Управленческое решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:28, курс лекций

Описание

Операция является первичным звеном в совместном процессе труда по управлению предприятием и имеет поэтому особое значение с точки зрения организации этого процесса. До того как работник приступит к выполнению соответствующей операции, он должен быть надлежащим образом подготовлен. Здесь особое значение приобретают функционально-должностные инструкции, карты, нормативы, алгоритмы и другие материалы по проектированию управления.

Работа состоит из  1 файл

Доп.матер.сем2, 3чет, 1часть.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)
 

      Операция  является первичным звеном в совместном процессе труда по управлению предприятием и имеет поэтому особое значение с точки зрения организации этого  процесса. До того как работник приступит  к выполнению соответствующей операции, он должен быть надлежащим образом подготовлен. Здесь особое значение приобретают функционально-должностные инструкции, карты, нормативы, алгоритмы и другие материалы по проектированию управления. Каждую операцию нужно увязать с предыдущими и последующими операциями данного цикла процесса управления в отношении сроков, количества и качества информации. Чтобы правильно организовать каждый функциональный процесс в системе управления производством, необходимо определить количество, последовательность и характер операций, составляющих процесс, подобрать (разработать) для каждой операции соответствующие приемы (методику), технические средства, определить оптимальные условия протекания процесса во времени. Большое значение имеет анализ операций, описание их, типизация и стандартизация, а отсюда и проектирование, совмещение однородных операций, перевод их на машинное исполнение в целях снижения трудоемкости процесса управления.

      Сбор  и обработка информации в управляющей  системе, подготовка к принятию управленческих решений, организаторская работа по реализации решений — все эти процессы управляющего воздействия могут рассматриваться как упорядоченная последовательность операций. Предписание, определяющее содержание и последовательность операций в каком-либо информационном и организационном процессе, выступает в роли процедуры (алгоритма) процесса управления.

      Управленческая  процедура представляет собой систему  последовательно реализуемых предписаний (правил) о выполнении в определенном порядке организационных, информационных и других операций, приводящих к решению задач, стоящих перед управляющей системой.

      Операции  и процедуры отличаются друг от друга  по ряду признаков. В зависимости  от содержания они могут быть:

  • информационными (поиск, сбор, передача, обработка, хранение разнообразной научно-технической, экономической, оперативно-производственной информации);
  • логико-мыслительными (выработка и принятие управленческих решений);
  • организационными (подбор и расстановка кадров, постановка задач, инструктаж, оперативное планирование, организация трудовых процессов, административное распорядительство, диспетчирование, координация, контроль исполнения).

      В зависимости от количества элементов  в операции, а операций — в  процедуре они различаются по сложности. Могут быть простые операции и процедуры, содержащие всего несколько элементов и операций. В то же время в технологии управления очень часто встречаются сложные операции (20—30 элементов) и процедуры (100—1000 операций).

      По  степени повторяемости различаются  операции и процедуры повторяющиеся (их называют иногда "рутинными"), т.е. массовые или постоянно выполняемые работниками управленческого аппарата. Они поддаются измерению, анализу, нормированию и проектированию. Например, в структуре затрат рабочего времени технических исполнителей такие операции и процедуры занимают до 80 %. Это позволяет осуществить нормирование труда этой категории работников. Для деятельности специалистов, ведущих творческую работу, и руководителей всех уровней более характерны неповторяющиеся (творческие) операции (процедуры).

      По уровню механо-вооруженности различают процедуры ручные (выполняемые без применения оргтехники), механизированные и автоматизированные (выполняемые с помощью различных средств вычислительной и организационной техники).

      Изучение  процесса управления связано с рассмотрением проблем совершенствования управления, особенно таких, которые отражают его динамические свойства,  временные характеристики  и параметры. Исходя из этого, можно определить следующие основные направления совершенствования процесса управления: совершенствование методик выполнения отдельных операций и видов работ, организационное регулирование использования современной техники управления, ускорение процессов управления за счет его процедурной части, корректировка по специфике условий и общим тенденциям научно-технического развития, учет социально-психологических факторов, интегрирующей роли цели, тенденций уплотнения времени и пр. 
 

      управленческих  решений

      Решение занимает центральное место в  процессе управления. Необходимость  принятия решений - это следствие динамики системы. С одной стороны, решение выступает как результат, а с другой, как сам процесс поиска нужного результата.

      Классифицировать  управленческие решения можно по различным признакам.

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов (табл. 1).

     Таблица 1

     Классификация решений, принимаемых организациями
 

    Критерии

    Классы решений
    Степень структури-рованности 

    Содержание 
     

    Количество  целей 

    Длительность  действия 

    Лицо, принимающее решение 

    Уровень принятия решения 

    Глубина воздействия 

    Направление решения

    Слабо структурированные (незапрограммированные) Высоко структурированные (запрограммированные) 

    Экономические, социальные, организационные, технические, научные и т. д. 

