Управленческое решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:28, курс лекций

Описание

Операция является первичным звеном в совместном процессе труда по управлению предприятием и имеет поэтому особое значение с точки зрения организации этого процесса. До того как работник приступит к выполнению соответствующей операции, он должен быть надлежащим образом подготовлен. Здесь особое значение приобретают функционально-должностные инструкции, карты, нормативы, алгоритмы и другие материалы по проектированию управления.

Работа состоит из  1 файл

Доп.матер.сем2, 3чет, 1часть.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

      Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления современным производством приводят к тому, что принятие какого-либо управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными аналитическими методами не представляется возможным.

      Многие  факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие практически не могут быть измерены.

      Все это сделало необходимым разработку специальных методов, облегчающих выбор управленческих решений в сложных технических, организационных, экономических задачах (методы исследования операций, экспертные оценки и ряд других).

      Методы  исследования операций широко используются в такой области управления как организация перевозок.

      Эти методы базируются на использовании  математических (детерминированных), вероятностных  моделей, представляющих изучаемый  процесс, систему или вид деятельности. Такие модели дают количественную характеристику проблемы и служат основой для принятия управленческого решения при поисках оптимального варианта.

      Оптимизация решений заключается в сравнительном  исследовании числовых оценок факторов, которые обычными методами оценить  невозможно.

      Основными этапами оптимизации решения  с помощью методов исследования операций являются:

      1.Уяснение  и постановка задачи.

      2.Соизмерение  разного рода затрат и возможных  результатов, т.е. выработка критерия  эффективности.

      3.Выявление,  анализ и измерение переменных величин (факторов, относящихся к данной задаче), существенно влияющих на величину критерия эффективности

      4.Построение  математической модели операции - процесса, изучаемой системы.

      5.Численное  решение модели.

      6.Логическая  и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения, построение процедуры коррекции решения на случай, если изменятся условия задачи.

      7.Разработка  рекомендаций по практическому  использованию полученных результатов  (решение задачи должно быть  облечено в форму советов руководителю, принимающему решение, рекомендации или оперативной инструкции, которая может быть принята и применена работниками, отвечающими за реализацию принятого управленческого решения).

      Количественные  методы исследования операций базируются на экономико-математических и статистических дисциплинах (оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории графов).

      Методы  экспертных оценок применяются в  случаях, когда задача полностью  или частично не поддается формализации и не может быть решена известными математическими методами.

      Экспертиза  представляет собой исследование каких-либо сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого  решения лицами, обладающими специальными знаниями, опытом с целью получения  выводов, мнений, рекомендаций, оценок.

      Задача  эксперта в процессе выработки управленческого  решения состоит в том, чтобы  используя специальные знания в  той или иной области, прошлый  опыт и интуицию, применить общие  законы и частные закономерности для разработки конкретных управленческих решений и обеспечить этим принятие оптимального решения.

      В роли экспертов, как правило, выступают  опытные руководители, специалисты, приглашаемые со стороны, имеющие опыт и специальные знания в узкой  области, владеющие методами исследования.

      Наиболее  эффективно применение методов экспертных оценок в решении следующих задач  управления производством:

      1.Анализ  сложных процессов, систем, явлений,  ситуаций, характеризующихся в основном  качественными, неформализуемыми  характеристиками.

      2.Прогнозирование тенденций развития производственной системы и взаимодействия с ней внешней среды.

      3.Определение  и ранжирование по заданному  критерию наиболее существенных  факторов, влияющих на функционирование  и развитие производственной  системы.

      4.Повышение эффективности математико-статистических и других формальных методов за счет более точного определения и оценки некоторых качественных аспектов, факторов, не поддающихся формализации.

      5.Выявление  и оценка качественных и количественных  критериев, необходимых для выбора управленческого решения.

      6.Оценка  альтернативных вариантов решения  и выделение наиболее предпочтительных  вариантов.

      Сведение  до минимума отрицательного влияния  субъективного элемента на качество принимаемых управленческих решений - одна из главных задач оптимизации процессов принятия решений в управлении производством. 
 
 

     Американский  математик и инженер  К.Шеннон указал критерий, позволяющий сравнивать количество информации, доставляемое разными  сигналами, т.е. он измерил  информацию. Очевидно, что информация может доставляться лишь «неожиданным» сигналом, т.е. таким, о котором мы не можем знать заранее. Действительно, если бы мы были предупреждены о содержании сигнала заранее, то не получили бы с ним никакой информации. При этом ценность информации в основном как раз определяется степенью «неожиданности» сигнала. Понятие информации связано с понятием вероятности того или иного исхода опыта, которую можно описать как частоту появления именно этого исхода в длинной серии однотипных испытаний. Как известно, понятие «вероятность» всегда применяется для описания неопределенных ситуаций, когда эта неопределенность .присуща или нашим знаниям об объекте, или же самому этому объекту. Если сообщение не дает нам ничего нового, не снимает неопределенность, то в нем не содержится информации. Чем меньше вероятность (р) тех или иных явлений, т.е. чем больше их степень неопределенности (H), тем больше количество информации содержится в сообщении об этих явлениях. Этому условию удовлетворяет формула  

                                            H=log   = – log p 

     В самом деле, при  нулевой вероятности (p=0) имеем бесконечную  степень неопределенности (log0=∞) и при р = 1 (т.е. при возможности лишь одного исхода) имеем нулевую неопределенность (log1=0). Степень неопределенности будет измеряться в битах (двоичных разрядах), если взять логарифм по основанию два.

