Управленческое консультирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Консультирование по вопросам управления, т.е. управленческое консультирование, является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Это важная профессиональная служба, помогающая руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также перенимать чужой опыт. Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество.

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………………………3
I. Управленческое консультирование в России…………….……………4
1.1 Понятие «управленческое консультирование»………………………………….4
1.2 Становление управленческого консультирования в России……………………4
1.3 Профессиональные объединения консультантов………………………………..7
II. Содержание российского управленческого
консультирования………………………………………………………………...12
2.1 Особенности российского управленческого консультирования……………….12
2.2 Структура российского управленческого консультирования………………….14
2.3 Проблемы, решаемые российскими консультантами…………………………..17
Заключение………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………………….21
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая мен-конс.docx

— 47.59 Кб (Скачать документ)

В 1991 г. АКЭУ была зарегистрирована в качестве некоммерческой организации  и в 1994 г. была принята в Европейскую  федерацию ассоциаций консультантов  по экономике и управлению (ФЕАКО) в качестве национального представителя  России.

АКЭУ является также членом Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) и Ассоциации развития менеджмента  стран Центральной и Восточной  Европы (CEEMAN).

Приоритетной задачей  АКЭУ является развитие консалтинга  России. Для реализации этой задачи АКЭУ содействует консультантам  в продвижении их услуг на российский рынок, а также руководителям  фирм в получении ими качественных консультационных услуг.

Кроме того, АКЭУ занимается обучением, как консультантов, так  и руководителей фирм.

Члены АКЭУ осуществляют услуги по всем видам консалтинга, включенным в классификацию ФЕАКО, в том  числе:

- стратегическое управление  и организационное развитие;

- финансовое и инвестиционное  управление;

- бухгалтерский учет;

- маркетинг и маркетинговые  исследования;

- организация производства  товаров и услуг;

- разработка информационных  технологий и консультирование  по их использованию;

- налогообложение;

- человеческие ресурсы;  юридические вопросы; оценочная  деятельность и т.д.

Члены АКЭУ расположены в  следующих городах и регионах: Москва и Московская область, Барнаул, Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург и Свердловская обл., Иваново, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург и Ленинградская  обл., Саратов, Сыктывкар, Тюмень, Хабаровск, Чебоксары.

АКЭУ поддерживает связи  с консультантами всех остальных  регионов России и с консалтинговыми  структурами большинства зарубежных стран.

Система гарантий качества услуг членов АКЭУ базируется:

* на Кодексе деловой  этики и стандартах профессиональной  практики;

* двухступенчатой системе  свидетельств о квалификации  консультантов (сертификат действительного  члена и удостоверение ассоциированного  члена);

* реализации программ  повышения квалификации консультантов  с последующей выдачей сертификатов.

Ассоциация консультантов  по управлению и организационному развитию (АКУОР) организована по принципу профессионального  клуба. Ее членами являются более 200 индивидуальных консультантов и  консультационных организаций.

При АКУОР создана Школа  консультантов по управлению. Это  объединение считает своей главной  целью подготовку внешних и внутренних консультантов, профессионально владеющих  современными приемами и методами консультирования. Отношения между клиентами и  консультантами - членами АКУОР регулируются на основе Профессионального кодекса  консультантов АКУОР.

В 1994-1995 гг. были предприняты  попытки формирования объединений  консультантов в регионах России. В Воронеже в 1995 г. зарегистрирована Ассоциация независимых консультантов (АНК) «для обеспечения высокого уровня консультационных исследований, обмена опытом, подготовки консультантов и сертификации вновь образующихся фирм и независимых консультантов».

В конце 1996 г. в Нижнем Новгороде  образована аналогичная организация - Нижегородская гильдия профессиональных консультантов, наряду с которой  в городе функционируют и неформальные объединения консультантов.

Основными задачами гильдии  были провозглашены:

* внедрение навыков систематического (а не только в периоды кризисов  или поиска инвестиций) использования  консультационных услуг в практику  субъектов регионального рынка;

* формирование норм и  правил профессионального поведения  на рынке консультационных услуг;

* оказание учебно-консультационных  услуг в области современных  методов эффективного менеджмента,  адаптированных для конкретных  предприятий-клиентов;

* организация сотрудничества  с российскими, зарубежными консалтинговыми  компаниями и ассоциациями;

* содействие развитию  финансового, товарного и трудового  рынков региона;

* участие в разработке  и реализации региональных программ  и проектов.

