Управленческое решение: сущность, требования, этапы и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание

Каждый человек в течение жизни принимает большое количество решений, которые сказываются, прежде всего, на нём самом и немногих связанных с ним людей. Однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей, а во-вторых, такие решения отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Сущность управленческого решения 6
1.1 Понятие и классификация управленческого решения 6
1.2. Этапы, особенности принятия и требования, предъявляемые к управленческому решению 13
ГЛАВА 2. Специфика процесса принятия управленческих решений и котроль над их исполнением 20
2.1. Модели и методы принятия решений 20
2.2. Контроль над реализацией управленческих решений в оргагах власти 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованных ресурсов 37

Работа состоит из  1 файл

содежание.docx

— 231.61 Кб (Скачать документ)

    Для того, чтобы из множества вариантов решений выбрать наиболее оптимальное, можно использовать балансовый метод Б. Франклина, записав все преимущества каждого решения с левой стороны листа бумаги, а недостатки – с правой. Естественно принимается то решение, в котором преимущества значительно преобладают над недостатками.

    Можно также использовать «анализ последствий  управленческого решения», предложенный бывшим директором Толпинской школы бизнеса В. К. Тарасовым. По данной технологии принятия УР менеджер, который ставит перед собой цель приобрести навыки принятия решений и влиять на поведение сотрудников, должен сделать выбор своего решения, а после провести анализ. При этом нужно учесть, что самым весомым положительным последствием является достижение поставленной цели, а самым негативным – недостижение результата. Анализируя последствия принятого решения, следует обратить внимание на такие моменты, как авторитет руководителя, социально – психологическая атмосфера, мотивация работников и, конечно же, состояние дисциплины, контроль.

    В заключение данного параграфа необходимо отметить, что от правильного выбора метода принятия решения зависит  успех УР и всей организации в  целом. В виду этого, руководителю необходимо четко определить положительные  и отрицательные стороны моделей  и методов разработки и принятия УР.    

    2.2. Контроль над реализацией УР в органах власти

    В рыночных условиях, характеризующихся  высокой неопределенностью и  нестабильностью внешней среды, эффективное управление организацией предполагает гораздо больший спектр планов, гораздо больший объем  плановой работы, а соответственно, и контрольной работы, чем при  плановой экономике. Поэтому в современных  условиях контроль в российских организациях приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления. В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективный управленческий контроль, при прочих равных условиях, является гарантией успешной деятельности организации.

    Контроль  – одна из основных функций управления, представляющая собой обеспечение  достижения целей. Осуществлять контроль - это значит, с одной стороны, устанавливать стандарты, измерять фактически достигнутые результаты и их отклонения от установленных стандартов, а с другой – отслеживать ход выполнения принятых УР и оценивать достигнутые результаты в ходе их выполнения. Именно результаты контроля становятся основанием для руководителей организации корректировать принятые решения и оценивать достигнутые результаты в ходе их выполнения.

    Основным  содержанием деятельности органов  государственного и муниципального управления является руководство хозяйственным  и социальным развитием на соответствующей  территории. Такое руководство орган  управления осуществляет посредством  принимаемых управленческих решений. Но даже после того как решение  окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может  считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели служит контроль.

    Сегодня страна остро нуждается в эффективном государственном контроле над исполнением решений государственной власти. В связи с этим необходимо организовать работу контрольных органов, так, чтобы восстановить управляемость в системе исполнительной власти на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. 
Решения, принятые на всех этих уровнях, должны неукоснительно исполняться соответствующими органами власти должностными лицами. При этом все решения вышестоящих органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими. Не должно быть бесконтрольных должностных лиц.

    Никакие, даже действенные, меры нельзя полностью  осуществить, если постоянно не следить, насколько сделанное соответствует поставленным задачам.

    Являясь студенткой факультета ГМУ, я понимаю  важность изучения опыта принятия УР в органах власти, специфику этого процесса для будущих менеджеров. Важно отметить, что контроль исполнения решений - одна из важнейших функций государственного и муниципального управления. 
От систематичности и целенаправленности контроля над исполнением управленческих решений (распорядительных документов) зависит своевременное и качественное выполнение решений вышестоящих органов государственной власти, решений представительного органа территориального образования, а также собственных решений органа государственного и муниципального управления.

    Контроль  едва ли не важнейший элемент системы  управления, под каким бы углом  и в каких бы структурных срезах (функциональных, процедурных, организационных, технологических) он бы не рассматривался. Стоит отметить, что в практике зарубежных высших органов управления, как властного, так и хозяйственного уровня контроль все чаще рассматривается  как метод совершенствования  управления на всех уровнях. 
Современная теория управления утверждает, что только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Ослабление контроля означает снижение ответственности за порученное дело.

