Управленческое консультирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Консультирование по вопросам управления, т.е. управленческое консультирование, является особой сферой услуг и составной частью инфраструктуры рыночной экономики. Это важная профессиональная служба, помогающая руководителям анализировать и решать стоящие перед их организациями практические задачи, а также перенимать чужой опыт. Для России профессиональное управленческое консультирование является сравнительно новой областью, хотя консультирование как форма дачи независимых советов существует столь долго, сколько существует человечество.

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………………………3
I. Управленческое консультирование в России…………….……………4
1.1 Понятие «управленческое консультирование»………………………………….4
1.2 Становление управленческого консультирования в России……………………4
1.3 Профессиональные объединения консультантов………………………………..7
II. Содержание российского управленческого
консультирования………………………………………………………………...12
2.1 Особенности российского управленческого консультирования……………….12
2.2 Структура российского управленческого консультирования………………….14
2.3 Проблемы, решаемые российскими консультантами…………………………..17
Заключение………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………………….21
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая мен-конс.docx

— 47.59 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Структура российского  управленческого консультирования

 

В настоящее время в  России существует то, что можно  назвать двухсекторной моделью  экономики консалтинговых услуг.

1-й сектор составляют  частные независимые консалтинговые  и другие профессиональные (аудиторские,  тренинговые, юридические и т.д.) фирмы.

2-й сектор – это  сохранившиеся госбюджетно финансируемые  научно-исследовательские структуры  (входящие в систему Академии  наук, отраслевых и функциональных  министерств и т.д.).

1-й сектор имеет тенденцию  к ускоренному росту и работает  на рыночных началах, 2-й - имеет  тенденцию к сокращению, обслуживает  в основном органы государственного  управления и работает на «централизованно  плановых» началах.

Более наглядно структура  российского рынка консалтинговых услуг изображена на схеме. (приложение 1)

Процессно-ориентированные  фирмы среднего масштаба отличаются от предыдущей категории в основном только числом персонала - как основного (консультанты), так и вспомогательного. Встречаются еще реже.

Малые экспертно-ориентированные  фирмы. Такие фирмы работают в  различных узких областях экспертных знаний (финансы, законодательство, налогообложение, маркетинг отдельных отраслей промышленности, инвестиционное проектирование или  региональное развитие). Только в отдельных  случаях их клиентами являются собственно руководители предприятий. В основном эти фирмы работают на местные  органы управления, банки или на других инвесторов, заинтересованных в эффективном вложении капитала. Консультационные услуги, которые предлагают такие эксперты, в основном заключаются  в финансовом аудите и составлении  бизнес-планов или инвестиционных программ. Основная часть консультационной работы в России осуществляется именно этой категорией фирм.

Крупные экспертно-ориентированные  фирмы. Таких фирм в России крайне мало. Обычно это корпорации, специализирующиеся на создании новых информационных технологий и автоматизированных систем управления или занимающиеся разработкой и  сопровождением комплексных инвестиционных проектов.

Крупные государственные  научные центры. Существует большое  количество таких структур - это  научно-исследовательские институты, академии, университеты и т. д. Традиционно  они являются государственной собственностью и им же (государством) финансируются. Поскольку бюджетных средств  не хватает даже для выживания, а  тем более для развития, эти  структуры постепенно вынуждены  выходить на свободный рынок и  учиться «продавать» свои экспертные знания.

Качество услуг, которые  они могут предложить, высоко, но опыт их «продажи» крайне недостаточен. Часто такие центры (или их сотрудники) становятся учредителями небольших  консультационных фирм и помимо экспертного  консультирования занимаются организацией различного рода тренингов.

Фирмы, занимающиеся кроме  консалтинга другими видами деятельности. В России число фирм, для которых  характерна комбинация консультирования и других видов деятельности (торговля различными товарами, сервис, биржевой бизнес и т.д.), велико. Основными  клиентами для консалтингового  подразделения в таких фирмах является другое «производящее» подразделение, и лишь небольшая часть клиентов приходит извне. Консультирование в  этих фирмах является в большей мере «сопутствующим» товаром и представляет интерес, если оно приносит дополнительный доход или помогает решать проблемы материнской компании.