В 1997 г. в Новосибирске 11 фирм, оказывающих аудиторские, юридические  услуги и консультации в области  управления, подписали соглашение о  создании общественного объединения  консультантов и консультационных фирм.

Старейшей и наиболее авторитетной профессиональной организацией российских рекрутеров является Ассоциация консультантов  по подбору персонала (АКПП), основанная в 1996 г. и объединяющая более 70 российских кадровых агентств. Одним из первых достижений АКПП было принятие Профессионального  этического кодекса, который послужил значительным толчком в развитии рекрутмента в нашей стране. АКПП активно занимается разработкой  профессиональных стандартов, тренингами консультантов и образовательной  деятельностью, нацеленной на потенциальных  российских клиентов, многие из которых  все еще имеют смутное представление  о том, как можно выгодно пользоваться услугами по кадровому консалтингу, включая рекрутмент и целенаправленный прямой поиск (executive search).

В конце сентября 1999 г. было создано первое в России крупное  коммерческое объединение специализированных кадровых компаний - Сеть специализированных кадровых агентств. В него вошли 10 московских компаний, много лет работавших на кадровом рынке Москвы и России и  успешно преодолевших кризис 1998 г. Совокупный объем, охватываемый этими 10 агентствами, превысил 20% российского кадрового  рынка. Создание такой сети означает переход российской кадровой сферы  к принципиально новому этапу  развития.

При Гильдии профессиональных инвестиционных консультантов, советников и экспертов, созданной в 1997 г., в 1998 г. были образованы Комиссия по этике  и профессиональным стандартам и  Аттестационный комитет.

Российские аудиторы зарегистрировали несколько объединений:

Российскую коллегию аудиторов (РКА);

Союз профессиональных аудиторских  организаций (СПАО);

Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР);

Московскую аудиторскую  палату (МАП);

Национальную федерацию  консультантов и аудиторов (НФКА).

Кроме того, существуют секция аудита в Ассоциации российских банков (АРБ), региональные общественные объединения  аудиторов, ассоциации бухгалтеров  и аудиторов СНГ, Ассоциация бухгалтеров  и аудиторов "Содружество" (АБиАС). Контролем за соблюдением этических  и профессиональных стандартов в  аудите занимаются Аудиторская палата России и вошедшие в нее несколько  десятков объединений бухгалтеров  и аудиторов.

Процесс образования профессиональных ассоциаций продолжается, и наряду с уже существующими ассоциациями возникают и новые. В январе 2000 г. начала свою деятельность Национальная гильдия профессиональных консультантов (НГПК). Учредители отмечают, что деятельность НГПК построена на принципах деловой и профессиональной этики, доверия между ее членами, приверженности общим ценностям, предоставления максимальных возможностей для каждого через развитие, укрепление и поддержание статуса гильдии.

В июле 2007 г. состоялась международная  конференция представителей нескольких стран, главным результатом которой  стало решение об учреждении и  создании нового межгосударственного  объединения профессиональных организаций  консультантов.

ЕАККО - Евразийская конфедерация консалтинговых объединений - такое  название новой структуры было утверждено участниками конференции. Конфедерация была создана для решения проблем, связанных с продвижением профессии  менеджмент-консультанта, для организации  и проведения совместных мероприятий.

Таким образом, становление  и развитие управленческого консалтинга  в России выдвигает целый ряд  сложных проблем, которые могут  быть успешно решены путем цивилизованного  регулирования консалтингового  рынка с целью формирования профессионально  грамотного консультирования на уровне мировых стандартов качества. 
II. Содержание российского управленческого консультирования

 

2.1 Особенности  российского управленческого консультирования

 

Управленческий консалтинг, как и любое другое понятие, относящееся  к деловой сфере, имеет в России свою специфику. От западного варианта он отличается относительной молодостью. Советы о том, как управлять бизнесом, основанные на зарубежных шаблонах и  методиках, нуждаются в существенной переработке.

