Управленческое решение: сущность, требования, этапы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание

Каждый человек в течение жизни принимает большое количество решений, которые сказываются, прежде всего, на нём самом и немногих связанных с ним людей. Однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей, а во-вторых, такие решения отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Сущность управленческого решения 6
1.1 Понятие и классификация управленческого решения 6
1.2. Этапы, особенности принятия и требования, предъявляемые к управленческому решению 13
ГЛАВА 2. Специфика процесса принятия управленческих решений и котроль над их исполнением 20
2.1. Модели и методы принятия решений 20
2.2. Контроль над реализацией управленческих решений в оргагах власти 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованных ресурсов 37

Работа состоит из  1 файл

содежание.docx

— 231.61 Кб (Скачать документ)

    Однако   наличие   требуемой   информации   -   необходимое,   но недостаточное  условие для принятия правильного решения. В большинства случаев,  несмотря  на произведенные затраты в транзакционные системы, не   удается   использовать   данные   из   этих  систем для повышения эффективности   бизнес-решений.   Кроме   того,   если   они являются разнородными, то достаточно сложно получить необходимую информацию.14

    Для   решения   указанных   задач  нужно построить информационную систему  поддержки  принятия решений на базе современной аналитической платформы,  которая  позволит  обработать  огромные объемы разнородной информации, смоделировать ситуацию и выбрать наилучший план действий.

    Кроме того, следует использовать различные  модели и научные методы разработки и оптимизации УР, которые принято делить на два основных класса: методы моделирования и методы экспертных оценок.

    Методы  моделирования  (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

    Разработка  и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования - довольно сложная процедура, которая может  быть представлена последовательностью  основных этапов15:

    a) Постановка задачи;

    b) Определение критерия эффективности анализируемой операции;

    c) Количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;

    d) Построение математической модели изучаемого объекта (операции);

    e) Количественное решение модели и нахождение оптимального решения;

    f) Проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации;

    g) Корректировка и обновление модели.

    Количество  всевозможных конкретных моделей почти  так же велико, как и число проблем, для решения которых они разработаны.

    Наиболее  распространённые типы моделей: модели теории игр; модели теории очередей или  оптимального обслуживания; модели управления запасами; модели линейного программирования.

  • Модели теории игр

    Большинство хозяйственных операций можно рассматривать  как действия, совершаемые в условиях противодействия.

    К противодействиям следует относить такие факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовый случай противодействия - конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов - существенное преимущество для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учётом возможных ответных действий конкурентов.

    Первоначально разработанные для военно-стратегических целей модели теории игр применяются  в бизнесе для прогнозирования  реакции конкурентов на принимаемые  решения, например, на изменение цен, выпуск новых видов товаров и  услуг, выход на новые сегменты рынка  и т.п.

    Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары, руководство  фирмы должно прогнозировать реакцию  и возможные ответные действия основных конкурентов. И если с помощью  модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение  проблемы.

    Следует, однако, отметить, что используются эти модели довольно редко, так как  слишком упрощены по сравнению с  реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны.

  • Модели теории очередей или оптимального обслуживания используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определённом уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей - в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения.
  • Модели управления запасами.

    Любая организация должна поддерживать некоторый  уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов  в технологических процессах  и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определённые запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка - денежной наличности, для больницы - лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надёжность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты.

    Модели  управления запасами позволяют найти  оптимальное решение, т.е. такое решение, при котором уровень запаса, который  минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.

  • Модели линейного программирования применяются для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования. Однако с учётом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и модели других типов: при нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов - модели нелинейного программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени

- модели динамического программирования, при вероятностном влиянии факторов на результат операции;

     - модели математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ).

    Методы  экспертных оценок.

