Управление адаптацией персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать принципы управления социально-трудовыми конфликтами и выработать рекомендации по совершенствованию данных принципов.
Для реализации поставленной цели требуется решение более конкретных задач, среди которых:
Раскрыть сущность понятий «конфликт», «социально-трудовой конфликт»;
Рассмотреть причины возникновения социально-трудовых конфликтов;
Охарактеризовать принципы управления социально-трудовыми конфликтами;
Разработать рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности по разрешению социально-трудовых конфликтов.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 58.11 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы. Основные негативные социальные процессы, порожденные реформированием российской экономики, вызвали к жизни разнообразные коллективные действия протестного характера, которые остро развивались в социально-трудовой сфере между наемными работниками и работодателями. Поэтому изучение проблематики трудовых конфликтов на предприятиях представляет не только научный, но и практический интерес, поскольку от ее решения в немалой степени зависит обеспечение социальной стабильности в обществе, регионах, территориальных образованиях. Она имеет немаловажное значение для органов государственного управления, прежде всего при выборе эффективных методов социального управления в условиях определенной политизации социальных, в том числе социально-экономических процессов.

     Взгляды отечественных и зарубежных ученых на природу социальных конфликтов и  способы их разрешения существенно  расходятся. Одни из них убеждены в  необходимости силовой борьбы между  противниками, полагая, что это универсальный  путь к разрешению назревших общественных противоречий. Другие исследователи  настаивают на том, что лучший путь преодоления трудовых конфликтов на предприятиях связан с применением  переговоров между борющимися сторонами, ведущими к достижению компромисса  и укреплению системы социального  партнерства.  

     Как показывает практика,  современным  российским специалистам и руководству  все более необходимы знания и  навыки в области управления трудовыми  конфликтами, раннего диагностирования причин нарождающихся конфликтных  ситуаций, правильного ведения переговорного  процесса. Рост забастовочного движения на предприятиях с 1992 по 2005 годы говорит  о важности комплексного социологического исследования причин и механизмов протекания социально-трудовых конфликтов.

     Таким образом, практическая и теоретическая  актуальность проблемы очевидна. Во-первых, социально-трудовые споры касаются каждого непосредственно, а во-вторых мнения ученых по данной проблеме сильно разнятся, что говорит о неоднозначности и спорности их выводов.

     Объект исследования -  социально-трудовые конфликты.

     Предметом исследования - причины возникновения, возможность управления и специфика разрешения социально-трудовых конфликтов в организациях.

     Цель  данной работы заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать  принципы управления социально-трудовыми конфликтами и выработать рекомендации по совершенствованию данных принципов.

     Для реализации поставленной цели требуется  решение более конкретных задач, среди которых:

  1. Раскрыть сущность понятий «конфликт», «социально-трудовой конфликт»;
  2. Рассмотреть причины возникновения социально-трудовых конфликтов;
  3. Охарактеризовать принципы управления социально-трудовыми конфликтами;
  4. Разработать рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности по разрешению социально-трудовых конфликтов.

     Степень разработанности проблемы. Природа социальных конфликтов исследовалась в работах Маркса К.,  Зиммеля Г., Сорокина П.,  Козера Л., Парсонса Т.,  Раппопорта А., Дейча М., Дэвиса К., и др.

     Оригинальные  теоретические модели разработали  зарубежные авторы, создавшие социологические  и  психологические концепции  трудовых конфликтов на предприятии. В  их числе Вебер М., Дюркгейм Э., Боулдинг К., Дарендорф Р., Дейч М., Зеленевский Я., Корнхаузер А., Крисберг Л., Мастенбрук У., Смелзер Н., Гидденс А., Томас К. и др.

     В разработку принципов анализа конфликтных  трудовых отношений и построение понятийного аппарата для их изучения значительный вклад внесли такие отечественные авторы, как Герчиков В.И., Давыденко В.А., Зайцев А.К., Красовский Ю.Д., Решетникова К.В., Пригожин А.И. и др.

     Актуальным  аспектам управления трудовыми конфликтами  посвящены работы Антошиной Н.В., Данакина Н.С., Дятченко Л.А., Кудрявцева В.Н., Лебедевой М.М., Соловьева А.В., Сперанского В.И., Сулимовой Т.С., Чумикова А.Н. и др. Особо следует выделить новое формирующееся научное направление в трудовой конфликтологии, связанное с изучением роли профсоюзов в регулировании социальной напряженности и конфликтных ситуаций в сфере трудовых отношений (Крестьянинов А.Н., Деревянченко А.А., Киселев В.Н., Сперанский В.И. и др.).  В этих публикациях речь идет об экономических, организационных, правовых, социально-психологических методах раннего предупреждения и профилактики, диагностики и прогнозирования, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций и трудовых споров.

     Методологические  основы исследования. При теоретическом обосновании проблемы использовались преимущественно общенаучные методы. Специальные методы были применены при описании специфики социально-трудовых конфликтов: причинно-следственный, системный и структурно - функциональные методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА

     1.1 Понятие социально-трудового  конфликта

     Понятие конфликта активно используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт и называем этим словом военные действия, семейную ссору, столкновение интересов, спор, шумный скандал и внутриличностные переживания, нравственную борьбу.