Реализация этого процесса ложится в первую очередь на плечи российских консалтинговых агентств, которым приходится решать сразу две проблемы: подгонять зарубежные методы или разрабатывать оригинальные продукты и доводить их до массового потребителя.

Следует отметить, что консалтинг в России существовал и в условиях централизованно планируемой экономики, но в отличном виде от принятого  в мировой практике. Дело в том, что консалтинг представляет собой  работу по предоставлению советов и  рекомендаций независимыми экспертами на рыночных условиях и в рыночной экономике. Но в советский период не было ни рыночной экономики, ни независимых  консультантов.

В конце 80-х - начале 90-х гг. ситуация стала меняться. С одной  стороны, все в большей степени  заказчиками становились не государственные, а частные или смешанные структуры. С другой стороны, начали возникать  независимые (частные) консалтинговые фирмы. Последнее является принципиально  важным, так как независимость  консультантов составляет одно из необходимых  профессиональных качеств этих специалистов.

Существуют значительные различия между стратегиями западных компаний и российских фирм, которые  определяются следующими чертами.

1. Несмотря на то, что  не только организации клиентов, но и сами консультационные  фирмы должны иметь бизнес-план, российские консультанты в основном  их не имеют.

2. В России в отличие  от развитых стран существуют  четкие разграничения между предложением  и контрактом. Контракт на консультационную  деятельность описывает в общих  чертах различные стадии консультационного  процесса (диагностику, отчет и  т.д.) и условия оплаты. Контракт  – официальный документ, который  может быть использован в спорах  или разногласиях по поводу  протекания и результативности  процесса или оплаты проекта. Процесс представления предложения предшествует подписанию договора и, как правило, не закреплен на бумаге, а лишь проговаривается. Системную процедуру написания предложения - особенно если говорить о стандартах ISO - можно найти лишь в западных фирмах, работающих в России.

3. То же самое происходит  с заключительной оценкой проекта  клиентом.

Каждый проект заканчивается  подписанием документа, в котором  клиент официально заявляет, что проект завершен в соответствии с предусмотренными условиями договора. Этот документ составляется в основном в целях  соблюдения законности сделки. Это  нельзя назвать письменной оценкой  клиента, принятой на Западе. Безусловно, во время проекта клиент и консультант  неоднократно обсуждают ход выполнения проекта, но официальной процедуры  завершающей оценки пока не существует.

4. Российские консультанты  больше ориентированы на свои  знания и услуги, чем на проблемы  клиентов, т.е. на поставку услуг,  нежели на потребности в услугах.  Таким образом, многие консультанты  рассматривают свою деятельность  как поставку экспертных знаний  клиентам, но никак не услугу  по удовлетворению той или  иной потребности клиента. Это  классическое отличие ориентации  на поставку экспертизы от  ориентации на потребности клиента.

В целом российские клиенты  характеризуются следующими противоречивыми  параметрами, которые препятствуют формированию у них квалифицированного спроса на консалтинговые услуги:

«ощущение» необходимости  получения помощи, но слабое представление  о ее содержании, методах и источниках;

потребность в освоении современного типа менеджмента, но при давлении традиционных стереотипов управления «командной экономики»;

отсутствие информации при  одновременной заинтересованности в получении данных о внутренней ситуации и внешних условиях;

стремление к самостоятельности  и социальные ограничения (содержание социальных объектов, сохранение занятости, поддержка коммунального хозяйства  и т. п.);

попытки принимать независимые  серьезные решения в условиях распыленности собственного капитала среди многочисленных акционеров;

отсутствие устоявшегося правила платить за «неосязаемые советы»;

опасение критики со стороны;

боязнь утраты конфиденциальности;

отсутствие гарантии конкретных результатов;

неспособность оценить возможности  консультантов;

убежденность в полноте  знаний о предприятии.

Положение со спросом на рынке консалтинговых услуг в  России по сравнению с другими  европейскими странами несколько выравнивается  в силу того, что помимо внутреннего  существует довольно большой внешний  спрос, который составляет (оценочно) от 2 млрд. до 3 млрд. дол. в год. Таким  образом, с точки зрения рыночной экономики, российский консалтинг находится  лишь на начальном этапе развития.

Информация о работе Управленческое консультирование в России