    В литературе по теории современного управления достаточно подробно описана роль функции  контроля, но контроль в органах государственной власти, представляя собой важную, многогранную проблему, сравнительно слабо разработан в научном отношении.

    Дело  в том, что принятие решений в  системе, например, муниципальной власти имеет свои особенности, связанные главным образом с тем, что вынесенный вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать критериям легитимности и справедливости. Одной из основных функций руководителя органа местного самоуправления является разработка и принятие решений, которые затем должны быть реализованы и оценены исходя из поставленных первоначально целей. Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

    Следует отметить, что процесс и формы  принятия решений в системе муниципального управления значительно отличаются от той модели, которая встречается  в частных структурах. Эти отличия  связаны с деятельностью групп  интересов, методами оценки результатов  и т. д. Например, в системе муниципального управления главную роль играют и  глава муниципального образования, и депутаты представительного органа местного самоуправления. При этом большое значение имеют, во-первых, роль населения, поскольку население - активная сила, определяющая не только политический характер местной власти, но и сам характер протекающих  внутри общества процессов, и, во-вторых, существующие формальные и неформальные правила, обычаи и практика.18

    Как было выше отмечено, инициатором управленческих решений обычно выступает должностное  лицо. В связи с этим хотелось бы отметить, что в настоящее время  в России острым считается вопрос о низком качестве принимаемых муниципальных  решений на уровне руководителей  органов местного самоуправления. А ведь от руководителей во многом зависит продуктивность работы сотрудников, что, в свою очередь, влияет на качество принимаемых муниципальных решений. Управляемость персонала - это исполнительность, помноженная на его самостоятельность и творчество. От руководителей органов управления требуется умение получать достоверную информацию, применяя научные методы анализа.

    Управлять множеством людей всегда было сложно, и лишь немногим удалось на этом поприще достичь серьезных успехов. Поэтому необходимо учитывать специфику организации при применении  тех или иных аспектов контроля.

    Меняющаяся внешняя среда, в которой функционируют органы государственной власти, требует совершенствования их деятельности как в сфере контроля исполнения распорядительных документов, так и в целом. 
Принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления, центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Многолетний опыт принятия решений сводился лишь к интуитивному полаганию руководителя на свой опыт. Но ответственность за принятие организационных решений велика, ведь от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном и быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений и контролировать процесс их реализации.

    Особенность контроля – его следует организовать так, чтобы он носил в основном профилактический характер, чтобы для  его осуществления не требовались  большие затраты. В этой связи  важно четко продумать организационную  структуру контролирующих органов. Контроль должен осуществляться тем  должностным лицом, которое, будучи достаточно компетентным, заинтересовано в выполнении решения. 
Очень важно, чтобы информация о выполнении решения была своевременной, достаточной, достоверной и представлялась в форме, удобной и понятной контролирующему органу.

    Практическая  трудность в осуществлении контроля над исполнением решений состоит  в том, что приходится контролировать исполнение сразу нескольких решений. Поэтому в больших системах управления целесообразно создание специальных  систем контроля. Наиболее эффективная  и доступная из них — ведение  картотеки. Карточки заводятся на каждое решение. И них указываются исполнители  и сроки исполнения по каждой задаче, ответственный исполнитель и  общий Срок выполнения решения; а  также имеются графы, в которых  проставляются отметки о проверках  и их результатах, сроках переноса исполнения и т. д. Цвет карточки может говорить о срочности, важности решения. Возможна и такая система, когда карточка печатается на оборотной стороне  решения (приказа, распоряжения), а решение  подшивается в дело только после  исполнения.19

    Важную  роль в организации контроля, предупреждения действий, препятствующих своевременному достижению цели, играют постоянная воспитательная работа в коллективе, принципиальность и последовательность оценки выявленных отклонений, применение санкций к  нарушителям. В. И. Ленин говорил  о большом значении   правильного   выбора   форм ответственности за невыполнение решения, о недопустимости снисходительного отношения руководителя к недостаткам в работе, равно как и излишнего увлечения наказаниями.

    Контроль  эффективен тогда, когда он осуществляется высококвалифицированными специалистами на профессиональном уровне; когда деятельность контрольных органов четко координируется и направляется из единого центра; когда умело выбираются сроки, объекты и методы контроля; когда обеспечиваются тщательность проверки, деловитость обсуждения, принципиальность оценки; когда информация в контролирующие органы поступает своевременно и в необходимом объеме.


