……………………4
1.3 Профессиональные объединения консультантов………………………………..7
II. Содержание российского управленческого
консультирования……………………………………
2.1 Особенности российского
управленческого
2.2 Структура российского
управленческого
2.3 Проблемы, решаемые российскими консультантами…………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Приложение
введение
Консультирование по вопросам управления, т.е. управленческое консультирование, является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Это важная профессиональная служба, помогающая руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также перенимать чужой опыт. Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество.
В условиях перехода к рыночным отношениям многие из руководителей наших предприятий не обладают необходимыми знаниями и навыками управления предприятием. Это может привести к различного рода кризисам, вначале на предприятии, потом в отрасли, ну и в итоге к кризису в российской экономике. Поэтому, для предотвращения этого, руководителям необходимо постоянно пользоваться услугами агентств, которые оказывают данные услуги. Специалисты, работающие в этих агентствах, обладают опытом решения таких проблем, необходимыми знаниями и умениями. В этом и заключается актуальность данного исследования.
За последние десять лет консультирование из индивидуальной профессиональной деятельности превращается в индустрию. В связи с этим изучение управленческого консультирования приобретает важное значение, превращаясь в необходимый предмет базовой теоретической и практической подготовки, и является весьма актуальным. Объект исследования: управленческое консультирование в России.
Предмет исследования: сущность, особенности, становление и современное развитие управленческого консультирования в России.
Цель исследования: изучение особенностей российской практики управленческого консультирования.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-теоретические
источники по становлению
2) Рассмотреть историю
становления управленческого
3) Рассмотреть особенности
российского управленческого
Структурно курсовая работа включает: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
I. Управленческое консультирование в России
1.1 Понятие «управленческое консультирование»
Появление термина и развитие направления «управленческое консультирование» началось с выделения двух основных подходов к консультированию. В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так: «Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответствен за это».
Второй подход рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и Роберту Метцгеру «управленческое консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений». Можно считать два эти подхода взаимодополняющими.
В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение: «Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации». Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент - консультантов (IMC).
1.2 Становление
управленческого
Консультационная деятельность,
широко распространенная во многих странах
мира, начинает развиваться и в
России. Однако пока отечественным
руководителям больше известны консультанты
по финансам, маркетингу, правовым вопросам,
чем по управлению и организационному
развитию. Это является одним из
признаков неразвитости рыночной экономики.
Сегодня в России насчитывается
не более 40 солидных консультационных
фирм такого профиля. Имеется также
и небольшое число
Зарождение управленческого
консультирования в России восходит
к 20-м - началу 30-х годов, когда в
стране развернулась в широких масштабах
активная рационализаторская работа в
области научной организации
труда и управления во всех отраслях
народного хозяйства и
В 1920 году в Москве был
создан Институт труда, преобразованный
в 1921 году в Центральный институт
труда (ЦИТ). ЦИТом были разработаны
массовые методики подготовки высококвалифицированных
рабочих. В основу были положены следующие
принципы: стандартность программы
образования, рациональность организации
рабочих мест, строго рассчитанный
режим обучения, цикличность и
непрерывный контроль. На основе соотнесения
квалификации работников и рабочих
мест, создания типологии профессий
и форм организации труда была
сформулирована методология проектирования
и планирования кадрового состава
вновь создаваемых и
В январе 1922 года была организована первая опытная станция ЦИТ при Центросоюзе. Затем возник еще целый ряд опытных станций. Опытная станция - это такой орган, который создается на предприятии (учреждении) тем или иным научно-исследовательским институтом в области НОТ (научная организация труда) и управления центром (институтом, лабораторией и т.п.) для осуществления различного рода наблюдений, экспериментов, исследований существующей практики управления преимущественно в интересах самого исследовательского центра. Первая опытная станция ЦИТ ставила перед собой следующие задачи:
Исследование техники административно-хозяйственного аппарата, системы работ учреждения и его составных частей.
Выяснение тех изменений, которые могут повысить продуктивность работы аппарата.
Установление кратчайших
административно-хозяйственных
В 60-е годы теория опережает практику, активно пробуждается интерес к истории НОТ, внедряются ее принципы, такие как разработка организационно-технического усовершенствования в работе управленцев, документооборот, социально-психологическое обучение руководителей, рационализация информационных потоков и т.д. [10; 32].
Очередной этап развития управленческой
науки и управленческого
В середине 60-х годов появились
научные и исследовательские
группы, ориентированные на оказание
консультационной помощи, такие как
Центр проблем управления общественным
производством экономического факультета
МГУ, научные группы в Институте
США и Канады АН СССР, Институте
экономики и организации
В отличие от западного
рынка в России пока нет четкого
деления на виды услуг: кризис-консалтинг,
стратегический, финансовый, инвестиционный
и прочий. Здесь все перемешано
в кашу, спрос и предложения
хаотичны и случайны, такие впечатления
остаются у западных консультантов
от работы их российских коллег. Российские
консультанты стремятся завоевать
рыночное преимущество за счет узкой
специализации, большей гибкости в
обслуживании клиентов и того, что
принято называть знанием местной
специфики. На российском и на западном
рынках представлены как фирмы, предлагающие
комплексные услуги по консалтингу,
команды консультантов, специализирующиеся
по определенным технологиям, так и
индивидуальные независимые консультанты.
Среди консультативных фирм наблюдается
определенная специализация деятельности.
Одни из них предоставляют консультации
по вопросам совершенствования
1.3 Профессиональные объединения консультантов
консалтинговый услуга
В России наряду с процессом становления консультационного бизнеса постепенно реализуется идея создания объединений профессиональных консультантов.
Первые российские объединения - Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) и Ассоциация консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР) были зарегистрированы в 1991 г. в Москве с целью пропаганды профессиональных норм консультационной деятельности и создания рынка консультационных услуг.
Ассоциация консультантов по экономике и управлению является всероссийской профессиональной некоммерческой организацией, объединяющей в настоящее время более 200 менеджмент-консалтинговых, тренинговых, рекрутментовых и других профессиональных фирм.
Ассоциация была основана в 1989 г. в форме Учредительного комитета, который занимался активным налаживанием связей с российскими и зарубежными консультантами, участвовал в российских и международных конференциях консультантов, а также в Европейском проекте развития менеджмент-консалтинга, организованном Международной организацией труда (МОТ) и Программой развития ООН (ПРООН) (1990-1992).
Информация о работе Управленческое консультирование в России