Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:28, курс лекций
Операция является первичным звеном в совместном процессе труда по управлению предприятием и имеет поэтому особое значение с точки зрения организации этого процесса. До того как работник приступит к выполнению соответствующей операции, он должен быть надлежащим образом подготовлен. Здесь особое значение приобретают функционально-должностные инструкции, карты, нормативы, алгоритмы и другие материалы по проектированию управления.
Операция является первичным звеном в совместном процессе труда по управлению предприятием и имеет поэтому особое значение с точки зрения организации этого процесса. До того как работник приступит к выполнению соответствующей операции, он должен быть надлежащим образом подготовлен. Здесь особое значение приобретают функционально-должностные инструкции, карты, нормативы, алгоритмы и другие материалы по проектированию управления. Каждую операцию нужно увязать с предыдущими и последующими операциями данного цикла процесса управления в отношении сроков, количества и качества информации. Чтобы правильно организовать каждый функциональный процесс в системе управления производством, необходимо определить количество, последовательность и характер операций, составляющих процесс, подобрать (разработать) для каждой операции соответствующие приемы (методику), технические средства, определить оптимальные условия протекания процесса во времени. Большое значение имеет анализ операций, описание их, типизация и стандартизация, а отсюда и проектирование, совмещение однородных операций, перевод их на машинное исполнение в целях снижения трудоемкости процесса управления.
Сбор и обработка информации в управляющей системе, подготовка к принятию управленческих решений, организаторская работа по реализации решений — все эти процессы управляющего воздействия могут рассматриваться как упорядоченная последовательность операций. Предписание, определяющее содержание и последовательность операций в каком-либо информационном и организационном процессе, выступает в роли процедуры (алгоритма) процесса управления.
Управленческая
процедура представляет собой систему
последовательно реализуемых
Операции и процедуры отличаются друг от друга по ряду признаков. В зависимости от содержания они могут быть:
В зависимости от количества элементов в операции, а операций — в процедуре они различаются по сложности. Могут быть простые операции и процедуры, содержащие всего несколько элементов и операций. В то же время в технологии управления очень часто встречаются сложные операции (20—30 элементов) и процедуры (100—1000 операций).
По
степени повторяемости
По уровню механо-вооруженности различают процедуры ручные (выполняемые без применения оргтехники), механизированные и автоматизированные (выполняемые с помощью различных средств вычислительной и организационной техники).
Изучение
процесса управления связано с рассмотрением
проблем совершенствования управления,
особенно таких, которые отражают его
динамические свойства, временные
характеристики и параметры. Исходя
из этого, можно определить следующие
основные направления совершенствования
процесса управления: совершенствование
методик выполнения отдельных операций
и видов работ, организационное регулирование
использования современной техники управления,
ускорение процессов управления за счет
его процедурной части, корректировка
по специфике условий и общим тенденциям
научно-технического развития, учет социально-психологических
факторов, интегрирующей роли цели, тенденций
уплотнения времени и пр.
управленческих решений
Решение занимает центральное место в процессе управления. Необходимость принятия решений - это следствие динамики системы. С одной стороны, решение выступает как результат, а с другой, как сам процесс поиска нужного результата.
Классифицировать управленческие решения можно по различным признакам.
В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и других ресурсов (табл. 1).
Критерии |
Классы решений |
Степень
структури-рованности Содержание Количество
целей Длительность
действия Лицо,
принимающее решение
Уровень
принятия решения Глубина
воздействия Направление решения |
Слабо структурированные
(незапрограммированные) Высоко структурированные
(запрограммированные) Экономические,
социальные, организационные, технические,
научные и т. д. Одноцелевые, многоцелевые
|
Известно, например, что количество оперативных решений, принимаемых в организациях, значительно (иногда многократно) превышает количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение общих затрат времени на принятие оперативных, тактических и стратегических решений в организациях крупного, среднего и малого размера также имеет особенности: в малых предприятиях основная доля затрат времени приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно увеличивается время, затрачиваемое на выработку стратегии развития. Классификация решений на высоко и слабо структурированные позволяет более эффективно организовать процесс путем разработки разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям. Решения в высокой степени структурированные известны также как запрограммированные. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т. д. В качестве примера можно привести задачу определения числа руководителей при заданной норме управляемости. Выделение класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Слабо структурированные решения (незапрограммированные) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению задачи. Слабо структурированными являются решения, связанные с определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов сложности организации; к такому же результату приводят современные тенденции к глобализации экономики, увеличению ее открытости, так как их прямым следствием становятся рост числа связей между организациями, большая динамичность и изменения как внешней среды, так и внутренней организации каждого предприятия. В то же время, современные разработки в области исследования операций, развитие информационной технологии и компьютеризация позволяют значительно повысить долю программируемых решений, которые, как уже было отмечено, характеризуются большей точностью и в ряде случаев требуют меньших затрат времени и других ресурсов.
Между двумя видами решений — запрограммированными и незапрограммированными — находится множество их комбинаций, и именно это множество является реальностью, в которой принимаются управленческие решения. Программируемость решений повышается по мере продвижения сверху вниз по вертикали управления. Поэтому высшему звену управления приходится иметь дело в основном со слабо структурированными решениями, на среднем уровне характер возникающих проблем требует принятия как запрограммированных, так и незапрограммированных решений (при этом надо отметить, что автоматизация труда в этом звене сопровождается ростом удельного веса решений, характеризующихся большей структурированностью), в низовом звене преобладают решения, принятие которых осуществляется по заранее разработанным правилам и процедурам.
Поскольку
управляющая система имеет
В ходе управления руководители на различных уровнях решают технологические, технические, экономические, организационные, социальные задачи и принимают соответствующие решения.
На разных уровнях управляющей системы принимаются разные по характеру решения. На уровне участка, отдела, цеха принимаются оперативно-распорядительные решения, затрагивающие различные стороны деятельности данного участка, отдела, цеха. Руководители предприятий, министерства принимают хозяйственно-руководящие решения, охватывающие различные стороны деятельности предприятия, отрасли. Центральные межотраслевые органы управления принимают нормативные решения, определяющие порядок выполнения каких-либо функций управления народным хозяйством.
Решение, принятое коллегиальным или единоличным субъектом управления, может быть оформлено устно или письменно, т.е. решение может быть устно-распорядительным или документально-фиксируемым.
В зависимости от характера решений различен и период их действия. Некоторые решения являются разовыми, однократными, служащими целям выполнения частной задачи в конкретный период времени (например, оперативно-распорядительные решения). Другие, наоборот, действуют в течение длительного времени (хозяйственно-руководящие, нормативные), т.е. являются длительно-действующими.
Примеры принимаемых решений (табл. 2).
Таблица 2
Планирование |
1.
Какова наша сверхзадача или
природа нашего бизнеса?
2. Какими должны быть наши цели? 3. Какие
изменения происходят во 4. Какие стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных целей? |
Организация деятельности |
1.
Каким образом следует 2. Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было противоречивым? 3. Принятие
каких решений на каждом 4. Следует ли нам изменять структуру организации из-за изменений во внешнем окружении? |
Мотивация |
1.
В чем нуждаются мои 2. В
какой мере эти потребности
удовлетворяются в ходе 3. Если
удовлетворение работой и 4. Что
можем мы сделать, чтобы |
Контроль |
1.
Как нам следует измерять 2. Как часто следует давать оценку результатов? 3. Насколько мы преуспели в достижении наших целей? 4. Если
мы недостаточно продвинулись
к поставленным целям, то |