Управление дисциплиной в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие и характеристика управленческих методов, посредством которых руководители предприятия воздействуют на дисциплину в трудовом коллективе организации и предприятия.
Задачи:
-дать определение трудовым коллективам и рассмотреть особенности
-изучить подробности специфики управления трудовым коллективом
-рассмотреть процесс управления дисциплиной в коллективе

Содержание

Введение
1. Трудовые коллективы организации
1.1. Определение и особенности трудового коллектива
1.2. Формальные и неформальные группы в трудовом коллективе
1.3. Характеристики неформальных групп
2. Управление трудовым коллективом организации
2.1. Специфика управления трудовым коллективом в организации
2.2. Управление трудовым коллективом в структуре организации
3. Процесс управления дисциплиной в трудовом коллективе
3.1. Понятие и значение трудовой дисциплины
3.2. Методы управления дисциплиной в трудовом коллективе
3.3. Роль руководства организации в обеспечении трудовой дисциплины
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

усро.docx

— 44.99 Кб (Скачать документ)

  Федеральное агентство железнодорожного транспорта

  Уральский государственный  университет путей  сообщения 
 

  Кафедра: управление персоналом и социологии 
 
 
 

  Курсовая  работа по дисциплине

             «Управление социальным  развитием организации»

  На  тему:

  «Управление дисциплиной в  коллективе» 
 
 
 

  Выполнил: Проверил:

  ст.гр. УП-417 преподаватель

  Кушкова О.Н. Александрова Н.А. 
 
 
 
 
 
 

                                            Екатеринбург 2011

                                             Содержание 

 Введение

1. Трудовые коллективы  организации

1.1. Определение  и особенности трудового коллектива

1.2. Формальные  и неформальные группы в трудовом  коллективе

1.3. Характеристики  неформальных групп

2. Управление  трудовым коллективом организации

2.1. Специфика  управления трудовым коллективом  в организации

2.2. Управление  трудовым коллективом в структуре  организации

3. Процесс управления  дисциплиной в трудовом коллективе

3.1. Понятие и  значение трудовой дисциплины

3.2. Методы управления  дисциплиной в трудовом коллективе

3.3. Роль руководства  организации в обеспечении трудовой  дисциплины

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Введение

     Экономические реформы в России существенно  изменили статус предприятия. Кроме  организаций, базирующихся на государственной  собственности, появились организации  с частной, смешанной и коллективной собственностью.

     Рынок ставит коммерческие предприятия в  принципиально новые отношения  с государственными организациями, с производственными и иными  партнерами, а также с трудовым коллективом. Устанавливаются новые  экономические и правовые регуляторы. Социальная направленность экономических  реформ способствовала повышенному  вниманию руководства организаций  к персоналу. В связи с этим меняются способы и механизмы  управления трудовым коллективом внутри организации.

     В настоящее время, вопрос управления дисциплиной в трудовом коллективе организации встает особенно остро, поскольку руководители всех организаций  стремятся максимально повысить производительность труда персонала  и эффективность его трудовой деятельности. Поэтому формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе становится первоочередной задачей в управлении персоналом и всей организацией в  целом.

     Целью данной работы является раскрытие и  характеристика управленческих методов, посредством которых руководители предприятия воздействуют на дисциплину в трудовом коллективе организации  и предприятия.

     Задачи:

-дать определение трудовым коллективам и рассмотреть особенности

-изучить подробности  специфики управления трудовым  коллективом

-рассмотреть процесс управления дисциплиной в коллективе 
 
 
 

                  

                    1. Трудовые коллективы организации

            1.1. Определение и особенности трудового коллектива

     Трудовой  коллектив является важнейшим звеном в работе всей организации, поскольку  человек играет определяющую роль и  является главным фактором в деятельности любого предприятия. Поэтому необходимо раскрыть понятие и особенности  трудового коллектива, как главнейшего  структурного компонента предприятия.

     Под трудовым коллективом понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация, и которые  совместными усилиями выполняют  поставленные перед ней цели. Это  руководители и штатные сотрудники организации, а также партнеры, которые  привлекаются к реализации некоторых  проектов, эксперты, которые могут  быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.

     Именно  организация эффективной деятельности трудового коллектива и является основной заботой руководства организации. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе все особенности  трудового коллектива внутри организации:

     · особенности индивидуального поведения;

     · особенности группового поведения;

     · особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.

     Особенности индивидуального поведения детерминируются  многими параметрами, среди которых:

     · индивидуальные способности, склонности и одаренность - предрасположенность  к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;

     · специфика мотивации - специфика  потребностей человека, представление  о целях профессиональной деятельности;

     · индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрения, представления  о мире;

     · демографические - половые и возрастные особенности;

     · национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила  и нормы поведения, которые детерминируют  конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.

     Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых  основные:

     · особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные  для конкретного трудового коллектива;

     · феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.

     Особенности поведения руководителей и членов управленческой команды являются одной  из самых комплексных проблем, поскольку  самих руководителей можно рассматривать  и как:

     · субъектов, имеющих индивидуальные особенности;

     · членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;

     · функционеров определенной управленческой технологии (типа управления), обладающей своими правилами поведения.

     Таким образом, трудовой коллектив является важнейшим структурным звеном в организации и от его эффективного функционирования во многом зависит успешное достижение поставленных перед организацией и предприятием целей. Для этого необходимо понимать все индивидуальные и групповые особенности внутри трудового коллектива, а также особенности поведения самих руководителей и управляющих. В результате данных особенностей внутри трудовых коллективов образуются формальные и неформальные группы.

      1.2 Формальные и неформальные группы в трудовом коллективе

     В зарубежной теории управления трудовые коллективы, их части, подразделения  носят название групп. Любое предприятие, организация состоит из нескольких групп, Группа - это два или более  лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под  влиянием других. Группы бывают двух видов - формальные и неформальные.

     Формальные  группы создает руководство, когда  производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления), для организации производственного  или торгового процесса. Их главной  функцией является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.

     Существует  три основных типа формальных групп. Группа руководителя (командная) состоит  из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Типичная командная группа - это  президент компании и вице-президенты. Такую же группу образуют директор магазина и заведующие его отделами. Рабочая (целевая) группа состоит из лиц, вместе работающих над общим  заданием.

     Третий  тип группы - это комитет (комиссия, совет) внутри организации, которому делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. Его отличительной особенностью является групповое принятие решений и осуществление действий. Имеется 2 основных типа комитетов: специальный и постоянный. Первый представляет собой временную группу, сформированную для выполнения определенной цели. Второй - это постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Их зачастую используют для предоставления организациям консультаций по важным вопросам. Это советы директоров (правления фирм), ревизионные комиссии, группы планирования, комиссии по пересмотру зарплаты.

     Эффективность деятельности формальных групп зависит  от размера и состава формальных групп, групповых норм, сплоченности людей, степени конфликтности, статуса  и функциональных ролей членов групп. Эффективная группа - это группа, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с похожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

     В каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп. Неформальная группа - это спонтанно  образовавшаяся группа людей, которые  вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных нефункциональных целей. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования  неформальных организаций. Причем, в  крупной организации существует не одна, а несколько неформальных организаций. Большинство из них  свободно объединены в своего рода сети.

     В неформальных группах также имеются  правила или нормы поведения, но неписаные. Они подкрепляются  системой поощрений и санкций. Различие в том, что формальная группа, ее структура и тип строятся руководством сознательно по заранее продуманному плану. Неформальная же группа скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворительные индивидуальные потребности, ее структура и тип возникают в результате социального взаимодействия.

     Причины вступления людей в неформальные группы состоят в следующем. Первая - это удовлетворение потребности  людей в чувстве принадлежности к данной группе. Вторая причина - это  помощь, которую получают работники  от неформальных групп, не ощущая ее от непосредственных руководителей - менеджеров.

     Третья  причина - взаимозащита работников от ряда факторов, в том числе вредных условий труда. Причем, защитная функция приобретает наиболее важное значение, когда начальству не доверяют. Четвертая причина - потребность людей в общении. Люди хотят знать, что вокруг их происходит. Однако во многих формальных группах плохо поставлена информация. Более того, руководители подчас намеренно скрывают ее от работающих.

     Пятая причина - это взаимные симпатии людей. Они часто присоединяются к неформальным группам для того, чтобы быть ближе  к тем, кому симпатизируют. Таким  образом, люди вступают в группы, чтобы  обрести принадлежность, помощь, защиту и общение.

     Таким образом, в трудовых коллективах  наряду с рабочими функциональными  группами существуют и неформальные группы, которые образуются по принципу общности личных интересов рядовых  сотрудников, а также руководителей. Данные группы могут являться причиной замедления производительности труда, нарушения трудовой дисциплины, и  даже межличностных конфликтов внутри трудовых коллективов. Поэтому необходимо охарактеризовать неформальные группы, для предотвращения негативных для  организации результатов трудовой деятельности.

                       1.3 Характеристики неформальных групп 

     Процесс развития неформальных групп и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у данных групп свойств, которые делают их одновременно похожими и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.

Информация о работе Управление дисциплиной в коллективе