Управленческое решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:28, курс лекций

Описание

Операция является первичным звеном в совместном процессе труда по управлению предприятием и имеет поэтому особое значение с точки зрения организации этого процесса. До того как работник приступит к выполнению соответствующей операции, он должен быть надлежащим образом подготовлен. Здесь особое значение приобретают функционально-должностные инструкции, карты, нормативы, алгоритмы и другие материалы по проектированию управления.

Работа состоит из  1 файл

Доп.матер.сем2, 3чет, 1часть.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

     1.Искажение  сообщений. Причины:

      1.1 – непреднамеренное искажение  (в силу затруднений в межличностных  контактах)

      1.2 - сознательное – может иметь  место, когда  какой-либо  управляющий не согласен  с сообщением и модифицирует его так, чтобы изменение смысла было в его интересах.

     1.3 - вследствие фильтрации  по мере  продвижения информации вверх,  вниз или  между подразделениями  на одном уровне.

      Потребность в фильтрации обусловлена тем, чтобы  в подразделение поступала только нужная им информация. Поэтому многие сведенья суммируются или упрощаются  перед направлением в различные органы управления. Тут может случиться отсечение и нужной информации, непопадание ее куда надо.

     Исследование  показало, что лишь 63% содержания информации, отправляемой советом директоров, доходило до вице-президентов, 40% - до начальников цехов и 20% до рабочих.

     2.Информационные  перегрузки (шум информации).

      3.Неудовлетворительные  структуры организации.

     В многоуровневых организациях растет вероятность  искажения информации, так как каждый последующий уровень может корректировать и отфильтровывать информацию. 

     Способы совершенствования информационного  обмена в организациях.

     1. Регулирование информационных потоков  – научные, конкретные, комплексные и качественные определения потребности в информации в каждом органе управления.

      2. Управленческие действия. Например, руководитель может практиковать  короткие  встречи с одним или несколькими подчиненными для  обсуждения перемен, приоритетов и т.д.

     3. Системы обратной связи – например, перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определённых вопросов. Форд направляет работников штаб-квартиры на заводы по всей стране для обсуждения вопросов качества. Мэр города лично посещает районы города с проверкой  реализации программ.

     4. Системы сбора  предложений  - созданы с целью обеспечения  поступления информации вверх, тут все работники получают  возможность генерировать идеи по  любой проблеме. Реализация – в варианте ящиков для предложений. Но лучше – развернуть частную телеграфную сеть, через которую работники могут звонить анонимно.

     5. Информационные бюллетени, публикации, видеозаписи. 
 

      Характеристики  эффективного контроля:

      -  стратегическая направленность  контроля;

      -  ориентация на результаты (конечная цель контроля не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и обнаружить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, которые стоят перед организацией);

      -  своевременность контроля (до развития  кризиса);

      -  гибкость контроля (контроль, как  и планы, должен быть довольно гибким и приспосабливаться к переменам, которые происходят);

      -  простота контроля (если система  контроля слишком сложная, работники  ее не понимают и не поддерживают - она неэффективна);

      -  экономичность контроля (если затраты  на контроль превышают созданные им преимущества, лучше его не применять). 
 
 

      Организационно-распорядительные методы управления.

      Данная  группа методов воздействия занимает особое место в системе управления производством, что вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня. Организаторская деятельность, направленная на обеспечение выполнения всех необходимых функций управления, предполагает наличие специфических способов, приемов ее выполнения.

      Организационно-распорядительные методы воздействия призваны:

      во-первых, обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность  работы управленческого аппарата;

      во-вторых, поддерживать необходимый распорядок в работе производства, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих органов и лиц, проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения и т.п.

      Организационно-распорядительное воздействие в отличие от экономических  методов, действующих на объект управления косвенно (через интересы трудовых коллективов, отдельных работников), носит директивный характер, дает, как правило, однозначное решение ситуации, прямо воздействует на поведение объекта управления. Организационно-распорядительные методы представляют собой систему способов воздействия, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми и обеспечивающих целенаправленное, слаженное функционирование управляющей и управляемой систем, т.е. аппарата управления и всех элементов производственной системы.

      Организационно-распорядительные методы управления иногда называют административными  методами. Это связано с тем, что  в значительной мере организационное  воздействие основано на использовании административного права, многие нормы которого отражают постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств, комитетов, решения и распоряжения Советов народных депутатов. Однако понятие "организационно-распорядительные методы управления" более широкое, чем понятие "административные методы управления", поскольку организационно-распорядительные методы включают изучение организационных воздействий на самых различных уровнях управления. Руководители предприятий не издают приказов или распоряжений, содержащих нормы административного права. Вот почему методы, применяемые ими, называют организационно-распорядительными. Но в то же время руководство нормами права является обязательным условием организационной деятельности не только руководителей, но и всего аппарата управления.

