Управление и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:23, реферат

Описание

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3
Сущность и значение управления……………………………………………………… 4
Основные категории менеджмента…………………………………………………… 6
Модель управления ……………………………………………………………………. 10
Виды менеджмента………………………………………………………………………12
Литература………………………………………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

реф сапожникова.docx

— 48.13 Кб (Скачать документ)

· централизация и децентрализация  управления (необходимость распределения  задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням  иерархии управления));

· соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы  управляемой).

Исходя из функционального деления  работы по управлению, выделяют следующие  виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.

Метод управления - это способы  работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного  развития.

     

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову  основывается на следующих принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в том, что свойства любой системы зависят от свойств  ее элементов, но при этом не определяются полностью этими свойствами. б) принцип  генетической определенности, который  требует при решении любой  проблемы в процессе управления подходить  с позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды  как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных  отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это  протяженности связей и место  элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы  управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при  росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным решениям, определения особенностей современного этапа существования системы, и не как отделенного от общей тенденции варианта, а как связующего звена предыдущего и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет границу с внешней средой, но эта граница имеет условный характер. При этом целостность системы не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом матрешки". В управлении он проявляется в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения товаров на рынке. Конечно, внешнее и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и связь -очень важная проблема в методологии практического управления;

е) принцип разделения системообразующих и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы. Нельзя построить эффективное управление без соответствующей оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его  содержание заключается в том, что  для любой системы необходимо определенное соотношение ее элементов  и частей. Это соотношение может  меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных  соотношений, соотношений технических  средств, видов информации, затрат времени  и пр.;

и) принцип коммуникативности заключается в том, что объект управления- социально-экономическая система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода должны занимать центральное место в  методологии управления, служить  связующим звеном методологии и  организации управления.

 

 

Модель управления

 

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно  осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок  и задач, которыми руководствуется  автор (создатель), модель управления и  экономические модели также могут  совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать  оригиналу и отражать авторскую  точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении  ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она  отражает и объясняет реально  происходящие явления.

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы  управляемая организация могла  добиваться поставленных целей, устойчиво  развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в  себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки  и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок  взаимодействия ее элементов, организационную  культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

· по виду преобладающей собственности  на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

· по степени рыночного влияния  на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми  рыночными отношениями, модель централизованного  управления с элементами рынка (плановая);

· по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;

· по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;

· по территориальному происхождению  и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;

· по принадлежности к соответствующим  школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;

· по роли и месту человека в  системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;

· по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;

· по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям  и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта  с передовой управленческой теорией  и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических  задач в передовых странах  мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Виды и методы менеджмента

 

Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный  отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия "управление". Оно широко используется применительно к разным социально-экономическим  процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

Виды менеджмента - специальные  области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью  организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных  звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными  сферами деятельности организации  или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)

В любой организации общий и  функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Виды менеджмента определяются объектами управления в компании

Административный менеджмент - это  разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий  между исполнителями и контроль их выполнения.

Инновационный (НТ) менеджмент - это  организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации  и результатами маркетинговых исследований.

Производственный менеджмент - это  организация и управление поставками материальных ресурсов, производством  и его подготовкой с целью  соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Экологический менеджмент - организация  предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий  производства на окружающую среду.

Инвестиционный менеджмент - это  деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности  для извлечения доходов и др. выгод  на основе финансовых расчетов эффективности  проектов.

Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.

Стратегический менеджмент - это  обоснование и выбор перспективных  целей и развития предприятия, повышение  его конкурентоспособности, закрепление  целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных  ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими  причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия  с целью восстановления высоких  темпов производства и развития на основе:

а) внедрения новых технологий;

б) анализа деятельности всех структурных  подразделений;

в) обновление основного капитала предприятия.

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку  и практику управления, как организацию  управления фирмой и как процесс  принятия управленческих решений. Под  научными основами управления понимается система научных знаний, которая  составляет теоретическую базу практики управления обеспечивает практику менеджмента  научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых - Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, К).П. Васильева, А.И. Анчишкина и в трудах зарубежных авторов - А. Файоля, П. Друкера, М.Х. Мескона, X. Вольфганга, И. Ансоффа и др.

Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем обосновывалась необходимость систематического использования  стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие  научные положения:

использование научного анализа для  определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;

важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;

необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились  четыре важнейшие концепции, которые  внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:

научного управления;

административного управления;

Информация о работе Управление и менеджмент