Отделения зарубежных фирм, работающие на российском рынке. В конце 80-х - начале 90-х гг. ряд крупнейших западных консалтинговых и аудиторско-консалтинговых фирм начал свою деятельность в России, имея весьма немногочисленный персонал и занимаясь в основном экспертным консультированием и аудитом. Сейчас их российские филиалы насчитывают, как правило, более 50 специалистов (2/3 из них - граждане России), имеют мощные подразделения, специализирующиеся на управленческом консультировании, и  дочерние офисы на всей территории бывшего СССР. В области аудита эти фирмы не испытывают затруднений  в поисках клиентуры (зачастую российские клиенты готовы платить уже за одно престижное имя) и не считают, что  российские консалтинговые фирмы являются для них реальными конкурентами.

Небольшие российские консультационные фирмы, сотрудничающие с крупными западными  фирмами. Владельцы (они же руководители) этих фирм начинали карьеру в западных компаниях и, проработав несколько  лет, организовали свой собственный  бизнес. Большая часть персонала обучалась за рубежом или в свое время работала в инофирмах. Такие фирмы в основном придерживаются западного стиля в работе с клиентами и международных стандартов качества консультационных услуг. Если крупные зарубежные фирмы нуждаются в российском партнере, то они отдают предпочтение именно таким фирмам.

Крупные западные фирмы полностью  следуют высоким стандартам качества, принятым на Западе (ISO-9001 и т. д.), используют соответствующие этим стандартам методы, высокий уровень профессионального  контроля, ставший уже традиционным, интенсивное обучение персонала, комплексные  проектные группы, включающие специалистов в различных областях. Они формируют  команды из западных и российских консультантов, используют сеть экспертов  в различных областях, новейшие технологии и имеют клиентов практически  во всех развитых регионах России.

Малые российские консультационные фирмы, в которых деньги зарабатывают несколько человек, имеющих узкую  специализацию в одной-двух областях и работающих консультантами всего  несколько лет, не обладают, как правило, информацией о западной методологии  и процедурах, обеспечивающих качество предоставляемых услуг. Главными целями для них в настоящее время  являются поиск клиентов и выживание  в ближайшие несколько месяцев.

Индивидуальные консультанты, естественно, не имеют проблем с  управлением организацией, так как  у них нет организации (это  «фирма», состоящая из одного человека). Тем не менее, многие из них формируют  с другими консультантами профессиональные сети и стараются координировать свою работу с коллегами. Однако они  не рассматривают эту деятельность как управленческую.

Малые фирмы, а таких в  России большинство, возглавляют лидеры харизматического или автократического типа. Они были своего рода пионерами, сменившими карьеру в каком-либо профессиональном поле на карьеру консультанта. Ни сами они, ни их подчиненные не испытывали проблем с управлением. Рынок, на котором оперируют российские консультанты, сложен и неоднозначен. Они вынуждены  действовать в состоянии неопределенности, которая присутствует даже там, где  безопасность и доверие являются совершенно необходимыми условиями  для ведения бизнеса.

 

2.3 Проблемы, решаемые российскими консультантами

 

Основные проблемы российских предприятий, которые призван решить отечественный консалтинг, достаточно полно были выявлены в исследовании компании BKG, опросившей руководителей  целого ряда предприятий.

83% топ-менеджеров признают  существование проблемы, связанной  с несовершенством системы управления  и организационной структуры  и называют ее самой главной;

78% компаний испытывают  недостаток инвестиционных ресурсов  и нуждаются в привлечении  новых инвесторов;

77% компаний ощущают дефицит  квалифицированного персонала;

77% руководителей жалуются  на недостатки в системе мотивации  своих сотрудников и отсутствие  ориентации персонала на стратегические  цели компании;

71% руководителей отмечает  необходимость в повышении уровня  конкурентоспособности своих предприятий;

66% компаний нуждаются  во внедрении системы, отвечающей  за мониторинг показателей эффективности;

59% руководителей недовольны  уровнем отдачи от инвестиций;

59% компаний с низким  уровнем конкурентоспособности  испытывают потребность в оптимизации  системы сбыта продукции.

Глядя на этот перечень, можно  только поразиться неустроенности наших  предприятий. Возникает закономерный вопрос, вернее, даже два: как же такое  произошло, и что теперь делать? В  эпоху неразвитого капитализма, ныне благополучно отмирающего, экономическое  развитие происходило весьма стихийно и непредсказуемо. Побеждал и выживал  в тех условиях сильнейший. Причем успех характеризовался в основном одним показателем - прибылью. Сейчас ситуация входит в стабильное русло  и положение бизнеса таково, что  рост доходов предприятий явно опережает  возможности контроля финансовых потоков  и оптимального их распределения, становится очевидным отставание в сфере  развития управленческой структуры.

