Управленческое решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:28, курс лекций

Описание

Операция является первичным звеном в совместном процессе труда по управлению предприятием и имеет поэтому особое значение с точки зрения организации этого процесса. До того как работник приступит к выполнению соответствующей операции, он должен быть надлежащим образом подготовлен. Здесь особое значение приобретают функционально-должностные инструкции, карты, нормативы, алгоритмы и другие материалы по проектированию управления.

Работа состоит из  1 файл

Доп.матер.сем2, 3чет, 1часть.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

      На  каждом предприятии, в каждом производственном коллективе есть такие сферы, на которые можно воздействовать социально-психологическими методами. Можно выделить пять таких сфер.

      Социально-производственная сфера, в которой трудящиеся выступают  как производители товаров и  обладают определенными характерами, чертами, качествами (квалификация, профессионализм, уровень подготовки, общая культура, условия труда).

      Социально-экономическая  сфера, в которой трудящиеся выступают  уже как потребители благ, создаваемых  в обществе. Тут объектами социального воздействия выступают оплата труда (здесь пересечение с экономическими методами, так как значение имеет не только ее размер, но и система, пропорции), предоставление других социальных благ, необходимых для человека (медицинское обслуживание, организация питания и т.п.).

      Социально-личностная сфера, где трудящиеся выступают  в аспекте межличностных отношений, которые определяются половым, возрастным и национальным составом.

      Социально-политическая сфера, где трудящиеся выступают  в роли граждан. Здесь нужны специфические методы, активизирующие гражданскую позицию.

      Социально-духовная сфера, в которой трудящиеся выступают  как свободно развивающиеся личности в культурном, спортивном и других отношениях.

      Социально-психологические  методы включают социальные методы и психологические методы.

      К социальным методам можно отнести  социальное планирование, социальное нормирование и регулирование.

      Социальное  планирование включает разработку планов социального развития трудового  коллектива, отражающих мероприятия по сокращению социально-экономических различий между работниками физического и умственного, квалифицированного и неквалифицированного труда, по учету социальных последствий научно-технического прогресса, по учету роли коллектива и личности в управлении, улучшению социально-культурных и жилищных условий трудящихся.

      Методы  социального нормирования и регулирования  используются для упорядочения и  гармонизации социальных отношений  путем выявления и регулирования  интересов и целей различных  коллективов, групп и личностей и путем введения различных социальных, моральных и этических норм. К этим методам относятся уставы общественных организаций, договоры, взаимные обязательства, правила производственного этикета, системы отбора распределения и очередности удовлетворения социальных потребностей и интересов.

      К психологическим методам относятся  методы психологического побуждения (мотивации) работников. Их цель — привлечение  работников к труду путем формирования мотивов труда и создания на предприятиях условий, способствующих мотивации работников. Формирование мотивов труда (профессиональных интересов творческого содержания труда) приводит к тому, что работник внутренне заинтересован в трудовой деятельности.

      Эффективность психологических методов определяется прежде всего психологической культурой субъекта управления, т.е. руководителя любого уровня. Психологическую культуру субъекта управления характеризует следующее:

      аналитический подход к оценке людей;

      глубокая  рефлексия, т.е. способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию или на место другого человека;

      эмпатия — способность руководителя переживать чувства другого человека, проникать  в интимный мир человеческих эмоций;

      психологический такт, т.е. тактичное поведение руководителя — с учетом всего вышесказанного.

      Современный руководитель должен обладать следующими психологическими качествами: устойчивостью  нервной системы (чем выше уровень  руководителя, тем она большая); адаптивностью  психики; высокой скоростью реакции  на внешние воздействия; волей, твердостью, решимостью; оптимизмом и страстностью; выдержкой и терпением; напористостью и упорством; инициативностью.

      Применение  психологических методов управления должно осуществляться в комплексе  с социальными, организационно-распорядительными  и экономическими методами. Только в этом случае можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива и общества в целом. 

Информация о работе Управленческое решение