Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать принципы управления социально-трудовыми конфликтами и выработать рекомендации по совершенствованию данных принципов.
Для реализации поставленной цели требуется решение более конкретных задач, среди которых:
Раскрыть сущность понятий «конфликт», «социально-трудовой конфликт»;
Рассмотреть причины возникновения социально-трудовых конфликтов;
Охарактеризовать принципы управления социально-трудовыми конфликтами;
Разработать рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности по разрешению социально-трудовых конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Основные негативные социальные процессы, порожденные реформированием российской экономики, вызвали к жизни разнообразные коллективные действия протестного характера, которые остро развивались в социально-трудовой сфере между наемными работниками и работодателями. Поэтому изучение проблематики трудовых конфликтов на предприятиях представляет не только научный, но и практический интерес, поскольку от ее решения в немалой степени зависит обеспечение социальной стабильности в обществе, регионах, территориальных образованиях. Она имеет немаловажное значение для органов государственного управления, прежде всего при выборе эффективных методов социального управления в условиях определенной политизации социальных, в том числе социально-экономических процессов.
Взгляды отечественных и зарубежных ученых на природу социальных конфликтов и способы их разрешения существенно расходятся. Одни из них убеждены в необходимости силовой борьбы между противниками, полагая, что это универсальный путь к разрешению назревших общественных противоречий. Другие исследователи настаивают на том, что лучший путь преодоления трудовых конфликтов на предприятиях связан с применением переговоров между борющимися сторонами, ведущими к достижению компромисса и укреплению системы социального партнерства.
Как
показывает практика, современным
российским специалистам и руководству
все более необходимы знания и
навыки в области управления трудовыми
конфликтами, раннего диагностирования
причин нарождающихся конфликтных
ситуаций, правильного ведения
Таким образом, практическая и теоретическая актуальность проблемы очевидна. Во-первых, социально-трудовые споры касаются каждого непосредственно, а во-вторых мнения ученых по данной проблеме сильно разнятся, что говорит о неоднозначности и спорности их выводов.
Объект исследования - социально-трудовые конфликты.
Предметом исследования - причины возникновения, возможность управления и специфика разрешения социально-трудовых конфликтов в организациях.
Цель данной работы заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать принципы управления социально-трудовыми конфликтами и выработать рекомендации по совершенствованию данных принципов.
Для реализации поставленной цели требуется решение более конкретных задач, среди которых:
Степень разработанности проблемы. Природа социальных конфликтов исследовалась в работах Маркса К., Зиммеля Г., Сорокина П., Козера Л., Парсонса Т., Раппопорта А., Дейча М., Дэвиса К., и др.
Оригинальные теоретические модели разработали зарубежные авторы, создавшие социологические и психологические концепции трудовых конфликтов на предприятии. В их числе Вебер М., Дюркгейм Э., Боулдинг К., Дарендорф Р., Дейч М., Зеленевский Я., Корнхаузер А., Крисберг Л., Мастенбрук У., Смелзер Н., Гидденс А., Томас К. и др.
В разработку принципов анализа конфликтных трудовых отношений и построение понятийного аппарата для их изучения значительный вклад внесли такие отечественные авторы, как Герчиков В.И., Давыденко В.А., Зайцев А.К., Красовский Ю.Д., Решетникова К.В., Пригожин А.И. и др.
Актуальным аспектам управления трудовыми конфликтами посвящены работы Антошиной Н.В., Данакина Н.С., Дятченко Л.А., Кудрявцева В.Н., Лебедевой М.М., Соловьева А.В., Сперанского В.И., Сулимовой Т.С., Чумикова А.Н. и др. Особо следует выделить новое формирующееся научное направление в трудовой конфликтологии, связанное с изучением роли профсоюзов в регулировании социальной напряженности и конфликтных ситуаций в сфере трудовых отношений (Крестьянинов А.Н., Деревянченко А.А., Киселев В.Н., Сперанский В.И. и др.). В этих публикациях речь идет об экономических, организационных, правовых, социально-психологических методах раннего предупреждения и профилактики, диагностики и прогнозирования, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций и трудовых споров.
Методологические
основы исследования.
При теоретическом обосновании проблемы
использовались преимущественно общенаучные
методы. Специальные методы были применены
при описании специфики социально-трудовых
конфликтов: причинно-следственный, системный
и структурно - функциональные методы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА
1.1 Понятие социально-трудового конфликта
Понятие конфликта активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.
Однако проблема создания общепринятого определения конфликта до сих пор не решена. Существует множество определений этого термина.
Например, в 60-е годы американские социологи Мак и Снайдер пришли к выводу, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется, является «резиновым» понятием, которое можно растягивать в зависимости от наших желаний1.
Природа слова "конфликт" берет свое начало от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение». Во многих случаях конфликт понимается как одна из форм взаимодействия людей, в основе которой лежат реальные или иллюзорные противоречия между людьми с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. В психологии же, под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях групп людей2.
Профессор Э.А. Уткин в своей книге "Конфликтология" дает интересное определение конфликтной ситуации: "Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия"3.
Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доход, переоценку ценностей и т. д.4
Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника5.
Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны6.
Анализ
различных определений
Многие
ученые включают в определение конфликта
также негативные чувства и враждебные
действия противоборствующих сторон.
Однако такие определения явились
следствие первоначального
Одной из разновидностью конфликта является социально-трудовой конфликт.
Социально-трудовой конфликт понимается как механизм взаимодействия, позволяющий участникам трудовых отношений отстаивать свои позиции и ставить проблемы, связанные с трудом 8.
Социально-трудовой
конфликт - это особый вид конфликта,
который проявляется через
Другими словами, это стадия максимального развития противоречий между субъектами трудовой деятельности в трудовой или связанных с трудовой деятельностью сферах, и представляет собой силовое динамическое воздействие, которое осуществляется значительным количеством индивидов, социальных групп на основе действительного или сомнительного несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов 9.
Существует несколько подходов к классификации трудовых конфликтов. Остановимся на рассмотрении двух из них, наиболее широко представленных в общественных науках.
Первый подход основан на выявлении сторон, участвующих в трудовом конфликте. И в этой связи выделяются конфликты:
- между работниками(ом) и администрацией (администратором) предприятия, организации;
- между трудовым коллективом и профсоюзным комитетом;
-
между администрацией и
- между трудовым коллективом и руководством отрасли;
-
между трудовым коллективом
-
между трудовым коллективом и
органами управления
Второй подход характеризуется определением типов конфликтов на основе содержательно-сущностных критериев, согласно которым существуют:
-
Конфликты интересов
-
Конфликты права отличаются
-
Иллюзорные конфликты, как
-
Ошибочно соотнесенные
-
Замещенные конфликты выражают
очевидные различия между
-
Вынужденные конфликты - это специально
создаваемая конфронтация с
Как видно из данной классификации, трудовые конфликты могут быть инициированными как работодателями, так и работниками.
В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:
- условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).
-
система распределения ресурсов
(выплата заработной платы;
-
выполнение ранее принятых
Функции трудовых конфликтов:
1.
Трудовой конфликт влияет на
баланс индивидуальных, групповых,
коллективных интересов и