    Одноцелевые, многоцелевые 

    Стратегические, тактические, оперативные (или долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные) 

    Индивидуальные, групповые 
     

    Организация в целом, ее структурные подразделения, функциональные службы, отдельные работники 

    Одноуровневые, многоуровневые 

    Внутрь  организации как системы, за ее пределы

 
 

      Известно, например, что количество оперативных  решений, принимаемых в организациях, значительно (иногда многократно) превышает количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение общих затрат времени на принятие оперативных, тактических и стратегических решений в организациях крупного, среднего и малого размера также имеет особенности: в малых предприятиях основная доля затрат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно увеличивается время, затрачиваемое на выработку стратегии развития. Классификация решений на высоко и слабо структурированные позволяет более эффективно организовать процесс путем разработки разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям. Решения в высокой степени структурированные известны также как запрограммированные. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т. д. В качестве примера можно привести задачу определения числа руководителей при заданной норме управляемости. Выделение класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Слабо структурированные решения (незапрограммированные) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению задачи. Слабо структурированными являются решения, связанные с определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов сложности организации; к такому же результату приводят современные тенденции к глобализации экономики, увеличению ее открытости, так как их прямым следствием становятся рост числа связей между организациями, большая динамичность и изменения как внешней среды, так и внутренней организации каждого предприятия. В то же время, современные разработки в области исследования операций, развитие информационной технологии и компьютеризация позволяют значительно повысить долю программируемых решений, которые, как уже было отмечено, характеризуются большей точностью и в ряде случаев требуют меньших затрат времени и других ресурсов.

      Между двумя видами решений — запрограммированными и незапрограммированными — находится множество их комбинаций, и именно это множество является реальностью, в которой принимаются управленческие решения. Программируемость решений повышается по мере продвижения сверху вниз по вертикали управления. Поэтому высшему звену управления приходится иметь дело в основном со слабо структурированными решениями, на среднем уровне характер возникающих проблем требует принятия как запрограммированных, так и незапрограммированных решений (при этом надо отметить, что автоматизация труда в этом звене сопровождается ростом удельного веса решений, характеризующихся большей структурированностью), в низовом звене преобладают решения, принятие которых осуществляется по заранее разработанным правилам и процедурам.

      Поскольку управляющая система имеет иерархическую конструкцию, постольку и решения подразделяются по уровню управления, т. е. решения на уровне, например, капитана судна, руководящего работника пароходства, начальника пароходства, начальника управления министерства, министра. Решения низового руководителя распространяются на один уровень, а решение министра на всю иерархию управляющей системы, т.е. на несколько уровней управления производством. Таким образом, решения могут быть одноуровневые и многоуровневые.

      В ходе управления руководители на различных уровнях решают технологические, технические, экономические, организационные, социальные задачи и принимают соответствующие решения.

      На  разных уровнях управляющей системы  принимаются разные по характеру  решения. На уровне участка, отдела, цеха принимаются оперативно-распорядительные решения, затрагивающие различные стороны деятельности данного участка, отдела, цеха. Руководители предприятий, министерства принимают хозяйственно-руководящие решения, охватывающие различные стороны деятельности предприятия, отрасли. Центральные межотраслевые органы управления принимают нормативные решения, определяющие порядок выполнения каких-либо функций управления народным хозяйством.

      Решение, принятое коллегиальным или единоличным  субъектом управления, может быть оформлено устно или письменно, т.е. решение может быть устно-распорядительным или документально-фиксируемым.

      В зависимости от характера решений  различен и период их действия. Некоторые  решения являются разовыми, однократными, служащими целям выполнения частной  задачи в конкретный период времени (например, оперативно-распорядительные решения). Другие, наоборот, действуют в течение длительного времени (хозяйственно-руководящие, нормативные), т.е. являются длительно-действующими.

      Примеры принимаемых решений (табл. 2).

      Таблица 2

Решения, типичные для функций управления

 
Планирование
1. Какова наша сверхзадача или  природа нашего бизнеса?

2. Какими  должны быть наши цели?

3. Какие  изменения происходят во внешнем  окружении и как они отражаются  и могут отразиться в будущем  на организации?

4. Какие  стратегию и тактику следовало  бы нам выбрать для достижения  поставленных целей?

Организация деятельности
1. Каким образом следует структурировать  работу организации? Как целесообразно  укрупнить блоки выполняемых  работ?

2. Как  скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было противоречивым?

3. Принятие  каких решений на каждом уровне  организации следует доверять  людям, в частности руководителям?

4. Следует  ли нам изменять структуру  организации из-за изменений во внешнем окружении?

Мотивация
1. В чем нуждаются мои подчиненные?

2. В  какой мере эти потребности  удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей  организации?

3. Если  удовлетворение работой и производительность  моих подчиненных возросли, то почему это произошло?

4. Что  можем мы сделать, чтобы повысить  уровень удовлетворенности работой  и производительность подчиненных?

Контроль
1. Как нам следует измерять результаты  работы?

2. Как  часто следует давать оценку  результатов?

3. Насколько  мы преуспели в достижении  наших целей?

4. Если  мы недостаточно продвинулись  к поставленным целям, то почему  это случилось и какие коррективы  следовало бы внести?

Информация о работе Управленческое решение