Управление и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:23, реферат

Описание

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3
Сущность и значение управления……………………………………………………… 4
Основные категории менеджмента…………………………………………………… 6
Модель управления ……………………………………………………………………. 10
Виды менеджмента………………………………………………………………………12
Литература………………………………………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

реф сапожникова.docx

— 48.13 Кб (Скачать документ)

управления с позиций психологии и человеческих отношений;

управления с позиций науки  о поведении.

В современных условиях существуют три научных подхода к управлению:

подход к управлению как к  процессу;

системный подход;

ситуационный подход.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу  которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента  наукой и самостоятельной областью исследования.

Ф. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения  планирования от фактического выполнения самой работы. Ф. Тейлор сформулировал  важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность  и что организация в целом  выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был признан  самостоятельной областью научных  исследований и было доказано, что  методы, используемые в науке и  технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций  для достижения намеченных целей.

Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством  и, в частности, вопросам повышения  эффективности производства.

Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем  и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции  в 20-е годы было сформулировано понятие  организационной структуры фирмы  как системы взаимосвязей, имеющей  определенную иерархию (принцип иерархичности). При этом организация рассматривалась  как замкнутая система, улучшение  функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией  деятельности без учета влияния  внешней среды. Появилось понимание  того, что организацией можно управлять  систематизированно, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической теории управления.

Согласно концепции одного из представителей классической теории управления А. Файоля, "управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". Это высказывание ученого относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. А. Файоль рассматривал управление (в его терминологии - администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад А. Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

Концепция управления с позиций  психологии и человеческих отношений  впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30- 50-е годы, основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.

В основе менеджмента как концепции  рыночного управления лежит объективная  тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на характер и механизм экономических  отношений, регулирующих связи между  рынком и производителем.

Менеджмент как концепция рыночного  управления направлен на совершенствование  организации управления деятельностью  отдельных предприятий. В этой концепции  больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий  с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений. Здесь обосновывается необходимость  в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а  не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы.

Придавая важное значение регулированию  рыночных отношений, теоретики менеджмента  особый упор делают на необходимость  приспособления фирмы к требованиям  рынка по каждому конкретному  продукту, выпускаемому фирмой. Поэтому ^ организационно-технический аспект этой теории направлен на так называемое "планирование продукта", которое  охватывает систему мероприятий  по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработку и внедрение на рынок  нового товара, по активизации спроса на товары и получению высокой  прибыли от его реализации.

Установление и регулирование  рыночных отношений основано на экономической  силе и научно-производственном потенциале их участников. Каждая фирма стремится  не только coxpaнить свою долю на рынке, но и увеличить ее, потеснить конкурентов, вытеснить их с рынка, разорив либо подчинив своему влиянию и контролю.

Таким образом, эта концепция менеджмента  не только дает теоретическое обоснование  необходимости регулирования рынка  в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов  организации хозяйственной деятельности фирм.

Менеджмент реализуется в практической деятельности фирм как система управления.

Следовательно, менеджмент регулируется законами развития рыночной системы  хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы к изменяющимся рыночным условиям.

Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организаций, повышению производительности труда  и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Отсюда появление  и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных  на решение проблем управления в  крупных промышленных фирмах, международных  по сфере деятельности - транснациональных  корпорациях.

Системный подход предполагает, что  руководители должны рассматривать  организацию как совокупность взаимозависимых  элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов  управления определяется ситуацией. Поскольку  существует обилие факторов как в  самой организации, так и в  окружающей среде, не существует и единого  лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий  данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений  к практике управления в зависимости  от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают  воздействие на функционирование организации  в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие  могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

Ситуационный подход предполагает определение основных внутренних и  внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для  практических целей менеджеры рассматривают  только те факторы, которые оказывают  влияние в каждой конкретной ситуации.

Задача менеджмента как науки  управления состоит в повышении  практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов  и методов, дающих возможность практически  решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление  различных видов деятельности - функций.

В зависимости от конкретных функций  организация делится на подразделения, выполняющие возложенные на них  задачи по реализации специфических  целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно  направляется и координируется для  достижения общей цели. Здесь речь идет об управлении организацией.

Такое содержание понятия "менеджмент" соответствует нашему понятию внутрифирменного управления. В данном учебнике мы сужаем предмет изучения и будем рассматривать  управление только в промышленных фирмах, где оно по содержанию и направленности отличается от управления в других фирмах в зависимости от их вида и характера деятельности.

Любая ситуация, возникающая в процессе управления является задачей для  руководителя - менеджера и требует  от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей  и программы действий. Это касается всех уровней управления. Управляемый  объект (фирма или ее хозяйственно самостоятельные подразделения), как  уже говорилось выше, имеет внешнюю  среду - рыночные отношения, к состоянию  которой он должен приспосабливаться  на основе обратной связи. Всякое управленческое решение - это результат обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.

Управленческие решения принимаются  на основе информации, получаемой и  обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение  конкретизируется для исполнителей и контроля за выполнением. Иначе  говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос - как  реализовать принятое решение и  как проконтролировать его исполнение.

Принятие решения - прерогатива  менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие  полномочия. Менеджер рассматривает  принимаемое решение с точки  зрения лиц, отвечающих за доведение  решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений  в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Иерархия в  системе управления решает проблемы передачи ответственности на более  низкие уровни управления, централизации  и децентрализации процесса принятия решений и самой организации  управления.

Процесс функционирования системы  управления включает работу по ее совершенствованию  и рационализации, поскольку современный  менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.

Каждый аспект подхода к менеджменту  как к системе управления требует  ее изучения в статике и динамике; в рамках глобальной локальной деятельности; на текущий момент и на перспективу. А это отражается 'На формулировке целей, методов воздействия для их достижения, на организационной структуре управления, на функционировании фирмы как управляемого объекта.

    Цели и задачи менеджмента

Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение  рентабельности деятельности предприятия  и его стабильного положения  на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента  входит

* обеспечение автоматизации производства  и переход к использованию  работников, обладающих высокой  квалификацией;

* стимулирование работы сотрудников  фирмы путем создания для них  лучших условий труда и установления  более высокой заработной платы;

* постоянный контроль за эффективностью  деятельности фирмы, координация  работы всех подразделений фирмы;

* постоянный поиск и освоение  новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также

* определение конкретных целей  развития фирмы;

* выявление приоритетности целей,  их очередности и последовательности  решения;

* разработка стратегии развития  фирмы - хозяйственных задач и  путей их решения;

* выработка системы мероприятий  для решения намечаемых проблем  на различные временные периоды;

* определение необходимых ресурсов  и источников их обеспечения;

* установление контроля за выполнением  поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента  по регулированию, организации, координации  и контролю за производственным процессом  и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

Информация о работе Управление и менеджмент