     Однако  проблема создания общепринятого определения  конфликта до сих пор не решена. Существует множество определений  этого термина.

     Например, в 60-е годы американские социологи  Мак и Снайдер пришли к выводу, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно обычно употребляется, является «резиновым» понятием, которое можно растягивать в зависимости от наших желаний1.

     Природа слова "конфликт" берет свое начало от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение». Во многих случаях конфликт понимается как одна из форм взаимодействия людей, в основе которой лежат реальные или иллюзорные противоречия между людьми с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. В психологии же, под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в сознании одного индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях групп людей2.

     Профессор Э.А. Уткин в своей книге "Конфликтология" дает интересное определение конфликтной ситуации: "Конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия"3.

     Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доход, переоценку ценностей и т. д.4

     Конфликт  – это столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника5.

     Конфликт  – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны6.

     Анализ  различных определений конфликта  обнаруживает их сходство. Практически  неизменным компонентом значения этого  понятия является столкновение оппозиционных  начал, чаще всего двух. Каждый конфликт, независимо от его характера, конкретного  содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства. Таким образом, любой конфликт предполагает наличие противоречащих друг другу  начал, то есть неотъемлемым свойством  конфликта является его биполярность, означающая одновременно и взаимосвязанность  и взаимопротивоположность этих начал

     Многие  ученые включают в определение конфликта  также негативные чувства и враждебные действия противоборствующих сторон. Однако такие определения явились  следствие первоначального восприятия конфликта как негативного явления. Современное понимание конфликтных  явлений предполагает, что конфликт может протекать и без агрессии. Это дает основания надеяться  на возможность конструктивного  управления конфликтами7.

     Одной из разновидностью конфликта является социально-трудовой конфликт.

     Социально-трудовой конфликт понимается как механизм взаимодействия, позволяющий участникам трудовых отношений отстаивать свои позиции и ставить проблемы, связанные с трудом 8.

     Социально-трудовой конфликт - это особый вид конфликта, который проявляется через столкновение двух или более разнонаправленных  сил, интересов, взглядов по поводу социально-трудовых отношений и условий их обеспечения.

     Другими словами, это стадия максимального  развития противоречий между субъектами трудовой деятельности в трудовой или  связанных с трудовой деятельностью  сферах, и представляет собой силовое динамическое воздействие, которое осуществляется значительным количеством индивидов, социальных групп на основе действительного или сомнительного несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов 9.

     Существует  несколько подходов к классификации  трудовых конфликтов. Остановимся на рассмотрении двух из них, наиболее широко представленных в общественных науках.

     Первый  подход основан на выявлении сторон, участвующих в трудовом конфликте. И в этой связи выделяются конфликты:

     - между работниками(ом) и администрацией (администратором) предприятия, организации;

     - между трудовым коллективом и  профсоюзным комитетом;

     - между администрацией и профкомом;

     - между трудовым коллективом и  руководством отрасли;

     - между трудовым коллективом разных  организаций;

     - между трудовым коллективом и  органами управления государства.

     Второй  подход характеризуется определением типов конфликтов на основе содержательно-сущностных критериев, согласно которым существуют:

     - Конфликты интересов характеризуются  ярко выраженными интересами  конфликтующих сторон, а не только  сформулированными позициями или  требованиями.

     - Конфликты права отличаются юридическим  обоснованием защиты трудовых  прав работника или работодателя.

     - Иллюзорные конфликты, как правило,  основываются на отсутствии необходимой  информации, на извращенной информации  или неправильном восприятии  действий (бездействия) другой стороны. 

     - Ошибочно соотнесенные конфликты  характеризуются непониманием сути  имеющихся противоречий, ошибочным  толкованием норм права, скрытыми  реальными причинами поведения  другой стороны. 

     - Замещенные конфликты выражают  очевидные различия между выдвинутыми  требованиями и подлинными интересами  и целями стороны, инициирующей  конфликт.

     - Вынужденные конфликты - это специально  создаваемая конфронтация с целью  изменения положения дел в  распределении ресурсов.

     Как видно из данной классификации, трудовые конфликты могут быть инициированными  как работодателями, так и работниками.

     В зависимости от того, в какой сфере  взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:

     - условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).

     - система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование  финансовых средств; распределение  полученной прибыли; участие работников  в управлении капиталом т. д.).

     - выполнение ранее принятых договоренностей  (взаимные поставки, расчеты; погашение  долгов и т.п.).

     Функции трудовых конфликтов:

     1. Трудовой конфликт влияет на  баланс индивидуальных, групповых,  коллективных интересов и вносит  вклад в социальную интеграцию  предприятия. Конфликт рабочих  с администрацией, с одной стороны,  усиливает их конфронтацию, а  с другой – повышает сплоченность  рабочих.

Информация о работе Управление адаптацией персонала