    При разработке и обосновании многих решений, которые полностью или  частично не поддаются количественному  анализу, значительный эффект приносят методы экспертных оценок

    Сущность  экспертных методов принятия решений  заключается в получении ответов  специалистов на поставленные перед  ними вопросы. Информация, полученная от экспертов, в целях минимизации  погрешностей и влияния субъективного  фактора обрабатывается с помощью  специальных логических и математических процедур, и преобразуются в форму, удобную для выбора решения.

    Для подготовки и проведения экспертизы формируется организационная группа, обеспечивающая условия для эффективной  работы экспертов. Основные задачи этой группы:

    1) постановка проблемы, определение  цели и задач экспертизы;

    2) разработка процедуры проведения  экспертизы;

    3) отбор, проверка компетентности  и формирование группы экспертов;

    4) проведение опроса экспертов  и получение их оценок;

    5) обработка, формализация и интерпретация  полученной информации.

    Среди методов экспертных оценок широко распространены и используются на практике такие методы, как социально-психологический метод, метод "мозговой атаки", различные модификации метода "Дельфи". Большое значение этих методов состоит в том, что они усиливают элемент коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя интуицию и коллективную генерацию идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.

    Между рассмотренными методами разработки и  оптимизации решений на практике довольно трудно установить чёткие границы, так как разрешение комплексных  проблем современного менеджмента  требует и комплексного использования  различных логических, статистических, математических и эвристических  приёмов. Поэтому не какая-то одна, а  преобладающая группа способов и  формирует тот или иной метод. Области применения методов принятия решений зависят в основном от характера решаемых проблем и  условий принятия решений.16

  • Метод Дельфи используется для прогнозирования развития явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база. Он предполагает многоуровневую процедуру анкетирования экспертов из различных областей знаний, работающих анонимно, с целью получения данных, отражающих индивидуальные оценки экспертов, основанные на логическом анализе и интуиции.

    Результат метода Дельфи состоит в обнаружении преобладающего суждения экспертов по конкретной проблеме с учетом мнения всех участников опроса.

    Анализ  эффективности этого метода показал, что по мере проведения туров опроса разброс мнений экспертов сокращается , и обычно после четырех туров оценки экспертов стабилизируются, а опрос прекращается.

  • Метод «мозговой атаки» - известный и широко применяемый метод генерирования новых основе творческого союзничества группы специалистов. Данный метод был предложен А. Осборном в 1938 году как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую деятельность.

    Метод «мозговой атаки» представляет собой  коллективное обсуждение проблемы с  целью выработки новых идей и  вариантов достижения цели.

    В процессе реализации метода участники  выдвигают и развивают собственные  идеи, идеи других участников. На первой стадии запрещается критиковать  предлагаемые идей, т.к. замечания прерывают  творческий процесс и мешают выдвижению идей. Руководитель группы должен суметь активизировать творческое мышление участников заседания, обеспечить выдвижение как можно большего числа вариантов решений той или иной задачи.

  • Социально – психологический метод.17

    В психологическом плане процесс  принятия решений представляет собой  волевой акт, осуществляемый руководителем, это результат выбора одной из ряда возможных альтернатив. При  этом необходимо следовать ряду принципов:

  • Менеджер, принимающий решения, должен обладать методами активизации персонала для творческого решения проблемы (мозговая атака, дискуссия, конференция и т. п.);
  • При обсуждении вариантов решения необходимо выслушать все мнения и получению максимального результата предпочесть достижение компромисса;
  • Менеджер должен обобщать и анализировать информацию, поступающую, как из самой организации, так и из внешней среды;
  • В процессе принятия УР важно включить, во-первых, тех, кто готовил информацию, во-вторых, тех, чьи интересы затрагиваются прямо или косвенно, в-третьих, тех, кто может стать непосредственным исполнителем;
  • Особенно важно заложить в управленческом решении механизм его исполнения, а не откладывать его «на потом»;
  • Лицо, принимающее решение, должно уметь прогнозировать все возможные варианты социально-психологических последствий принятого УР;

Информация о работе Управленческое решение: сущность, требования, этапы и методы