     Степень уменьшенной или  снятой неопределенности в результате передачи сообщения называется количеством информации.

     Приведенная формула выражает индивидуальное количество информации, так как речь шла о количестве информации лишь от одного сообщения. Современную статистическую теорию информации не интересует индивидуальное количество информации. Вместо индивидуального количества информации рассматривается среднее количество информации. Так формула Хартли   H=log n  оценивает степень неопределенности опыта с n - априорно равновозможными результатами, при условии, что их вероятности равны. В общем случае, когда вероятности различных исходов различны, формула степени неопределенности имеет вид 

                                        H=-∑p(Ai)·log2p(Ai)  

     Здесь предполагается, что производится опыт с возможными исходами А1, А2, А3 , ..., Аn . Вероятности этих исходов соответственно равны р(А1), р(А2  ), р( А3 ),...,p(Аn).

     Информационное  обеспечение важно  в любом виде производства, но на транспорте оно  играет особую роль. Современный морской транспорт характеризуется высоким уровнем технического развития, увеличением объемов перевозок, грузооборота, расширением номенклатуры перевозимых грузов. Перевозочный процесс развертывается на огромных морских пространствах, он исключительно динамичен, в нем участвуют десятки тысяч пространственно изолированных работников, для координации действий которых требуется масса сведений прогностического, планового, учетно-статистического и другого характера. Все это является причиной постоянного роста количества информации и как результат повышения трудоемкости управленческих работ.

     Проводимая  на морском транспорте радикальная экономическая  реформа, постоянные поиски путей совершенствования  хозяйственного механизма  предъявляют дополнительные требования к информационному обеспечению процесса управления, имея в виду такие характеристики, как достоверность, точность, своевременность, доступность, возможность механизации и автоматизации передачи, преобразования и интеграции информации.

     Эффективное использование обращающейся в системе управления производством информации предполагает соответствие ее целям и требованиям управления. Важная роль при этом принадлежит классификации информации.

     В теории информации существует много различных  классификаций информации, отличающихся друг от друга своим назначением, классификационными признаками.

     Для целей оперативного управления производством  информация может  быть сгруппирована  по признакам:

     - по источнику возникновения  - на первичную  и производную,  а последняя в зависимости от назначения - на промежуточную, командную, отчетную;

     - по способу фиксирования - на устную и  документированную;

     - по способу выражения  - на алфавитную  и цифровую;

     - по характеру фиксации  данных - на фиксируемую  и не фиксируемую;

     - по направлению движения - на входящую и исходящую;

     - по назначению  в процессе управления - на директивную  (распорядительную), отчетную, учетную,  контрольную;

     - по функциям управления - на конструкторскую,  технологическую,  финансовую, бухгалтерскую,  планово-экономическую, оперативно-производственную;

     - по степени определенности  информации - на детерминированную  и вероятностную  (стохастическую).

     Классификация информации, циркулирующей  в системе управления является исходным моментом при любом более  глубоком ее изучении. 
 

     Наставления  К.Девиса по эффективному слушанию (10 правил)

      1.Перестаньте  говорить. Полоний (Гамлету) –  «Дай каждому твой слух, но  никому – твой голос».

      2.Помогите  говорящему раскрепоститься. Создайте  у человека ощущение свободы (создание разрешающей атмосферы).

     3.Покажите  говорящему, что вы готовы слушать.  Надо выглядеть и действовать  заинтересованно – не читайте  почту, старайтесь вникнуть, а  не искать поводов для возражения.

      4.Устраните  раздражающие моменты – не  рисуйте, не постукивайте по  столу, не ройтесь в бумагах.

      5.Сопереживайте  говорящему  (постарайтесь войти  в его положение).

      6.Будьте  терпеливым. Не экономьте время.  Не прерывайте говорящего, не порывайтесь выйти, не делайте шагов к двери.

      7.Сдерживайте  свой характер (рассерженный человек  придает словам поверхностный смысл).

      8.Не  допускайте споров или критики  – это может заставить говорящего занять оборонительную позицию, замолчать или рассердиться. Не спорьте, ибо победив в споре вы проиграете.

      9.Задавайте  вопросы – это подбадривает  говорящего и показывает ему, что Вы слушаете.

     10.Перестаньте  говорить! Это наставление идет  и первым, и последним, ибо все остальное зависит от него. Природа дала человеку два уха, но только один язык, как бы намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить. 

     Преграды на путях объема информацией.

Информация о работе Управленческое решение