 

    Таким образом можно сделать вывод, что создание и реализация управленческого решения – не только упорный труд руководитель над самим собой, помощь и поддержка другим людям, постоянная учеба, но и преодоление "шипов познания" позволяют ему взойти на уровень, с которого он вправе управлять общественными процессами. Тот, кто хочет идти по этой стезе, должен заранее осознавать, что его ждет и что от него потребуется. Приобрести власть, даже высокую, в условиях демократии не так уж трудно: сыграть роль могут многие обстоятельства, вплоть до случайных (особенно "случайные" встречаются при избрании депутатов в представительные органы власти). Наслаждение властью тоже не нуждается в особой подготовке. Но реально управлять способен лишь очень талантливый, многогранно обученный и добросовестный человек. Проблема современной России состоит в том, что вокруг много "управляющих", но нет самого управления. Поэтому надо ценить и уважать тех, кто действительно умеет вести управленческие дела. Это самый сложный вид человеческих усилий. 

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной курсовой работе рассмотрены  вопросы о сущности управленческих решений, о требованиях, предъявляемых  к процессу их реализации. Также  уделено внимание классификации, выделены этапы, модели и методы УР.

    В ходе проведенного анализа нами были сделаны следующие выводы:

  1. Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда. В управлении организацией управление осуществляется менеджерами различных уровней и имеет формализованный характер, т. к. решение касается не одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или ко всей организации в целом. Если же говорить о УР, которые принимаются в органах государственной власти, то от степени их эффективности зависит дальнейшее развитие всей страны.
  2. В процессе разрешения сложных проблем с целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные модели и научные методы их разработки и оптимизации. Сила руководителя в данном случае заключается в правильном выборе одного метода или комплекса методов, который будет оптимальным для определенной ситуации.
  3. Существует типовой процесс разработки решений, включающий несколько этапов, такие как формулировка задачи, выбор критерия оценки эффективности решения, ограничения принятия решения и т. д.

    Очень важно установление обратной связи  для контроля и обеспечения соответствия фактических результатов. Процесс разработки и реализации управленческих решений должен быть ориентирован на достижение запланированной цели.

    Обобщая приведенный материал, можем сказать, что существует классификация методов принятия решений, которые принято делить на два основных класса: методы моделирования и методы экспертных оценок.

    Важно подчеркнуть, что методы моделирования базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач, а экспертные методы принятия - на получении ответов специалистов на поставленные перед ними вопросы, при этом информация, полученная от экспертов, преобразуются в форму, удобную для выбора решения.

    Для современной России (в условиях кризиса) очень важно принимать эффективные  управленческие решения, не делать «холостых  ходов». Очень важную роль в этом процессе играет контроль над их исполнением. И реализовывать функцию контроля необходимо, в первую очередь, на муниципальном уровне, а потом уже и в масштабе всего государства. Только посредством применения системы контроля наша страна сможет достижение своих целей, обеспечить высокий уровень развития и функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных ресурсов

  1. Вертакова Ю. В. «Управленческие решения»: разработка и выбор»: учебн. – М.:КНОРУС, 2005 г.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. "Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс": 2-е изд. Учебник. - М.: "Фирма Гардарика", 1998г.
  3. Гапоненко А. Л. «Теория управления»: учебник. -М.: изд-во РАГС, 2008 г.
  4. Игнатов В. Г., Албастова Л. Н. «Теория управления»: учебник – Ростов–на–Дону, 2009 г.
  5. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений /Под. ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Юристъ, 1998г.
  6. Кузнецова Л.А. «Разработка управленческого решения»: Учеб. пособие. – Челябинск; 2001г.
  7. Ларичев О.И. Hаука и искусство пpинятия решений. Учебн.– М.; с. 79.
 

8. Литвак Б. Г. «Разработка управленческих решений», учебн.: М., изд-во «Дело», 2006 г.

9. Парахина В. Н. «Основы теории упрвления»: учебн. М.: Финансы и статистика, 2003 г.

10. Смирнов Э.А. «Разработка управленческих решений»: учебн. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000 г.

11. Суриков Л. «Система подборки принятия управленческого решения», № 48 26.11.2009, «Финансовая газета»

12. Уколов В. Ф. «Теория управления»: учебн. для вузов. –М.: ЗАО изд-во «Экономика», 2007г.

13. Черноруцкий И.Г. Методы оптимизации и принятия решений.- СПб: издательство «Лань», 2001г.

  1. Эффективность принятия управленческих решений в системах Муниципального управления//Управление персоналом 2008, № 1

15. http://ru.wikipedia.org

16. http://www.referater.ru/works/99/1197.html

17. http://economy-science.ru/lectures-economy-t1r4part1.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Управленческое решение: сущность, требования, этапы и методы