      Рычагами  организационного воздействия являются: регламент, норма, инструкция, дисциплинарные требования, ответственность, полномочия, приказ, распоряжение и др. Группируя  эти средства воздействия по их роли в процессе управления, можно выделить две группы организационно-распорядительных методов воздействия: организационные и распорядительные. 
 

      Вторая  группа организационно-распорядительных методов — это способы распорядительного  воздействия, способы текущей организационной  работы, которые заключаются в  следующем: своевременная выдача распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям производства, постановка конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления, текущее административное распорядительство в управляемой и управляющей системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования производственного процесса. К способам распорядительного воздействия относятся: директивы, постановления, приказы, указания, распоряжения, резолюции. Распорядительное воздействие может быть по форме устным или документально оформленным. Приказы могут издаваться только линейными руководителями, распоряжения — заместителями руководителя и начальниками функциональных служб в пределах предоставленных прав и компетенций.

      Важным  элементом организационной работы является организационное планирование. Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным  путем определить:

      какой объем работы необходимо затратить, чтобы выполнить задачу, поставленную перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;

      какова  длительность в календарном отношении  отдельных управленческих операций и процедур;

      каковы  потребности работников управленческого  аппарата в средствах и предметах труда.

      Выбор тех или иных способов организационно-распорядительного  воздействия должен определяться целями и характером задач, решаемых в управлении, организационными традициями коллектива, реальным взаимодействием организационных, экономических и социальных интересов работников.

      Экономические методы управления.

      Центральное место в системе методов воздействия  на участников процесса хозяйственной  деятельности принадлежит экономическим  методам. Обусловлено это тем, что  сами отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

      У работника производства должны быть мотивы, побуждающие управлять средствами производства и использовать их так, чтобы потенциальный эффект постоянно реализовывался в реальный, чтобы они давали наибольший эффект. Следовательно, для повышения эффективности производства система управления должна включать в качестве важнейшего элемента систему экономических методов, способствующую возникновению побудительных мотивов к эффективной деятельности, создание условий, когда коллективам трудящихся, каждому работнику работать выгодно, когда их труд приводит к заметному росту реальных доходов. 

     Усиление роли экономических методов проявляется в повышенном внимании к закону стоимости, экономии рабочего времени, планированию, хозрасчету, рентабельности, себестоимости, экономическим стимулам, налогам, финансам, бюджету, цене, кредитам.

     Под экономическими методами управления понимают такие способы и приемы влияния, которые основываются на использовании экономических законов и интересов, позволяют планомерно и ритмично организовать производственную деятельность и прямо или опосредовано стимулировать коллектив или отдельных исполнителей на повышение эффективности работы.

     Итак, экономические методы управления обеспечивают регулирование процессов производства и распределения с помощью использования экономических рычагов: себестоимости, ценообразования, зарплаты, фонда материального стимулирования, прибыли и других.

     В отличие от административных, экономические  методы длительно и постепенно действуют на объект управления, направляя его в желаемое русло с помощью материальных стимулов и интересов отдельных исполнителей или целых коллективов.

     Повышение роли экономических способов влияния на разные организации проявляется по-разному. В основном это зависит от того, какая форма собственности преобладает на предприятии (организации).

     Важно подчеркнуть, что на работающего  в коллективе действует вся совокупность методов управления. 
 

     Обзор литературных источников, а также исследования и наблюдения показывают, что доля экономических методов в общих методах управления в переходной период составляет около 40 - 45 процентов.

     Но  не только административные и экономические методы должны быть в арсеналах менеджеров. Чтобы не нарушался системный подход, должны применять также и социально-психологические методы.

      Социально-психологические  методы управления.

      Управление  целенаправленной деятельностью работников осуществляется людьми и, следовательно, зависит не только от объективных, но в значительной степени и от субъективных факторов. Известно, что повышение или понижение производительности труда в значительной степени зависит от подбора работников, от воздействия на их психику со стороны руководителей. Психология управления включает, с одной стороны, подбор сотрудников для совместной производственной деятельности и выполнения определенных функций, а с другой — воздействие на психику работников через определенные формы стимулирования в целях достижения высшей производительности. Все это свидетельствует о том, что управление не может быть сведено только к решению экономических и инженерно-технических вопросов. Необходимо учитывать также социальные и психологические аспекты процесса управления.

      Социально-психологические  методы занимают важное место в процессе управления, которое определяется ролью  коллектива в удовлетворении социальных потребностей человека.

      Социально-психологические  методы — это средства воздействия  на социально-психологический климат и взаимоотношения между членами производственного коллектива, способствующие развитию прогрессивных социальных процессов в коллективе и укрепляющие взаимоотношения (товарищество, сотрудничество) его членов.

Информация о работе Управленческое решение