К решению подобных проблем  и пытается сегодня приложить  руки ранее не востребованный (вернее, очень слабо востребованный) российский управленческий консалтинг. К работам  вышеописанной проблематики относится  разработка стратегий, реструктуризация, разработка антикризисных программ, разработка и внедрение новых  систем и процедур управления. Сейчас консалтинг переживает период своего становления. Одна из наиболее востребованных функций в российских условиях представительство интересов клиента в его диалоге с различного рода проверяющими органами. Фактически идет «состязание бумаг», спор о правах клиента, толкование норм закона и процедур его применения. Другая часто применяемая функция - «пробивание» различного рода разрешений и лицензий через систему государственных органов.

По сложившемуся мнению российских специалистов в области консалтинга  среднестатистическая консультационная фирма, работающая в нашей стране сегодня, чаще всего получает заказы на выполнение следующих заданий:

1. Исследование рынка  (в том числе изучение потребительской  базы, конкурентов и потенциальных  партнеров).

2. Построение на основе  проведенного исследования вариантов  стратегического развития и сравнение  их по разным параметрам.

3. Обсчет необходимых  размеров инвестиций, поиск инвесторов, подготовка инвестиционных соглашений.

4. Тактические проблемы  претворения в жизнь стратегий,  разработанных до этого самими  консультантами.

5. Консалтинг, связанный  с разработкой корпоративных  информационных систем. Обследование, разработка системного проекта,  разработка эскизно-технического  проекта, рабочего проекта - вплоть  до создания системы «под ключ».

6. Реинжиниринг бизнес-процессов.

7. Проекты, связанные с  пересмотром технологии, выработкой  механизма управления прибылью - различными аспектами реинжиниринга.

8. Сравнение технических  возможностей разных продуктов  или их сочетаний.

9. Проведения экспертизы  проектов, предлагаемых клиенту  третьими фирмами.

10. Юридический и финансовый  консалтинг, аудит, в методологическом  плане - помощь организациям в  налаживании бухгалтерского учета  и т.д.

Это, естественно, не всеохватный  перечень типовых задач консультантов  на российском рынке, однако, именно эти  проекты пользуются наибольшим спросом.

Было выделено два типа задач, чаще других предлагавшихся к  решению фирмам по управленческому  консультированию: самостоятельное  решение консультантом проблем  управления, и оснащение клиента  специальными методами решения проблем  для получения результатов в  будущем.

Чаще всего поступают  запросы по построению организационной  структуры, системы мотивации и  корпоративной культуры. Сегодня  для российских компаний очень актуальны  вопросы распределения полномочий и ответственности между головной компанией и дочерними предприятиями, собственником и менеджером, первым лицом и командой. Помимо этого, часто внимания требует повышение качества продукции и эффективности работы через мотивацию и совместные ценности.

Таким образом, основными  в списке задач, специфичных для  российский консалтинговых фирм, являются задачи, связанные с преодолением трудностей, вызванных серьезными изменениями  в экономике, произошедшими за последние  несколько лет, трудностей, связанных  с преодолением разнообразных кризисов, адаптацией к новым условиям ведения  бизнеса, поддержанию и улучшению  конкурентоспособности и т. д.

Происходит постепенное  выравнивание отечественного и зарубежного  рынка консалтинговых услуг, что  говорит, на мой взгляд, о постепенном  оздоровлении российского бизнеса.

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного  материала, можно сделать некоторые  выводы:

Учитывая свой уникальный путь развития, Россия в данной отрасли  не может ссылаться и руководствоваться  мировым опытом. Строить какие-либо прогнозы очень сложно. Понятно одно - любой кризис, будь-то политика или  экономика, воспринимается с трудом. Особенно, если речь идет об отрасли, еще  неокрепшей и не достигшей должного уровня развития. И именно из вчерашних  кризисов, именно из вчерашних потрясений и вырастают проблемы, которыми «кормятся» сегодняшние консультанты. Именно то, что было «недорешено» вчера, сегодня  становится проблемой номер один и требует неотложного решения.

Информация о работе Управленческое консультирование в России